Численность народа: 173 416
Лакцев называют самыми веселыми дагестанцами, самыми хитрыми, самыми загадочными. А еще – самыми лучшими в мире канатоходцами.
«Они могут пройти там, где не пройдет никто другой. Живой тому пример - аул Цовкра-1. … Здесь живут лучшие в мире канатоходцы, или пехлеваны, как называют их дагестанцы. … Быть может, есть еще на Земле эквилибристы, не уступающие цовкринским пехлеванам, но превзойти их уж точно невозможно. Они не просто великолепно чувствуют канат, они чувствуют мир вокруг себя и свое место в нем, они словно видят нечто большее, нежели простые смертные, даже с повязкой на глазах. И это позволяет им летать, ибо только с полетом можно сравнить то, что делают они, не имея другой опоры, кроме ускользающего из-под ног каната».
Вся территория проживания лакцев в Нагорном Дагестане изборождена множеством ущелий, тянущихся с юга на север. И для своих поселений горцы традиционно выбирали труднодоступные места: выход скалы, острый гребень горы. Иногда дома буквально врезались в склон горы. Лакцы проживают селениями «шар». Улочки в селениях узкие и кривые. Каждое село поделено на несколько кварталов - «жамят».
Все мало-мальски пригодные территории использовали для земледелия. Земледелие было террасным и склоновым. Но даже с учетом титанических усилий земледельцев своего хлеба лакцам хватало на два-три месяца, остальной приходилось докупать. Помимо пшеницы выращивали разные виды ячменя, овес, горох, просо и лен. Позже добавили к этим культурам кукурузу.
А вот в распоряжении животноводов были прекрасные летние альпийские пастбища. С зимними, правда, было напряженно, и скот приходилось отгонять на равнины. У большой части населения имелся крупный рогатый скот, лошади, ослы. Но такой скот из-за недостатка кормов держали только для нужд семьи и улучшением его породности почти не занимались. Скотина из-за этого казалась мелкой и невзрачной, зато ее выносливости мог позавидовать любой. Ну и конечно, здесь всегда разводили овец.
Из овечьей шерсти создавали прекрасное тонкое и прочное сукно. Оно шло на шитье черкесок и женской одежды. Более грубые варианты использовали для повседневной одежды. Обработка шерсти и производство изделий из нее требовали долгого и кропотливого труда. Сукно ткалось из овечьей шерсти естественного цвета. А вот нити, которые шли на изготовление ковров, красили, используя местные растительные красители. Изготовление сукна, производство ковров, вышивание золотой и серебряной канителью по сукну, шелку, коже, изготовление волокна были женским занятием. Так же как создание гончарной посуды и утвари. Так же как уход за крупным рогатым скотом, прополка и жатва. Лучшими качествами лакской жены считались скромность, доброта, аккуратность, трудолюбие, любовь к детям, супружеская верность.
Настоящим мужчиной считался человек с чувством собственного достоинства, гордый, справедливый, честный, трудолюбивый, упорный, находчивый. Так же высоко ценились в мужчине ум, смелость, мужчин, забота о нуждающихся.
Если все качества оказывались в наличии юноша и девушка могли начинать процесс создания семьи. Ритуалы сватовства и свадьбы определялись адатами - традиционными нормами права в горах, шариатом и обычаями каждого аула. Согласно адатам, решение о замужестве принимает не сама женщина, а её родственники по мужской линии. Если девушка была сиротой это делали кадий, либо мулла аула.
Часто детей «сговаривали» вскоре после рождения. Отец мальчика давал в виде залога какую -нибудь вещь отцу девочки, и малолетние уже считались с этого времени женихом и невестой. Но если пара находила друг друга во взрослом возрасте, процедура немного усложнялась. Самостоятельно жених не мог просить руки невесты, за него это делали сваты. Сватовство продолжалось три дня, после чего пара могла считать себя обрученной. Со дня обручения до дня бракосочетания молодым нельзя было видеться, а дата свадьбы зависела от материального положения жениха.
За время ожидания жених должен был подготовить невесте белое шелковое платье и свадебные украшения, а невеста - сшить ему костюм.
Примерно за неделю до свадьбы родственники жениха вкупе с другими подарками приносили хну. Это хной невесте красили ладони, после чего она уже не могла выйти из дома до самого дня свадьбы.
Вечером из дома невесты выходила свадебная процессия к дому жениха. Лицо невесты было прикрыто покрывалом. У дома жениха родственники разжигали костер и стелили под ноги невесте ковер, сыпали на нее сладости и зерно, свекровь угощала ее сладким напитком и медом. Свой первый день в качестве замужней женщины девушка начинала с похода за водой. У источника ее поджидала молодежь. Чтобы набрать воды, девушке нужно было откупиться сладостями. И только после того, как новоиспеченная жена давала напиться мужу воды, она могла разделить хозяйственные хлопоты со своей новой семьей.
В целом «жизнь лакцев регулировали многовековые традиции гостеприимства, взаимопомощи и кровной мести. До середины XIX в. в случае убийства сельский старейшина старался примирить кровников, уговорить потерпевший род принять плату за кровь. Если примирение не состоялось, старейшина выдавал убийцу родственникам убитого для расправы. После вхождения лакских земель в состав России виновного в убийстве стали высылать из селения на шесть-семь лет, в течение которых ему безнаказанно могли мстить родственники убитого. По истечении этого срока убийца мог возвратиться домой. Сельский старейшина собирал родственников убитого, показывал им убийцу и объявлял его неприкосновенным. Иногда убийца, завернувшись в белую ткань, неожиданно являлся перед матерью убитого, и насильно прикасался губами к ее груди. Таким образом, он становился молочным братом убитого и избавлялся от кровной мести. Лакский обычай требовал мести не только за убийство, но и за ранение. Плата определялась в зависимости от тяжести нанесенного увечья».
Жизненно важным лакцы считали сохранение своей репутации: индивидуально - в малом семейном кругу, семейно - в кругу односельчан. Репутация – то, что сопровождало человека на протяжении всей его жизни и передавалось наследникам. «Если, к примеру, 200 лет назад в роду лакца появились воры, семья его до сегодняшнего времени не сможет избавиться от этого позора».
Но что это мы только про порицание и наказание? Радость, взаимоуважение, поддержка были распространены не меньше. «К горцу, вернувшемуся домой после дальнего путешествия, приходили все соседи, они желали ему здоровья, исполнения желаний и сохранности в пути». Хорошо принять у себя гостя считалось почетным делом для каждого лакца и заслуживало большого уважения со стороны окружающих.