// Многонациональная Россия

Ненцы

Ненцы
Численность народа: 48 000

Ненцы – самый большой из коренных малочисленных этносов севера России. У них один из самых высоких уровней владения национальным языком. Это единственный северный этнос, название которого упоминается в наименованиях трех административно-территориальных образований: Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в Красноярском крае

Самоназвание ненэц буквально означает «настоящий человек».

Официально самоназвание закрепили за народом в 1930 году. До этого пользовались устаревшим названием «самоеды», «юраки».

Название «самоеды» всегда вызывает некоторую оторопь. Само - еды! Как это может быть? Версия лингвистов  состоит в том, что название произошло от слова «Самееднам». Так, дескать, называли свою страну лопари, который в древности жили восточнее, чем сейчас, но со временем ненцы потеснили их на запад.  А название территории осталось.  Возможно, лингвисты и правы. В немецком написании, например, это выглядит как Samojeden (самойеден), что можно перевести как «каждый саам».

Однако есть и другое мнение. Оно основано на древней традиции ненцев:

«В преданиях самоедов... еще в настоящее время сохранилось в памяти следующее обыкновение самоедческих предков; удрученный летами самоедин, когда чувствовал себя неспособным к промыслам и езде на оленях, когда жизнь свою считал в тягость потомству... приказывал себя убить в честь счастливой жизни своего потомства и тело свое съесть». Эта запись была сделана одним путешественником в 1868 году.

Ослушаться старшего дети не могли, и в присутствии шамана совершался страшный ритуал отцеубийства, после которого все члены рода с трепетом и благоговением ели тело предка.

Раньше самоедами называли только ненцев, потом  это стало общим названием нескольких северных народов, говорящих на языках самодийской группы. К ненцам добавились энцы, нганасаны,селькупыи сойоты.

Считается, что предками ненцев были древние самодийские племена, жившие в районах, прилегающих к рекам Иртыш и Тобол. Но в 1 веке до нашей эры их вытеснили с насиженных мест племена кочевников - гуннов и тюрок. Самодийцы ушли в Заполярье и Приполярье, ассимилировав местное аборигенное население. Память о нем сохранилась в фольклоре ненцев под именем сихиртя - охотники на дикого оленя и морские зверобои.

«В дальнейшем часть ненцев продвинулась из низовьев Оби на запад до Белого моря, другая - на восток до Енисея. Последняя волна переселенцев с Ямала пришла на Таймыр в XIX в. Здесь при взаимодействии с аборигенами - энцами - сложилась особая енисейская группа ненцев».

Мифологии ненцев в целом не оригинальна. Вселенная представляется им в виде трех вертикально расположенных миров: Верхнего, Среднего, Нижнего. Верхний мир находится над землей и состоит из семи небес, населенных божественными созданиями. Средний мир — Земля. Она кроме людей населена многочисленными духами – хозяевами всего того, что окружает человека в его земной жизни. Земля плоская, окружена морем. Нижний мир расположен под землей и также состоит из семи ярусов, на которых обитают злые духи, приносящие болезни и смерть.

Творцом всего живого ненцы считали владыку неба Нума. Дважды в год Нуму приносили в жертву белого оленя и посвящали оленя живого. На боку белого животного ни разу не ходившего в упряжке ставили своего рода печать - знак Нума. После чего оленя отпускали обратно в стадо, но он не выполнял никакой работы, к нему старались даже не прикасаться.

Олень для ненца все. Вот почему ненцы, например, не едят грибы? А потому что, когда-то давным-давно они заметили, что грибы очень любят олени.  Тогда ненцы сочли, что разумнее не отнимать у них это вкусное яство, тем более, что грибной период в тундре длится всего несколько дней, да и не настолько их много, чтобы могло хватить и людям, и оленям.

Традиционная культура ненцев вообще очень приспособлена к условиям обитания и экономна. Их «транспорт» не разрушает покров тундры, их переносные жилища и одежда приспособлены для кочевого образа жизни. В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек — это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек — у которого есть про запас вторая одежда.

