Все те же блюда подаются и к праздничному столу. Главным угощением на ненецкой свадьбе, например, является суп из оленины. Так как качество блюда зависит от свежести мяса, оленя забивают перед самым приготовлением. Никакие специи кроме соли в воду не добавляют. Ещё на стол выставляют варёную рыбу, строганину, ягоды и пироги. Для молодых на свадьбах традиционно припасали отдельное угощение. Им подносили язык и сердце оленя, которые они должны были съесть поровну. Бокалы за здоровье молодых не поднимали. Алкоголь на ненецкой традиционной свадьбе под запретом, напиться на празднике – позор. Свадебных пира было 2 - сначала в стойбище невесты, потом – жениха. При этом невеста не принимала участие в пиршестве, а лежала укрытая одеждами или сидела в стороне. Иногда не допускался к пиршеству и жених.
Путь до самой свадьбы был долгим. У ненцев существовал строгий запрет на браки между представителями одного рода. Поэтому степень родства заранее выясняли очень тщательно. Вопрос о женитьбе сына обычно решал отец, на семейном совете с другими сыновьями. На этом же совете выбирали и свата. Им могла стать мать жениха.
В назначенный день жених и сват отправлялись к стойбищу рода невесты. В чум заходил только сват и со словами: «Дочку твою я застал или не застал?». Если отец девушки почему-либо не хотел отдавать дочь замуж за этого человека, то он на предложение свата ничего не отвечал или запрашивал высокий выкуп. Если жених устраивал отца девушки, то между ним и сватом начинались переговоры о размере выкупа. Главным атрибутом свата служил посох, на нем отец невесты делал нарезки по количеству запрашиваемых оленей. Сват мог эти зарубки срезать, если его условия не устраивали.
Договорившись о размере выкупа, сват оставлял посох, который хранился у отца невесты в священной нарте. Число таких посохов равнялось числу замужних дочерей. Когда за девушку получали задаток, она считалась сосватанной. Основную часть выкупа составляли олени, а остальное — меха, сукно и прочее. Сосватанная девушка больше не ездила в гости, не посещала праздники. Она должна была оставаться дома, занимаясь кропотливой работой над приданым.
В назначенный день отец невесты строго на востоке от своего чума вбивал в землю 2 перекрещивающихся шеста. Мать девушки перед отъездом дочери должна была прогнать под этой аркой ее аргиш (несколько оленьих упряжек, идущих друг за другом). «Это считалось символической проверкой добротности нарт и упряжки, а ещё устанавливало границу, после пересечения которой девушка переходила из своего рода в род супруга и в статус замужней женщины».
Аргиш жениха с родственниками в это время двигался к чуму будущего тестя. Подъехав, жених трижды объезжал чум по ходу солнца, после чего родня невесты, начинала ловить свата, жениха и всю его родню. Нужно было поймать все упряжки прямо на ходу.
«Поймав кого-либо из них, сразу опутывают вожжей от оленей и со всеми санями и оленями начинают привязывать мужчин к саням у сеникуя, а женщин к саням у дверей; распрягают и пускают в стадо их оленей». В это время убивали оленя, который и был первым праздничным угощением. Мясо такого оленя считалось священным, его не заносили в чум, и ели только в сыром виде. Кончиком левого уха жертвенного оленя наносили полоску по лбу жениха и невесты.
Затем все шли к чуму. Жених доставал из-за пазухи лоскут красного сукна и его задача заключалась в том, чтобы просунуть этот лоскут в чум невесты, причем женщины-родственницы невесты всеми силами старались не позволить ему сделать это. Иногда жених старался просунуть сукно через дымовое отверстие, для чего его поднимали родственники. В конце концов, сукно вталкивалось женихом в чум. Тогда его начинали рвать на ленты и раздавать каждой из родственниц невесты. Только после этого жених и его родственники получали возможность войти в чум».
Отъезд невесты в чум жениха происходил утром следующего дня. При выходе из чума невеста должна была переступить через лужицу крови жертвенного оленя, тем самым заслоняя чум родителей от темных сил. Ее укладывали в женские нарты (у ненцев было много разновидностей нарт, в том числе женские и мужские) и наглухо закрывали пологом, причем это делали родственники жениха. Туда же сажали маленького ребенка, чтобы женские нарты никогда не пустовали.
Перед тем, как направиться к чуму жениха, несколько раз объезжали вокруг чума невесты. Дальше «поезд» шел следующим порядком: жених, его родители, его гости, сват или отце невесты, жена свата с невестой и приданным, мать невесты, гости невесты.
«На полдороге свадебный поезд останавливался группой людей, которая, задерживая сани невесты, требовала выкупа. Обычно это были подговоренные отцом невесты родственники. Жениху приходилось идти на уступки и «откупаться». Обычно «выкуп» давался живым теленком».
В стойбище жениха тройной объезд чума повторялся, только больше уже никто никого не ловил. Жена свата под руки заводила невесту в чум и открывала ей лицо. Жених в первую очередь распрягал оленей и аккуратно складывал всю упряжь в нарты. Если что-то было сложено небрежно, значит жених взял в жены девушку не по собственной воле, а по желанию родителей. Затем снова жертвоприношение оленя, угощение перед чумом, угощение внутри чума, соревнования и игры.
Мать жениха готовила постель для молодоженов. Постель от остального пространства чума отделял тот же полог из приданного невесты, которым ее укрывали в свадебном кортеже. Полог опускался. Жених и невеста стали мужем и женой. Утром молодая жена разжигала огонь, готовила еду, угощала гостей. Родители прощались с дочерью. Теперь она – отрезанный ломоть. В нарты упаковывались подарки от семьи жениха, и гости разъезжались.
Для новобрачных заранее устанавливали чум. Он мог быть временным, но как обязательный элемент обряда. Можно обойтись без сватов, выкупа, праздничных нарядов, но без чума — никак. «Он центр вселенной, символ мироустройства, и обряд вступления в брак, связан именно с ним. Перед тем как войти в сакральное жилище, новобрачные проходят через обряд очищения огнем. Проходят в самом буквальном смысле — перешагивают через костер у входа в чум. И сразу после этого невеста собственноручно разводит первый огонь в своем новом доме».