// Многонациональная Россия

Буряты

Буряты
Численность народа: 461389

Праотцом всех бурят считается тибетский полководец Барга-багатур. Он пришел на южный берег Байкала - северную окраину хуннской империи - к народу бэдэ хунууд.  Бэдэ хунууд жили там с 1 века до нашей эры Для кочевников эта территория была идеальной. «В то время климат Сибири был очень мягким и теплым. Альпийские луга с сочными травами позволяли круглый год стадам пастись. Долина Тунки защищена цепью гор. С севера - неприступные гольцы Саянских гор, с юга - горная гряда Хамар-Дабана».

И вот во 2 веке уже нашей эры пришел сюда со своим войском Барга-багатур и народ избрал его своим ханом. Дальше примерно как в Библии. У Барга-багатура было три сына.  Младший - Хоридой мэргэна -родил еще одиннадцать, которые создали одиннадцать хоринских родов. Средний – Баргудай - имел двух сыновей. От них произошли 9 родов булагатов и 8 родов эхиритов. Старший вовсе был …бездетным. В честь деда Барга-багатура потомки его двух сыновей стали называть себя барга.

Путь, который народ прошел от бэдэ до бурят занял более двух тысяч лет. За это время исчезли много его родов и племен.«Ученые монголоведы, изучающие старомонгольскую письменность, говорят, что старомонгольский и бурятский языки близкие по значению и диалекту. Хотя мы являемся неотъемлемой частью монгольского мира, сумели пронести через тысячелетия и сохранить уникальную культуру и язык бурят. Буряты являются древним народом, произошедшим от народа бэдэ, которые, в свою очередь, были хуннами».

Это была литературная версия. Есть несколько научных, в целом не противоречащих друг другу:

  1. «монголоязычные племена – предки бурят жили в Прибайкалье еще в каменном веке»

  2. «начало этногенеза бурят относится к периоду не ранее середины I тыс. н. э.»

  3. «предки бурят в XVII в. еще не представляли единого этноса и завершение образования бурятского народа произошло уже после присоединения Восточной Сибири к Российской империи. Пришедшие сюда первые русские люди встретили несколько племенных и территориальных групп бурят, наиболее крупными из которых были хори, эхириты, булагаты, хонгодоры».


До прихода русских буряты назывались баргу. Русским они говорили, что они баргуды, или баргудцы на русский манер. Русские от недопонимания нас стали называть «брацкие люди».

У «брацких людей» Забайкалья в 17 веке было кочевое скотоводство центральноазиатского типа. Разводили лошадей, овец, коз, крупный рогатый скот, верблюдов. А вот предбайкальские буряты в это время вели в основном полукочевой образ жизни. «В зависимости от внешних обстоятельств полукочевой тип хозяйства мог переходить в кочевой и наоборот».

Отдельные рода кочевали иногда на несколько сотен километров, охватывая всю территорию вокруг Байкала. В трудные годы могли перекочевать даже в верховья Лены, и на Ольхон. «…за скудностью скотских кормов, кочуют они брацкие люди от Байкала моря со скотом вверх по Селенге выше Удинска на Иволгинские и на Оронгойские степи по вся годы с ведома из Селенгинска от приказных людей …»

Кочевой образ жизни требовал легких разборных, простых в изготовлении жилищ. Войлочная юрта позволяла кочевникам перемещаться со своими стадами «вслед за травой и водой», максимально используя природные пастбища во все времена года. В юрте было тепло зимой и прохладно летом. Солнце сверху освещало внутреннюю часть юрты, бескрайняя степь окружала ее извне.

Прочный пористый войлок для надежных легких стен кочевники делали из шерсти овец. Из сухого легкого тальника  готовили его конструктивные части. Круглая форма бурятской юрты давала возможность максимально использовать все пространство и, кроме того, служила кочевникам солнечными часами и компасом. Солнечный луч, попадая в юрту через отверстие верхнего круга и скользя по решеткам стены, давал возможность точно определить время суток.

«Другая особенность внутренней планировки заключается в том, что ее функциональные зоны, согласно двенадцатилетним циклам старинного календаря кочевников, соответствуют определенным животным - мышь, корова, тигр, заяц и т. д.»

Устанавливалась юрта довольно быстро и просто. Сначала по кругу ставили решетки, мучины поднимали верхнее кольцо, а женщины вставляли в него жерди. Между двумя крайними решетками вешали дверь. Затем остов обвязывали волосяными веревками, покрывали кусками войлока, опять обвязывали веревками. Дверь тоже прикрывали куском войлока. В центре юрты устанавливали три камня, на которые ставился чугунный котел. Из трех камней самым священным считался северо-западный камень.

