// Многонациональная Россия

Бесермяне

Бесермяне
Численность народа: 2201

«Новокрещеные из магометан»

Здравствуй, дружок! Хочешь, я расскажу тебе сказку?

Именно так хочется начать каждый материал про один из малых народов России. Надеть платок и распахнуть ставни с петухом.

История каждого народа так загадочна, витиевата и неоднозначна! А, замешанная на внутренних легендах и эпосах, действительно больше всего напоминает сказку. Сегодня она будет про бесермян.

И первое, что приходит в голову по созвучию – бусурмане. Так оно и есть. Странно только, что всего одному народу досталась производная от «бусурман», с учетом того, каким емким было это понятие. Так русские именовали своих некрещеных соседей. А к русским оно пришло через Волжскую Булгарию  из арабского выражения, которое использовалось для названия мусульман.  Некий папский нунций в 13 веке в своем описании жителей Хорезма называл их «бесермини». На протяжении шести веков слово служило для обозначения мусульманской части населения Казанского ханства и Волжской Булгарии. В русских источниках появилось в 14 веке.

Точно про народность можно сказать, что проживают они на северо-западе Удуртии, по реке Чепца. 

И, как пишет Википедия, принадлежат они к «волжско-камско-степному типу европеоидной расы с субуральским и понтийским влиянием» А чтобы мы лучше понимали, субуральская раса занимает промежуточное положение между монгольской и европеоидной, а понтийская – подвид европеоидной, распространенный среди населения причерноморья.

В вопросе происхождения бесермян единодушия нет. То ли они древние удмурты, испытавшие булгарское влияние, то ли добулгарские тюркские племена.

На сегодняшний день их официально насчитывается чуть больше 2000 человек. Но, как мы знаем, когда речь идет о малых народах, официальная статистика не отражает реального положения дел. Достаточно большая доля их представителей указывала при регистрации принадлежность к доминантной национальности территории своего проживания. Так и многие бесермяне записаны как удмурты, русские или татары.

Теперь, с возможностью указывать 2 национальности в паспорте, картина численности малых народов скорее всего изменится.

При всей похожести историй про малые народы, бесермянская все же стоит отдельной строкой. Этот народ после язычества сначала принял ислам, а потом перешел в православие. Отпечатки всех трех религий прослеживались до сегодняшнего дня в жизни бесермян:  ели конину, не ели свинину, по определенным дням приглашали из татарской деревни муллу, который читал Коран:  «В 2017 году на празднике Корбан в селе Гордино (Балезинский район Удмуртии) со смешанным татаро-бесермянским населением, чтение сур Корана вокруг священной мусульманской могилы осуществлялось татарами во главе с имамом мечети соседнего татарского села Кестым. Бесермяне стояли вокруг сакрального пространства, не входя в него, не участвуя в намазе и в чтении сур, однако они периодически давали деньги и предметы мусульманам, входящим за ограду священной могилы. Похожее «приобщение со стороны», но уже к православным церемониям, наблюдалось нами на празднике Корбан в бесермянском селе Юнда в том же 2017 году. Там Корбан был приурочен к дню Св. Троицы. Жертвоприношение сопровождалось и чтением православных молитв и языческими священнодействиями».

В этнически смешанных браках, которых было немало, бытовали смешанные обычаи. При рождении ребенка, если отец был из чепецких татар, и семья проживала в татарском селении, то большинство обрядов проходили в мусульманских. Ребенок получал мусульманское имя. В семье, где мать ребенка - татарка, а отец - бесермянин, обряд сохранял черты характерные для родильных обрядов бесермян, но с допущением некоторых мусульманских элементов.

При вступлении в брак жена переезжала в дом к мужу.  Обратный вариант не возбранялся, но был крайне нежелателен.  Мужчина мог переехать в дом жены только в исключительных случаях. И хотя для этого всегда были серьезные причины,  мужчина, поселившийся в доме жены, не пользовался хозяйственной и материальной самостоятельностью, не являлся главой крестьянского хозяйства. Примачество обрядами не оформлялось. Для переселения в дом жены достаточно было получить согласие самого мужчины, его родителей и близких родственников. Свадебного застолья и иных ритуалов, подтверждающих создание семьи, не проводилось. Мужчину - примака назывался особым термином пӧртос - принятый, взятый в дом (кажется, Александр Дюма знал бесермянский язык). Женщины, вышедшие замуж подобным образом, никогда не употребляли для определения своего замужества слова "вышла замуж", а говорили "я завела примака" -пӧртос портіі.

Было много верований, которым следовали бесермяне до недавнего времени. Например, за срубленное в лесу дерево хозяин леса Чашшакузе убивал. Возможно, именно поэтому до нас дожила «Черная сосна», одна из местных достопримечательностей.

У засохшей, почерневшей сосны темное прошлое, с ней связано много страшных историй и преданий. Сотни лет назад мимо дерева пролегал печально известный Сибирский тракт, по которому гнали на каторгу закованных в кандалы заключённых. В этой же местности орудовали разбойничьи шайки, грабившие торговые повозки и простых людей.

Согласно одной из легенд, высокая сосна впитала в себя кровь и страдания невинно убиенных жертв и высохла от зла и горя, что принесли беспощадные преступники. Сегодня чёрное дерево выделяется среди своих зелёных соседей. Единственное живое в мертвом стволе – дикие пчелы, поселившиеся в сухом дупле

После хозяина леса шли  хозяин двора и хозяин дома. Гидкузё в субботу на Покров нужно было приносить барана, чтобы он оберегал двор от бед.  Коракузё же в подполье приносили в жертву гуся с просьбой защитить гусей, которых на период высиживания яиц заносили в избу.

Для хозяина поля Межакузё  перед началом сева зарывали в пашню крашеное яйцо, а также жертвовали хлеб и пиво. После посева озимых ему на меже приносили в жертву барана. После жатвы под снопом ему оставляли хлеб с маслом. В середине января праздновали Вожо. По многим приметам Вожо  напоминает колядки с ряжеными, песнями, хождением из дома в дом, гаданиями, обильным угощением. Центральным действующим лицом всегда была Вожо-мумы — праматерь духов, роль которой в общине исполняла одна из женщин-старейшин. Чтобы злые духи не узнали человека и не смогли навредить ему, в Вожо люди пытались смешаться с ними, выглядеть как можно более страшно и необычно.

Основные торжества бесермян схожи с православными. На Пасху красили яйца, считающиеся символом защиты от бед и злых духов. На Покровскую субботу поминали усопших и собирали урожай. В этот день хозяину двора приносили в жертву животное или птицу. В вербную субботу встречались для питья браги и других напитков. По окончанию потчевания, все легонько хлестали друг друга ветками вербы.