// Многонациональная Россия

Шапсуги

Численность народа: 3882

И вышли они к западной части древних Кавказских гор. И на реке Пшада, что впадает в Кара Дениз, разгромили войско крымских татар. Было то  черкесское племя шапсугов и случилось в 1724 году.

Примерно так в османских летописях 20-х годов 18 века в первый раз и было упомянуто племя шапсугов. В следующий раз через 20 лет о горном племени «сапсих» рассказали уже русские источники. Племя имело имеющее «особливый язык и такое же правление».

Считается, что «шапсуг, шапсуги» происходят от названия реки Шапсухо, протекающей среди гор юго-запада Большого Кавказа и впадающей в Черное море. Когда-то давно, три больших древних рода, проживающих в долине реки объединились в племя и назвали себя шапсугами. К концу 18 века это было уже одно из самых больших адыгских племен и вообще из племен Северного Кавказа – несколько сотен тысяч человек. Жили шапсуги псухо – большими семейными общинами до сотни человек, ведущими общее хозяйство.

Унэ и хакещ – семейный дом и домик для гостей – были эпицентром семейной хозяйственной жизни. Вокруг стояли хозяйственные постройки, хлев, возделывались сады и огороды. Усадьбу ставили там, где хозяевам казалось удобнее всего, в каком-нибудь месте, защищенным от разлива реки и ветра. Никакого специального плана размещения у псухо не было, поэтому соседние усадьбы могли располагаться далеко друг от друга. «Горное селение не выглядело целостным, скученным, как это типично для традиционных сел большинства кавказских горцев, а далеко растягивалось широко разбросанными усадьбами по горной долине. Часто невозможно было четко определить, где заканчивается одно селение и начинается другое: долина словно представляла собой один огромный аул».

Так как землей и скотом община  владела совместно, мужчины по очереди или вместе, по мере необходимости, выходили в поле и пасти скот. Этакий патриархальный коммунизм или коммунистический патриархат был в общине, потому что все «добытое непосильным трудом» распределялось между семьями по их потребностям. Чем больше семья, тем большую долю она получала.

Территориально объединенные общины образовывали хабль. Как в общине главенствовали наиболее уважаемые люд старшего поколения – старейшины, так в хабле - наиболее знатные и богатые рода. Представители самого знатного в округе рода назывались тлекотлешами  - «сильная нога». «Сильным ногам» помогали управлять уорки  - люди из менее знатных фамилий .

Высшим органом власти в хабле было собрание делегатов от проживавших в ней родов, и простых, и знатных, Собрание - хасэ принимало все основные решения. Тлекотлеши обязаны были согласовывать свои планы и решения с народной волей. На хасэ договаривались о внутриплеменных объединениях, о совместных мероприятиях между членами хабля. Могли собираться и межплеменные хасэ.

Важно понимать, что любой род у шапсугов, не зависимо от знатности, должен был служить гарантом безопасности каждой входившей в него семьи. Видимо, поддержка рода оказывалась не всегда, потому что в очень голодное время самые бедные семьи практиковали продажу в рабство своих детей. С другой стороны каждая семья внутри рода должна была быть его гарантом безопасности, потому что именно род нес ответственность перед остальным племенем за действия своих членов.

Если иностранец получал покровительство какого-нибудь рода, только в этом случае он мог беспрепятственно проехать по шапсугским землям. В противном случае рисковал быть пойманным и проданным в рабство.

Пресловутый закон гостеприимства (не распространяется на покровительство) работал по умолчанию 3 дня. Любой человек мог остановиться в любом доме, обычно в «домике для гостей». Он был неприкосновенен, даже если оказывался кровным врагом. Его кормили, поили, защищали от внешних врагов и не задавали никаких вопросов. Через три дня присутствие гостя отдавалось на усмотрение хозяина. Кровного врага хозяин спокойно мог убить, если тот вдруг задерживался дольше. Но если тот (и любой гость) покидал гостеприимный дом в положенный срок, хозяин должен был проводить его до окраины.

Кровниками становились родственники свободного человека, несправедливо пострадавшего от чьей-либо руки. Как правило, сначала родственники требовали материальной компенсации. Это могли быть деньги, драгоценности, скот, зерно и пр. И, как правило, если речь шла об оскорблении, требования пострадавшей стороны удовлетворялись. Но если речь шла об убийстве, то компенсация могла быть настолько большой, что семье убийцы было проще продать его в рабство и удовлетворить претензии кровников. Собственно кровниками они становились, если претензии так и не были удовлетворены, и тогда могла начаться кровная война. Для кровной родовой вражды не было классовых границ. Самые бедные семьи могли объявить кровную месть самым знатным. Честь выше всех иерархических различий. В крайних случаях семья пострадавшего могла потребовать выдачи убийцы для казни. Тогда его род мог изгнать человека, чтобы не дать его убить. А изгнанник со временем мог оказаться среди рабов и крепостных другого хабля.

Рабы и крепостные были бесправны. Они обслуживали хозяйство тлекотлешей и уорков.

Тлекотлеши и уорки занимались управлением народа и войной, но никак не хозяйством. Как войны и главная ударная сила, они все время совершенствовали свои воинские умения. На досуге шапсугские воины тренировались в стрельбе и фехтовании. Выезжали на охоту и совершали вылазки к соседям за скотом, рабами и другой добычей. Упражнениями в скачках старались достичь абсолютного совершенства.

Обычные занимавшиеся сельским трудом общинники назывались тфокотли. Таких было большинство. Мужчины-тфокотли, когда не занимались сельским хозяйством, составляли основу войска, но никогда не были в авангарде.

Что примечательно - дети тлекотлешей и уорков воспитывались в семьях тфокотлей. Такие демократические приемы не позволяли первым дистанцироваться от вторых.

