// Многонациональная Россия

Корейцы

Корейцы
Численность народа: 153 000

Русские корейцы - коре сарам - один из самых молодых народов, населяющих нашу страну. Его история насчитывает немногим более 150 лет.

Территория современного Приморья вошла в состав Российской империи на основании заключенного в 1860 году с Китаем Пекинского трактата. Тогда Приморье представляло собой обширные земли, протянувшиеся на сотни километров вдоль тихоокеанского побережья от верховий Амура до границы с Кореей и крайне нуждавшиеся в заселении и освоении.

Первые корейские переселенцы пришли на территорию России в 1864 году: «четырнадцать семейств в числе шестидесяти пяти душ обоего пола перешли» на русскую территорию в январе. Уже в следующем году в пяти небольших деревнях проживали семьями около 130 корейцев, а к концу 1867 года - 1415 человек. Они даже получили гарантии безопасности и поддержку в виде ста пудов муки, выданной в долг. В Корее тогда существовал в жесткий запрет на контакты с иностранцами и на выезд подданных за пределы государства. «В середине 1860-х годов корейским пограничным властям на границе с Россией было дано предписание самым жестоким образом расправляться с перебежчиками, разрешалось даже убивать нарушителей, если не было возможности их задержать; пойманных иногда казнили прямо на берегу р. Туманган».

Вызвана же иммиграция в первую очередь была социально-экономическими причинами: голод, неурожай, гнет местных чиновников и помещиков. Особенно крупное переселение наблюдалось зимой 1870 года, когда из-за неурожая и последовавшего за ним голода в Посьетский участок переселились до 6,5 тысяч человек. Интенсивности новой волны иммиграции в большой мере способствовали слухи о могущественном «белом царе», который «благосклонно относился к переселявшимся корейцам, наделял их землей и оказывал поддержку».

Благосклонность благосклонностью, однако, возможности «белого царя» были небезграничными. Особенно с учетом того, что подавляющему большинству переселенцев нужно было всё. Они «не имели никаких средств к существованию ... Русская администрация была не готова к приему, размещению и обеспечению продовольствием столь большого числа иностранных переселенцев, поэтому в Корею послали специального представителя — князя Трубецкого, который договорился с пограничными властями соседнего государства о том, что они примут назад этих корейцев, не наказывая их. Однако иммигранты категорически отказались вернуться на родину. Приморское областное правление во главе с губернатором контр-адмиралом И.В. Фуругельмом предприняло ряд мер для обеспечения корейских переселенцев жильем и продовольствием. Часть мужчин была занята на казенных работах: женщины вместе с мужчинами работали на сортировке зерна».

Из записок Н. Пржевальского: «Корейские деревни состоят из фанз, расположенных на расстоянии 100-300 шагов одна от другой. Своим наружным видом и внутренним устройством эти фанзы ничем не отличаются от китайских. ... Переселяясь к нам, некоторые из корейцев приняли православную веру, так что теперь в деревне Тызен-хэ есть несколько десятков христиан мужчин и женщин и в том числе старшина деревни. ... Этот старшина, пожилой человек 48 лет, умеет, хотя и плохо говорить по-русски и, кроме корейского языка, знает немного по-китайски. Ходит он в русском сюртуке, обстрижен по-русски и даже при своей фанзе выстроил большую русскую избу».

Сами же корейские поселения сильно отличались от русских. Дома корейцы располагали хаотично, понятие «улица» у них не было. Фанзы ставились посредине разрабатываемых угодий. Внешне и внутренне фанзы тоже сильно отличались от русских изб. Например, обязательным атрибутом фанзы являлся «ондоль» - пол, который отапливался дымоходами, проложенными под ним.

