Численность народа: 16 758
«Мы находились в центре Ботлпха и наблюдали, как в лучах восходящего солнца вереница андиек, похожих на белых лебедей, спускалась с высоты на равнину, чтобы обменять масло, сыр, сушеное мясо на зерно».
Историческая область проживания андийцев - обширный котлован, образованный андийским хребтом и его отрогами. Белоснежный скальный хребет Бахарган занимает всю северную границу, ограждая Андию от холодных ветров, смягчая ее климат.
Происхождение названия андийцев иногда связывают с царем Анушем, основавшим деревню Анди, ставшую центром первого поселения. Но эта версия подвергается сомнению. Анди была образована в 16 веке. К этому веку андийцы жили здесь уже очень давно, они появились в регионе в бронзовом веке: «Вблизи села Гагатль (также Гагатли) обнаружены следы поселения, относящегося к III-II тысячелетию до нашей эры»
Древнейшим упоминанием об андийцах принято считать текст в «Торжественной надписи» ассирийского царя Саргона II, которая датируется 9 веком до нашей эры: "… завоевал страну Телусины андийца и захватил в этой стране в плен 4200 жителей и их скот". На рубеже нашей эры «ании, андаки» упоминаются греческим историком Страбоном и римлянином Плинием Старшим.
В начале нашего прошлого тысячелетия древние андийцы разделились на две группы. Первая группа, обособленно жившая в нижнем течении Андийского Койсу, ассимилировалась с аварцами. Вторая группа, которая и сейчас считается группой андийских народов, это автохтонное население, которое жило в среднем и верхнем течении Андийского Койсу . Они поделились на восемь родов: андийцы, ботлихцы, годоберинцы, ахвахцы, каратинцы, чамала лы, багулалы, тиндалы.
При этом сами себя андийцы называют «гъван, гъванал, гъваннал». Самоназвание, вкупе с другими данными, позволило ученым предположить, что местом проживания андийцев изначально было село Гунха: «Гунха (Гунн[ал]) было самым древним андийским селом, а его жители «основали другие селения». Другие исследователи связывают самоназвание со словом Ганна или Гъанна (от корня Гъан). Это слово в переводе с иудейского означает «ревностный в вере». Эти же исследователи считают, что часть андийцев ведет свое происхождение от племени Бану-Исраил: «… в эпоху правления некого Жъугъут-хана (еврейского хана; с центром в с. Муни), его владения простирались в горах до Хунзахского плато, в плоскости ниже по течению Дангъиза (Андийского Койсу...) и до Харачоя».
Раньше племена андийцев занимали большие площади: «В конце XIX века насчитывалось 7 поселений и один поселок с населением до 6 тыс. душ». По последней переписи населения в Дагестане проживает 16 758 андийцев.
Место их проживания всегда было защищено природным барьером - скальными хребтами Бахаргана . Андия во внутренней части раньше была покрыта лесами и считалась труднодоступной страной; дороги, соединявшие ее с внешним миром, запирались оборонительными сооружениями: на юге - Мунинской башней, на севере - крепостью Буцурха.
Покорение народа Тамерланом привело к смене религии во всем регионе: после домонотеистической религии пришел, возможно, иудаизм, затем христианство и последним стал ислам. Ни одна моно-вера не истребила пережитков языческих верований, которые проявлялись, например, в календарных и аграрных праздниках, обрядах вызывания дождя и солнца, родильных и свадебных обрядах, обычаях взаимопомощи, гостеприимства и куначества. «Определенную лепту в сохранение реликтов прежних форм верований внесла, как это ни странно, мусульманская религия, которая на первых порах была воспринята горцами поверхностно. Мусульманство поглотило или законсервировало многие языческие культы и верования, придав им синкретический характер так называемого «народного ислама».
В связи с этим примечательно, что до сих пор в своих клятвах андийцы используют имя верховного божества древнего пантеона - ЦIоба, а еще у них есть специальный суффикс, для использования в клятвах – «бололо». В итоге, аналог русского «Ей богу!» звучит у андийцев как «ЦIобололо».
В средневековый период для андийского общества было характерно многоукладное сословное расслоение. Наверху были узденские и феодальные рода. Наиболее сильным было узденство, делившееся на знатные и обычные тухумы. Тухумы - объединения кровных родственников, в которые входили несколько семей одного рода. Уздени - ( ёз (оьз) - сам, ден – от) - «сам принимающий решение», «вольный», «свободный», «благородный», «от себя» - сословие свободных людей. В знатные уздемские тухумы попадали при большом количестве входящих в него семей, при серьезных заслугах и богатстве.
Несколько тухумов объединялись в джаамат. Главы тухумов становились старейшинами джааматов. В 14-16 веках андийцы создали федерацию под управлением сельских общин – джааматов.
Жили андийцы малыми семьями. Родство передавалось по мужской линии, традиционные социальные отношения были, соответственно, патриархальные. В брак вступали после 15 лет. Браки могли быть полигамными, это не запрещалось, но случалось редко. Предпочтение отдавали бракам, заключенным в пределах своего селения: внутри тухума разрешались жениться вплоть до кузенов. Вступали в брак сватовством, без брачного взноса. В приданное девушка получала часть отцовского имения землей и скотом. На это приданное, вернее на его недвижимую часть, девушка сохраняла право и в браке, и в разводе. Отец молодожена выделял сыну комнаты или строил отдельный дом, но оставался главным в семье сына до своей смерти. В отцовском доме дети оставались в случае развода. Особенно это касалось мальчиков.
Значение тухумов сохранялось почти до середины 20 века. До этого же времени дожили и рудименты мужских союзов - многодневные мужские увеселительные собрания. Джааматы «делились» на общины воинов-скотоводов и земледельцев. Существовали военно-политические образования — союзы сельских общин ("вольные общества"). После присоединения к России в 19 веке обозначалась служилая и военная знать. Были слои, которые составляли так называемые переселенцы и вольноотпущенники.
Традиционный хозяйственный уклад андийцев – садоводство, террасное земледелие, скотоводство, солеварение, изготовление бурок.
Бурки – отдельная история. Для их изготовления испокон веку использовалась шерсть овцы знаменитой андийской породы. Черные как смоль овцы давали прекрасную тонкую мягкую волокнистую шерсть. Мясо их отличалось высоким качеством. «Вес курдюков отдельных особей достигал пуда. Здесь производили отличный сыр, шили высококачественные шубы и тулупы из овчины». Позже, во времена советских колхозов андийскую породу заменили на белых мериносов.
Андийские селения в большинстве своем образуют некое единое архитектурное сооружение. Жилища расположены на крутых склонах в три - четыре яруса. Каждый ярус является террасной лентой из примыкающих друг к другу крыш, одновременно служащих дворами домов верхнего яруса. Под этими же крышами проходят темные улицы-туннели. «Двухэтажные дома примыкают друг к другу смежными стенами, нижние этажи - хлева - не всегда имеют перегородочные стены, их крыши подпираются каменными колоннами, арками (реже), столбами. Пространство используется для совместного содержания скота».