Шапсугский треугольник и прочая мистика

Между руслами двух рек близ станицы Шапсугской расположен мистический одноименный треугольник. Еще его обычно вписывают между станицей Шапсугская, горами Свинцовая и Лысая.

Помните, как в «Волшебнике изумрудного города» смелый лев не смог добежать до конца макового поля? Вот так и вам вряд ли удастся добраться до конца ромашковой поляны в Шапсугском треугольнике в первозданном виде. Если у вас не возникнут вспышки озарения, то уж галлюцинации или приступы ясновидения – обязательно.

Однажды земная кора под поляной поехала и древние слои оказались над более молодыми, образовав, таким образом, тектонический перевернутый «слоеный пирог». Похоже, что он еще не допекся, потому что из-под земли на полянах все время клубится дымок остаточной вулканической активности. Ромашкам-то все равно, а вот люди на дымок реагируют определенным образом.

Возможно тот же сдвиг выдавил из глубин планеты живую и мертвую воду, которую выносит Серебряный источник на краю большой поляны. Вода в нем действительно очень богата ионами серебра, а оно – антисептик, как вы знаете. Вода может храниться в доме до года, не теряя своих вкусовых качеств и свежести. Сегодня источник освящен и там проводятся обряды крещения.

Но самое впечатляющее в треугольнике – дольмены. Возраст дольменов – 2-5 тысяч лет.

«В 1983 году советские ученые провели с помощью ультразвуковой аппаратуры ряд экспериментов. Результаты были ошеломляющими. Дольмены собирают и излучают энергию, причем для человека такое излучение является исцеляющим (снимает головную боль, давление, болевые ощущения и т.д.), создает фон, при котором исчезает депрессивное состояние, угнетенность. В ходе исследований было установлено, что в состав плит, из которых состоит дольмен, входит до 86% кварца (что также было подтверждено и зарубежными учеными). Кварц обладает способностью генерировать электрический ток. В наше время пластинки из кварца применяются в радиоэлектронике, как надежные стабилизаторы колебаний, а также для изготовления полупроводниковых приборов. Ученые уверены, что тем людям, которые возводили дольмены, 4-5 тысячелетий назад, были известны такие свойства кварца, которые мы еще и не открыли. И именно поэтому они использовали при строительстве дольменов такие горные породы, которые содержат кварц». По одним предположениям дольмены использовали в лечебных целях. По другим, которые правда ничем не подтверждены, как места захоронений.

На самом деле это только гипотезы, а правда в том, что «…раньше на Кавказе жили карлики «испы». Как-то они задумали построить себе каменные дома. Сами справиться не могли и попросили о помощи великанов. Те стали вырубать из каменных скал круглые домики с окошками. Но боги увидели это, разгневались и послали на землю огонь. Все здешние существа погибли, а каменные дома гномов остались стоять»

Говорят, что раньше их было около 60, но до нашего времени дожили всего несколько штук. Остальные местные жители разобрали для строительства. Рассказывают, однако, что с жильем из дольменных камней не все было гладко. У хозяев все время что-то случалось. А ведь дом для кавказцев – и место силы и своя крепость.

Дом делили на мужскую (сильную) и женскую(слабую) половины с отдельными входами. Потом, для выросших и женившихся сыновей внутри дома выгораживалось еще одно пространство. Со временем новая семья могла отселиться на собственную территорию, но младший сын оставался в отцовском доме и наследовал отцу.

С дочерями было иначе. Стать наследницей женщина не могла. Ни дочь, ни жена. Но жене при этом отводилась роль главной хозяйки. Старшую женщину слушались беспрекословно все младшие члены семьи. Из почтения к любой женщине в ее присутствии мужчина не мог сидеть верхом на лошади. Женщина могла прекратить мужской поединок, просто бросив между ними платок. Непреложный закон. Женщине позволено было даже принимать гостей в отсутствие мужа. Общих невинных гостей, а не одиноких мужчин. Если таки муж заставал жену в сомнительных обстоятельствах, имел право изувечить ей лицо и выгнать из дома. Но чаще всего просто бил, как сидорову козу и супруги продолжали жить дальше. Обычай подвергать изменников обоих полов публичному наказанию пришел к шапсугам с исламом.

Если после заключения брака девушка и должна была сохранять уклад семьи мужа, то самого мужа она выбирала сама. Принимала юношей в доме под неусыпным контролем матери или брата. Даже если брат был младший, девушка все равно обязана была подчиняться ему, как мужчине.  Браки, тем не менее, старались заключать по взаимной симпатии. Первый год совместной жизни жена присматривалась к особенностям ведения хозяйства в новой семье, к самому ведению хозяйства ее не привлекали. Теоретически за это время она должна была принести в семью новое счастье – родить ребенка. Стоит ли говорить, что особым счастьем было рождение мальчика.
 

Девушка, в целомудрии которой были сомнения, не могла выйти замуж. Но, вообще, дочери для родителей подчас были источником дохода. Красивая хозяйственная дочь могла принести семьи большой выкуп от жениха. Если такого не случалось, девушку могли и продать османам. Не все девушки сопротивлялись этому. Гаремы принимали их с большим удовольствием. А когда наложница выходила в тираж, хозяин чаще всего снабжал ее средствами для дальнейшего существования, подарками и возвращал домой.

С Османской империей у шапсугов всегда было тесное взаимодействие. А после Кавказской войны в 1864 году большая их часть вообще переселилась в Турцию. Тогда родные аулы покинуло около 150 000 человек. На покоренной территории осталось 5 тысяч. Сегодня большие диаспоры проживают в Сирии, Иордании, Израиле. В России проживает около 4 тысяч зарегистрированных шапсугов.