// Многонациональная Россия

Талыши

Талыши
Численность народа: 3 595

Живут в России талыши. От общей численности народа тут их совсем немного, меньше 1%. Основная масса остается в местах своего исторического проживания - на севере Ирана и на юго-востоке Азербайджана.

Есть у юго-западного побережья Каспийского моря область, которая так и называлась – Талыш или Талышстан. В начале 1 тысячелетия до нашей  эры  на территории Талышстана  было  Мидийское государство, чьи племена называли себя «арии». Царь мидян носил титул «Царя царей». Мидяне завоевали Персию, позднее, совместно с вавилонянами, огромную Ассирийскую державу. Вслед за тем они покоряют Урарту и нападают на мелкие царства восточной Малой Азии. Получают часть Анатолии. В итоге Мидия оказывается на вершине могущества, владея всем нынешним Ираном, Армянским нагорьем, Северной Месопотамией и восточной частью Малой Азии.

В середине тысячелетия мидийцев сменили Ахемениды. После крушения Ахеменидской империи эта территория входила в состав Атропатена, Великой Армении и Парфянского царства.

Атропатен – Атрпатакан – Адербадаган – Адербайджан – «страна огня». «Страной огня» государство называли за огнепоклонничество. Зороастризм сыграл свою роль в формировании религиозных взглядов подчиненных ему племен. Праталыши  исповедовали культ рощ и священных деревьев, потом  поклонялись божествам домусульманского  пантеона. Став частью Атропатена,  испытали на себе влияние культа природных стихий, склонившись при этом к монотеизму.

«Позже тут распространяли влияние персидские, арабские, тюрко-сельджукские мелкие и крупные государства Передней Азии, а в средние века образовались собственно талышские ханства». Талыши приняли мусульманство.

Как топоним, термин «талеш» известен из арабских источников 9-10 веков, но четкое указание на отдельную административную область под названием “велайят Талыш” относится к концу 13 века: «Великий падишах Газан-хан решил отправиться на охоту в велайят Талыш, что возле Мугани. Было известно, что у Талышских гор скрываются от властей многие разбойники и оубаши и многие купцы и благочестивые мусульмане опасались дорог вдоль Талышских гор из-за непрерывных нападений и грабежей…». Хан сначала избавился от разбойников, а потом удачно поохотился. И еще одно: «Возле западного берега Каспийского моря есть город Талыш и он населен талышами, а еще этот город во времена дейламитов и сельджуков называли Далан-нав’вар». До этого народ, проживающий на данной территории, арабские историки называли «ал-тайласан»: «В горах вокруг Азербайджана жили такие народы, как гелы и ал-тайласан, которые не подчинились арабам и были свободны и независимы». Позже этноним «талыш» встречается в 16 веке, в армянской версии истории Александра Македонского, переведенной с греческого источника 5 века.

Если обобщить характеристики, даваемые талышам, то, вкратце, это - свободолюбивый народ, предками которого были кадусии; они - «часть автохтонного прикаспийского этнического континуума, иранизированного в результате арийской миграции», носители мидийской культуры, исповедующий сегодня ислам.

По мнению исследователей: «первоначальная история талышей прослеживается через историю Ирана в XIV-XVIII вв», так как талыши упоминаются чаще всего в хрониках, связанных с иранской династией Сефевидов, а не как самостоятельные участники исторического процесса. Но «их авторитет в государстве Сефевидов, по-видимому, настолько возрастает, что талышским правителям присваивают только титул “ханов”».

Распад государства Сефевидов привел в середине 18 века к созданию Талышского ханства. Во время персидского похода Петра I в 1722-1723 годов талыши выступают на стороне русских. Фактически «Талышское ханство можно считать включенным в состав Российской империи после указа Павла I в 1800 г. и после подписания Георгиевского союзного договора 1802 г. Правитель Талыша Мир-Мустафа-хан, управляя Талышским ханством, теперь уже считался российским подданным и даже удостоился звания генерала русский армии в 1813 г. Но в 1814 г. после смерти Мир-Мустафа-хана его сын Мир-Хасан-хан уже не был официально признан русскими властями правителем Талыша». Окончательно  присоединение Талышского ханства к России было юридически оформлено в 1828 году, назвалось оно тогда уже Талышский уезд. Часть ханства, правда, отошла Персии. Последний его хан умер в Тегеране в 1832 году.

С 1840 года вся область северного Талыша перестала быть связанной с названием собственного народа и стала называться Ленкоранким уездом Шемахинской губернии. С таким названием она оставался в составе Российском империи, а затем в СССР, как часть Азербайджанской Советской республики.

Считается, что талыши сохраняли остатки племенного деления до начала 20 века. Приводились даже названия 5 «племенных» групп: собственно талыши, порнаимы, алары, оратлины и зуванды. Традиционно занимались земледелием - выращивали пшеницу и рис, разводили крупный рогатый скот, делали шелк.

Талыши не приемлют многоженство. Мужчины женились уже в 20 лет, а девушки становились женами в 16. Хотя некоторое время ситуация была иная и юношей женили на женщинах старше, потому что взрослая женщина гораздо лучше могла справиться с хозяйством. Жену, входящую в дом мужа, осыпали рисом и деньгами. «Раньше прямо рядом с ней разрезали барана, отбрасывая голову в одну сторону, а туловище в другую. Невеста должна была пройти между частями барана». Сохранился обычай макания руки в мед. Такой рукой девушке нужно коснуться дверного косяка, чтобы оставить отпечаток. У талышей традиционно распространены многодетные семьи. Считалось постыдным иметь меньше 6 детей, а 9-15 детей в семье считались нормой. Это во многом связано с обычаем, согласно которому женщина обязана рожать до тех пор, пока на свет не появится мальчик. Если женщина не родила сына, то муж ее считался вправе взять другую жену. Но это был единственный повод для многоженства.