Племя составляли несколько родов. Когда подрастали поколения и род сильно увеличивался, прибегали к его разделению.
Проводился обряд отхода от родства, когда выделившаяся семья составляла отдельный род – обок. На обряд съезжались все старейшины рода. Все молились духам и предкам. На меже – границе земель семей – ломали надвое котел и лук, говорили: “Как две половины котла и лука не составляет единого целого, так и две ветви рода больше не соединятся”.
При том, что многоженство не было под запретом, семьи создавали преимущественно моногамные. Многоженство встречалось чаще всего у состоятельных людей, так как за жену нужно было платить калым. Калым – дело святое, но были способы избежать его уплаты. Например, андалят – обмен. Тогда две семьи, имевшие сыновей и дочерей, обменивались девушками. А в некоторых местах практиковалось умыкание невесты. Помимо калыма за девушкой давалось приданое, которое считалось полной собственностью жены, муж не имел на него никакого права. Экзогамия не допускала вступления в брак лиц, принадлежащих к одному роду. Существовал обычай сговаривать детей в младенческом возрасте. «В знак заключения брачного договора – худа оролсолго – родители жениха и невесты обменивались поясом и пили молочное вино. С этого момента девочка становилась невестой, и отец не имел права выдать ее за другого».
С момента рождения девочки находились в более ущемленном положении, чем мальчики, которые считались продолжателями рода. Появление на свет девочек было для родителей менее желанным. При рождении мальчика кололи бычка, а при рождении девочки — барана. Мальчику отдавали лучший кусок еды, ему символически подавали чашку с тарасуном (молочным вином) в праздники.
Таким образом, он признавался важным членом рода. Мальчиков с детства учили воинскому искусству и охоте. С детских лет приучаясь ездить верхом, буряты становились прекрасными наездниками. Для езды, кроме лошадей, служили быки. Оружие охоты составляли лук и стрелы. Луком буряты владели искусно. «Мчась на лошади, на всем скаку они попадали в стрелу, вогнутую в землю, затем, проскакав сажен десять, попадали в новую мету. Пешие били в цель из лука на пятнадцать—двадцать сажен; в высоту выбрасывали стрелы сажен в сто и более».
Девочки с 12 лет были уже мастерицами и помогали по хозяйству. К этому возрасту они постигали все премудрости под руководством мам, тетушек и бабушек. Как и в любом традиционном обществе, у девочек воспитывали материнские качества и приучали к выполнению хозяйственных работ. Самая старшая из женщин в большой семье возглавляла все работы по дому. Она отвечала за все запасы продуктов, материалы для изготовления одежды, обуви, за сырье от скотоводческого хозяйства и многое другое. Это она распределяла продукты, обеспечивала своевременную заготовку запасов, организовывала обработку сырья. Она же распределяла обязанности между женщинами. «Приготовлением пищи занималась обычно сама мать или старшая из невесток, а все ежедневные работы по двору выполнялись молодыми женщинами. Доение коров, приготовление молочных продуктов, приготовление тарасуна считалось обязанностью младшей невестки. Наиболее сложные работы могли выполняться невестками поочередно, но в основном каждый участок был закреплен за конкретной невесткой».
Если «подсемьи» большой семьи жили раздельно, то каждая хозяйка сама справлялась с женскими обязанностями в доме. Но такие трудоемкие работы как уборка скотного двора, стрижка овец, выделка кожи и шкур, овчин, обработка шерсти производились всеми женщинами сообща.
«В бурятских общинах бытовал обычай взаимопомощи при перекочевках, строительстве юрт, катании войлока, организации свадьбы, похорон. Позднее, в связи с развитием землевладения и сенокошения, помощь оказывалась при уборке хлеба и заготовке сена. Взаимопомощь особенно была развита среди женщин при выделке кожи, стрижке овец, катании войлока. Этот обычай был полезен тем, что общими усилиями быстро и легко выполнялись трудоемкие работы, создавалась атмосфера дружбы и коллективизма».
Традиционное устройство брака и семьи ставили женщину в зависимое положение от мужчины, поэтому у бурят молодые жены часто сбегали от мужей. «Причиной этого было совершенное помимо их воли замужество, а также не сложившиеся отношения с супругом, который, если она была ему не по нраву, мог «нарочно ее бить и жестоко с нею обращаться, чтобы заставить ее убежать к родителям и потребовать возвращения уплаченного за нее калыма».
Появление в крае русского населения способствовало консолидации и ассимиляции бурятских племен. И, хотя до начала 20 века автохтонное население этнической Бурятии развивалось почти автономно от пришлого, «преобладание мужчин в общей массе переселенцев привело к возникновению особого метисного слоя – карымов»
Так в 18 веке «… за Байкалом явилось целое племя карымов от матерей-буряток и монголок и отцов из сибирских казаков и русских поселенцев». Позже, когда здесь появились русские женщины, они выходили замуж за крещеных бурят. К концу 19 века метисы составляли уже примерно треть населения Забайкалья.