Постепенно ситуация выравнивалась. Основной массой переселенцев были крестьяне, и главным родом их деятельности на территории российского Приамурья стало земледелие. Они выращивали кукурузу, другие злаковые, бобовые, в большом количестве различные виды традиционных корейских  просовых культур, в частности чумизу и, буду. Придерживались своих традиционных способов возделывания земли. Они не только возделывали свои новые плодородные земли, на и обороняли их от вооруженных нападений хунхузов, а позже принимали активное участие в строительстве дорог, железнодорожных путей, морского порта во Владивостоке. Тем не менее, их имущественное положение долгое время оставалось тяжелым. В том числе и из-за нерешенного правового статуса. Только в конце 1890-х годов почти все корейские крестьянские семьи, оседло проживавшие в Приамурском генерал-губернаторстве не менее 5 лет, были приняты в русское подданство. Всем им отводились в постоянное пользование земельные наделы из расчета 15 десятин на 1 семью. При этом по возможности нарезалась та земля, которую корейцы уже обрабатывали. До этой натурализации все корейцы были поделены на 3 «правовые» категории:

  1. Поселившиеся на русской территории на постоянное жительство до 25 июня 1884 года. Они признавались подданными Российской империи.

  2. Поселившиеся после 25 июня 1884 г. Этим семьям было предложено в течение двух лет продать или каким-либо другим способом ликвидировать имевшуюся у них недвижимость и возвратиться на родину.

  3. Прибывавшие в Приамурский край на сезонные работы или с другими краткосрочными целями. В их отношении применялись законы и положения, регулировавшие пребывание на Дальнем Востоке России иностранцев.

Принимаемым в русское подданство корейским мужчинам не разрешалось носить традиционную национальную прическу - «сан-тху»  - шишку из волос. Им надлежало принять православие.

В начале 20 века, а точнее после того как в 1910 году того как Япония аннексировала Корею в и установила над ней свой протекторат, перебрались в Россию многие участники корейского национально-освободительного движения. Приморье стало играть роль центра корейской политической иммиграции и антияпонского сопротивления.

 



«Трудности и невзгоды сурового времени, характерные для начала XX века, корейское население Приморья переносило наравне со всеми. Тяжелое имущественное положение, нерешенный правовой статус способствовали тому, что основная часть русских корейцев продолжала оставаться за чертой бедности. Поэтому когда в России вспыхнула революция, а вслед за ней и гражданская война, корейское население Приморья в подавляющем своем большинстве поддержало советскую власть, провозглашавшую принципы интернационализма и всеобщего равенства». Их социальный статус постепенно менялся: корейцы перестали считаться инородцами, были созданы специальные госструктуры, занимавшиеся легализацией и обустройством корейского населения. Им выделили квоты для поступления в высшие учебные заведения, что раньше было запрещено. Стали доступны даже военные ВУЗы. Все это длилось не долго.

К 1930 годам корейцев на Дальнем Востоке было уже немало. «В самом дальнем, пограничном Посьетском районе Дальневосточного края корейское население составляло подавляющее большинство жителей. Доходило даже до того, что официальное делопроизводство в районе было разрешено вести на корейском языке». Но тут границу с Кореей перекрыли, и поток мигрантов прекратился. А когда в 1937 году японцы вторглись в Китай, корейские переселенцы попали «под раздачу». Их стали расценивать как потенциальных предателей и решили переселить подальше от пограничных районов. 21 августа 1937 г. Совет Народных Комиссаров СССР и Политбюро ЦК ВКП(б) издали постановление о переселении корейцев с Дальнего Востока в Узбекистан и Казахстан.  Этой же осенью более 170 тысяч человек были практически в одночасье сорваны с мест и перевезены за тысячи километров от новой родины:

  1. «К выселению приступить немедленно и закончить к 1 января 1938 года.

  2. Подлежащим переселению корейцам разрешить при переселении брать с собой имущество, хозяйственный инвентарь и живность.

  3. Возместить переселяемым стоимость оставляемого ими движимого и недвижимого имущества и посевов».

Это были не первые корейцы,  оказавшиеся в Средней Азии. Впервые контакты между Кореей и Центральной Азией возникли очень давно, благодаря Великому Шёлковому пути. В Самарканде, во дворце Афрасиаб есть роспись 7 века, изображающая послов различных государств, включая корейцев. «На росписи изображены два посла с двумя перьями в прическах. Этот головной убор характерен для корейцев королевства Когурё».