Традиционные занятия ненцев обусловлены тем, что давала природа в больших количествах: оленеводство, охота и рыболовство. Летом оленей перегоняли на север подальше от назойливой мошки, зимой - на более теплый юг. И даже охраняют и гонят оленей особые собаки - оленегонные лайки.

А вот охотились на диких оленей жестко и беспроигрышно: «… загоняют табун оленей собаками в озеро, где, настигая в лодках, колют узкими копьями (покалюга), или во время странствования оленей ожидают их в известное уже время при реках, где во время переправы ждут с домашним оленем - манщиком,

Оленина – традиционно самая употребляемая еда. Во время забоя оленя в пищу идут свежая кровь, печень, сырое мясо. Если мясо не съедают сразу, тогда готовят впрок. Для этого зарывают его в промерзшую землю. Иногда коптят и вялят на солнце. Традиционное лакомство - молодые оленьи рога, опаленные на пламени костра. Отрезанные мягкие концы рогов бросали в огонь, и, опалив шерсть, соскабливали ее ножом.

Добывают ненцы и дичь: куропаток, гусей, уток, но не употребляют в пищу чаек, считающихся у них священными птицами. Весной собирают гусиные яйца. Едят также зайчатину, медвежатину и вымоченное в воде мясо нерпы. Рыбу ненцы солят, коптят, вялят, морозят. Ненцев часто считают чуть ли не чемпионами по сыроедению. Не в последней степени это связано с традицией употребления строганины. В холодное время года, где-то с конца сентября, рыбу, не потроша, замораживают и в таком виде заготовляют на зиму. Перед подачей с нее ножом снимают чешую, а потом разрезают на две половины вдоль хребта; за столом уже каждый, вооружившись ножом, срезает с этих половин кусочки и ест, часто макая в соль.

 



Все те же блюда подаются и к праздничному столу. Главным угощением на ненецкой свадьбе, например, является суп из оленины. Так как качество блюда зависит от свежести мяса, оленя забивают перед самым приготовлением. Никакие специи кроме соли в воду не добавляют. Ещё на стол выставляют варёную рыбу, строганину, ягоды и пироги. Для молодых на свадьбах традиционно припасали отдельное угощение. Им подносили язык и сердце оленя, которые они должны были съесть поровну. Бокалы за здоровье молодых не поднимали. Алкоголь на ненецкой традиционной свадьбе под запретом, напиться на празднике – позор. Свадебных пира было 2 - сначала в стойбище невесты, потом – жениха. При этом невеста не принимала участие в пиршестве, а лежала укрытая одеждами или сидела в стороне. Иногда не допускался к пиршеству и жених.

Путь до самой свадьбы был долгим. У ненцев существовал строгий запрет на браки между представителями одного рода. Поэтому степень родства заранее выясняли очень тщательно. Вопрос о женитьбе сына обычно решал отец, на семейном совете с другими сыновьями. На этом же совете выбирали и свата. Им могла стать мать жениха.

В назначенный день жених и сват отправлялись к стойбищу рода невесты. В чум заходил только сват и со словами: «Дочку твою я застал или не застал?». Если отец девушки почему-либо не хотел отдавать дочь замуж за этого человека, то он на предложение свата ничего не отвечал или запрашивал высокий выкуп. Если жених устраивал отца девушки, то между ним и сватом начинались переговоры о размере выкупа. Главным атрибутом свата служил посох, на нем отец невесты делал нарезки по количеству запрашиваемых оленей. Сват мог эти зарубки срезать, если его условия не устраивали.

Договорившись о размере выкупа, сват оставлял посох, который хранился у отца невесты в священной нарте. Число таких посохов равнялось числу замужних дочерей. Когда за девушку получали задаток, она считалась сосватанной. Основную часть выкупа составляли олени, а остальное — меха, сукно и прочее. Сосватанная девушка больше не ездила в гости, не посещала праздники. Она должна была оставаться дома, занимаясь кропотливой работой над приданым.

