«Трудности и невзгоды сурового времени, характерные для начала XX века, корейское население Приморья переносило наравне со всеми. Тяжелое имущественное положение, нерешенный правовой статус способствовали тому, что основная часть русских корейцев продолжала оставаться за чертой бедности. Поэтому когда в России вспыхнула революция, а вслед за ней и гражданская война, корейское население Приморья в подавляющем своем большинстве поддержало советскую власть, провозглашавшую принципы интернационализма и всеобщего равенства». Их социальный статус постепенно менялся: корейцы перестали считаться инородцами, были созданы специальные госструктуры, занимавшиеся легализацией и обустройством корейского населения. Им выделили квоты для поступления в высшие учебные заведения, что раньше было запрещено. Стали доступны даже военные ВУЗы. Все это длилось не долго.
К 1930 годам корейцев на Дальнем Востоке было уже немало. «В самом дальнем, пограничном Посьетском районе Дальневосточного края корейское население составляло подавляющее большинство жителей. Доходило даже до того, что официальное делопроизводство в районе было разрешено вести на корейском языке». Но тут границу с Кореей перекрыли, и поток мигрантов прекратился. А когда в 1937 году японцы вторглись в Китай, корейские переселенцы попали «под раздачу». Их стали расценивать как потенциальных предателей и решили переселить подальше от пограничных районов. 21 августа 1937 г. Совет Народных Комиссаров СССР и Политбюро ЦК ВКП(б) издали постановление о переселении корейцев с Дальнего Востока в Узбекистан и Казахстан. Этой же осенью более 170 тысяч человек были практически в одночасье сорваны с мест и перевезены за тысячи километров от новой родины:
-
«К выселению приступить немедленно и закончить к 1 января 1938 года.
-
Подлежащим переселению корейцам разрешить при переселении брать с собой имущество, хозяйственный инвентарь и живность.
-
Возместить переселяемым стоимость оставляемого ими движимого и недвижимого имущества и посевов».
Это были не первые корейцы, оказавшиеся в Средней Азии. Впервые контакты между Кореей и Центральной Азией возникли очень давно, благодаря Великому Шёлковому пути. В Самарканде, во дворце Афрасиаб есть роспись 7 века, изображающая послов различных государств, включая корейцев. «На росписи изображены два посла с двумя перьями в прическах. Этот головной убор характерен для корейцев королевства Когурё».
С началом миграции в Россию в конце 19 века корейцы начали селиться и в Средней Азии. По собственной инициативе. К 20-м годам 20 века их численность на этих территория выросла настолько, что «в 1921 г. в Отделе национальных меньшинств Туркестанского Народного комиссариата по делам национальностей (ТуркНаркомнаца) была создана Корейская секция, основной задачей которой стала защита прав и интересов корейцев, проживавших в Туркестане». Еще некоторое количество переселили в Центральную Азию в начале 30-х годов в качестве специалистов по рисоводству.
Депортированное с Дальнего Востока население оказалось в ужасающих условиях, но включилось в местную сельскохозяйственную деятельность. Помимо риса они выращивали кенаф, джут, хлопок, пшеницу, другие сельскохозяйственные культуры. «Объемы их урожаев били самые высокие рекорды, и вскоре слава об успехах корейских колхозов - «миллионеров» гремела по всей стране».
После 1937 г. единственной группой корейцев, оставшейся на Дальнем Востоке, оказались южно-сахалинские корейцы, поскольку Южный Сахалин до 1945 г. входил в состав Японии под названием префектура Карафуто. Эта группа корейцев отличается от остальных "корё сарам" тем, что происходит из Южной Кореи и имеет особенности языка и культуры, старшие представители этой группы ещё помнят японский язык. Всего на Карафуто для принудительных работ, в основном на угольных шахтах, японцами было привезено более 70 000 корейцев из тогда ещё японской Кореи. Корейцы также прокладывали железные дороги, трудились на лесоповале. «Мой отец мне рассказывал, как они работали при японцах. Вот идет вагонетка с лесом, толпа корейцев - человек сто рабочих - они хватают по два-три бревна и надо бежать метров восемьсот до шахты. Потом обратно - и так сколько наберешь. Потом работали сколько этих подпорок в шахте хватало, они их ставили и уголь рубили. Сколько у тебя подпорок, столько ты и продвинешься, столько уголь нарубишь - столько денег и давали. Были настоящие гонки, как они бежали с этими бревнами, кто больше нахватает. Некоторые рисковали, ставили не через два метра, а через четыре, через пять - а потом обвал, увечья получали, умирали, такое тоже бывало. Но японцы запрещали так делать... Денег давали половину на руки, половину на карточку шли».
После окончания Второй мировой войны к СССР вместе с островами Курильской гряды отошла территория Южного Сахалина. Часть рабочих из Кореи вместе с семьями после ухода японцев были оставлены на острове. Советская власть их не депортировала в Среднюю Азию и они до сих пор живут на Сахалине. Более того, в первые годы после возвращения японцами Южного Сахалина на остров вернулись около 2000 корейцев из Средней Азии и Казахстана.
Некоторые источники упоминают о внутренних противоречиях в корейской общине, которая была разделена на три группы:
-
сондюмин (искаж. сончумин) — 'люди, приехавшие первыми', «местные жители»;
-
кхынтанбэги (искаж. кхынттанбэки) — 'пришедшие с большой земли', «материковые корейцы»;
-
пхагеномдя (искаж. пхагённомуча) — 'присланные чернорабочие', «северокорейцы».
Последняя группа формировалась из жителей Северной Кореи, нанятых Советским Союзом для работы в рыбной, лесной, угольной промышленности. «В 1946—1949 гг. по трудовым договорам на Сахалин приехало 26 065 корейцев, а вернулись обратно в северную Корею 14 393 чел. На Сахалине осталось около 11,5 тысяч корейских рабочих». Остальные 2 группы составляли преимущественно южные корейцы. Выходцы с Севера говорили на другом диалекте, имели иные бытовые привычки и во многом противопоставляли себя «местным» южанам.
Безусловно, с течением времени и в изменяющихся обстоятельствах все противоречия сошли на нет. За истекший период все корейцы в России приобрели ряд особенностей, которые отличают их от жителей исторической родины, независимо от того, была она на севере или на юге Кореи. При этом языковой диалект, на котором разговаривает старшее поколение русских корейцев – это язык северных провинций Кореи, и он «некоторыми учеными считается древней формой разговорного корейского языка», который сейчас исчезает и в самой Корее. Диалект нуждается в тщательном изучении и сохранении.
На данный момент численность этнических корейцев в странах СНГ составляет около 500 тыс. человек. На территории России по данным переписи 2010 г. проживает 153,1 тыс. «русских» корейцев,