С началом миграции в Россию в конце 19 века корейцы начали селиться и в Средней Азии. По собственной инициативе. К 20-м годам 20 века их численность на этих территория выросла настолько, что «в 1921 г. в Отделе национальных меньшинств Туркестанского Народного комиссариата по делам национальностей (ТуркНаркомнаца) была создана Корейская секция, основной задачей которой стала защита прав и интересов корейцев, проживавших в Туркестане». Еще некоторое количество переселили в Центральную Азию в начале 30-х  годов в качестве специалистов по рисоводству.

Депортированное с Дальнего Востока население оказалось в ужасающих условиях, но включилось в местную сельскохозяйственную деятельность. Помимо риса они выращивали кенаф, джут, хлопок, пшеницу, другие сельскохозяйственные культуры. «Объемы их урожаев били самые высокие рекорды, и вскоре слава об успехах корейских колхозов - «миллионеров» гремела по всей стране». 

После 1937 г. единственной группой корейцев, оставшейся на Дальнем Востоке, оказались южно-сахалинские корейцы, поскольку Южный Сахалин до 1945 г. входил в состав Японии под названием префектура Карафуто. Эта группа корейцев отличается от остальных "корё сарам" тем, что происходит из Южной Кореи и имеет особенности языка и культуры, старшие представители этой группы ещё помнят японский язык. Всего на Карафуто для принудительных работ, в основном на угольных шахтах, японцами было привезено более 70 000 корейцев из тогда ещё японской Кореи. Корейцы также прокладывали железные дороги, трудились на лесоповале. «Мой отец мне рассказывал, как они работали при японцах. Вот идет вагонетка с лесом, толпа корейцев - человек сто рабочих - они хватают по два-три бревна и надо бежать метров восемьсот до шахты. Потом обратно - и так сколько наберешь. Потом работали  сколько этих подпорок в шахте хватало, они их ставили и уголь рубили. Сколько у тебя подпорок, столько ты и продвинешься, столько уголь нарубишь - столько денег и давали. Были настоящие гонки, как они бежали с этими бревнами, кто больше нахватает. Некоторые рисковали, ставили не через два метра, а через четыре, через пять - а потом обвал, увечья получали, умирали, такое тоже бывало. Но японцы запрещали так делать... Денег давали половину на руки, половину на карточку шли».

После окончания Второй мировой войны к СССР вместе с островами Курильской гряды отошла территория Южного Сахалина. Часть рабочих из Кореи вместе с семьями после ухода японцев были оставлены на острове. Советская власть их не депортировала в Среднюю Азию и они до сих пор живут на Сахалине. Более того, в первые годы после возвращения японцами Южного Сахалина на остров вернулись около 2000 корейцев из Средней Азии и Казахстана.

Некоторые источники упоминают о внутренних противоречиях в корейской общине, которая была разделена на три группы:

  • сондюмин (искаж. сончумин) — 'люди, приехавшие первыми', «местные жители»;

  • кхынтанбэги (искаж. кхынттанбэки) — 'пришедшие с большой земли', «материковые корейцы»;

  • пхагеномдя (искаж. пхагённомуча) — 'присланные чернорабочие', «северокорейцы».

Последняя группа формировалась из жителей Северной Кореи, нанятых Советским Союзом для работы в рыбной, лесной, угольной промышленности. «В 1946—1949 гг. по трудовым договорам на Сахалин приехало 26 065 корейцев, а вернулись обратно в северную Корею 14 393 чел. На Сахалине осталось около 11,5 тысяч корейских рабочих». Остальные 2 группы составляли преимущественно южные корейцы. Выходцы с Севера говорили на другом диалекте, имели иные бытовые привычки и во многом противопоставляли себя «местным» южанам.

Безусловно, с течением времени и в изменяющихся обстоятельствах все противоречия сошли на нет.  За истекший период все корейцы в России приобрели ряд особенностей, которые отличают их от жителей исторической родины, независимо от того, была она на севере или на юге Кореи. При этом языковой диалект, на котором разговаривает старшее поколение русских корейцев – это язык северных провинций Кореи, и он «некоторыми учеными считается древней формой разговорного корейского языка», который сейчас исчезает и в самой Корее. Диалект нуждается в тщательном изучении и сохранении.

На данный момент численность этнических корейцев в странах СНГ составляет около 500 тыс. человек. На территории России по данным переписи 2010 г. проживает 153,1 тыс. «русских» корейцев,