В назначенный день отец невесты строго на востоке от своего чума вбивал в землю 2 перекрещивающихся шеста. Мать девушки перед отъездом дочери должна была прогнать под этой аркой ее аргиш (несколько оленьих упряжек, идущих друг за другом). «Это считалось символической проверкой добротности нарт и упряжки, а ещё устанавливало границу, после пересечения которой девушка переходила из своего рода в род супруга и в статус замужней женщины».

Аргиш жениха с родственниками в это время двигался к чуму будущего тестя. Подъехав, жених трижды объезжал чум по ходу солнца, после чего родня невесты, начинала ловить свата, жениха и всю его родню. Нужно было поймать все упряжки прямо на ходу.

«Поймав кого-либо из них, сразу опутывают вожжей от оленей и со всеми санями и оленями начинают привязывать мужчин к саням у сеникуя, а женщин к саням у дверей; распрягают и пускают в стадо их оленей». В это время убивали оленя, который и был первым праздничным угощением. Мясо такого оленя считалось священным, его не заносили в чум, и ели только в сыром виде. Кончиком левого уха жертвенного оленя наносили полоску по лбу жениха и невесты.

Затем все шли к чуму. Жених доставал из-за пазухи лоскут красного сукна и его задача заключалась в том, чтобы просунуть этот лоскут в чум невесты, причем женщины-родственницы невесты всеми силами старались не позволить ему сделать это. Иногда жених старался просунуть сукно через дымовое отверстие, для чего его поднимали родственники. В конце концов, сукно вталкивалось женихом в чум. Тогда его начинали рвать на ленты и раздавать каждой из родственниц невесты. Только после этого жених и его родственники получали возможность войти в чум».

Отъезд невесты в чум жениха происходил утром следующего дня. При выходе из чума невеста должна была переступить через лужицу крови жертвенного оленя, тем самым заслоняя чум родителей от темных сил. Ее укладывали в женские нарты (у ненцев было много разновидностей нарт, в том числе женские и мужские) и наглухо закрывали пологом, причем это делали родственники жениха. Туда же сажали маленького ребенка, чтобы женские нарты никогда не пустовали.

Перед тем, как направиться к чуму жениха, несколько раз объезжали вокруг чума невесты. Дальше «поезд» шел следующим порядком: жених, его родители, его гости, сват или отце невесты, жена свата с невестой и приданным, мать невесты, гости невесты.

«На полдороге свадебный поезд останавливался группой людей, которая, задерживая сани невесты, требовала выкупа. Обычно это были подговоренные отцом невесты родственники. Жениху приходилось идти на уступки и «откупаться». Обычно «выкуп» давался живым теленком».

В стойбище жениха тройной  объезд чума повторялся, только больше уже никто никого не ловил. Жена свата под руки заводила невесту в чум и открывала ей лицо. Жених в первую очередь распрягал оленей и аккуратно складывал всю упряжь в нарты. Если что-то было сложено небрежно, значит жених взял в жены девушку не по собственной воле, а по желанию родителей. Затем снова жертвоприношение оленя, угощение перед чумом, угощение внутри чума, соревнования и игры.

Мать жениха готовила постель для молодоженов. Постель от остального пространства чума отделял тот же полог из приданного невесты, которым ее укрывали в свадебном кортеже. Полог опускался. Жених и невеста стали мужем и женой. Утром молодая жена разжигала огонь, готовила еду, угощала гостей. Родители прощались с дочерью. Теперь она – отрезанный ломоть. В нарты упаковывались подарки от семьи жениха, и гости разъезжались.

Для новобрачных заранее устанавливали чум. Он мог быть временным, но как обязательный элемент обряда. Можно обойтись без сватов, выкупа, праздничных нарядов, но без чума — никак. «Он центр вселенной, символ мироустройства, и обряд вступления в брак, связан именно с ним. Перед тем как войти в сакральное жилище, новобрачные проходят через обряд очищения огнем. Проходят в самом буквальном смысле — перешагивают через костер у входа в чум. И сразу после этого невеста собственноручно разводит первый огонь в своем новом доме».