Все юрты были обращены входом на юго-восток и всегда устанавливались на открытом пространстве под солнцем, даже в лесу выбиралась солнечная поляна. Это и понятно с учетом того, что вся жизнь кочевника была связана по времени с круговоротом солнца.

Бурятские поселения разнились в зависимости от территориальной принадлежности рода. Забайкальские буряты на переднем плане у реки ставили юрту старшего члена рода. Слева позади стояли юрты его сыновей и братьев, образовывая, таким образом, общий двор. Ольхонские буряты располагали пять юрт одной семьи полуэллипсом в шахматном порядке. Кудринские буряты ставили юрты рядами с запада на восток. Юрты в поперечных рядах размещались строго друг за другом.

«Поселение бурятской общины образовывало улус. По посезонно-хозяйственному признаку улусы делились на «зимники» и «летники». … Содержание скота в разных местах и в разные годовые сезоны позволяло рационально использовать имеющиеся пастбища и сенокосные угодья».

Зимники  ставили у реки (другой воды) в защищенных от ветра местах. Там буряты жили 8-9 месяцев в году. Рядом с зимними стоянками были сенокосные угодья.

Примерно в 10 км от зимников на пастбищах рядом с водой и солончаками размещали летники. Летние юрты ставили «на ветру», который сдувал оводов, комаров и гнуса.

«Характерная черта бурятских поселений - их большая разбросанность по степи, так как традиционное полукочевое скотоводство требовало больших пастбищных и сенокосных угодий, поэтому родовые бурятские угодья простирались на 80-90 км».

 



Племя составляли несколько родов. Когда подрастали поколения и род сильно увеличивался, прибегали к его разделению.

Проводился обряд отхода от родства, когда выделившаяся семья составляла отдельный род – обок. На обряд съезжались все старейшины рода. Все молились духам и предкам. На меже – границе земель семей – ломали надвое котел и лук, говорили: “Как две половины котла и лука не составляет единого целого, так и две ветви рода больше не соединятся”.

При том, что многоженство не было под запретом, семьи создавали преимущественно моногамные. Многоженство встречалось чаще всего у состоятельных людей, так как за жену нужно было платить калым. Калым – дело святое, но были способы избежать его уплаты. Например, андалят – обмен. Тогда две семьи, имевшие сыновей и дочерей, обменивались девушками. А в некоторых местах практиковалось умыкание невесты. Помимо калыма за девушкой давалось приданое, которое считалось полной собственностью жены, муж не имел на него никакого права. Экзогамия не допускала вступления в брак лиц, принадлежащих к одному роду. Существовал обычай сговаривать детей в младенческом возрасте. «В знак заключения брачного договора – худа оролсолго – родители жениха и невесты обменивались поясом и пили молочное вино. С этого момента девочка становилась невестой, и отец не имел права выдать ее за другого».

С момента рождения девочки находились в более ущемленном положении, чем мальчики, которые считались продолжателями рода. Появление на свет девочек было для родителей менее желанным. При рождении мальчика кололи бычка, а при рождении девочки — барана. Мальчику отдавали лучший кусок еды, ему символически подавали чашку с тарасуном (молочным вином) в праздники.

Таким образом, он признавался важным членом рода. Мальчиков с детства учили воинскому искусству и охоте. С детских лет приучаясь ездить верхом, буряты становились прекрасными наездниками. Для езды, кроме лошадей, служили быки. Оружие охоты составляли лук и стрелы. Луком буряты владели искусно. «Мчась на лошади, на всем скаку они попадали в стрелу, вогнутую в землю, затем, проскакав сажен десять, попадали в новую мету. Пешие били в цель из лука на пятнадцать—двадцать сажен; в высоту выбрасывали стрелы сажен в сто и более».

Девочки с 12 лет были уже мастерицами и помогали по хозяйству. К этому возрасту они постигали все премудрости под руководством мам, тетушек и бабушек. Как и в любом традиционном обществе, у девочек воспитывали материнские качества и приучали к выполнению хозяйственных работ. Самая старшая из женщин в большой семье возглавляла все работы по дому. Она отвечала за все запасы продуктов, материалы для изготовления одежды, обуви, за сырье от скотоводческого хозяйства и многое другое. Это она распределяла продукты, обеспечивала своевременную заготовку запасов, организовывала обработку сырья. Она же распределяла обязанности между женщинами. «Приготовлением пищи занималась обычно сама мать или старшая из невесток, а все ежедневные работы по двору выполнялись молодыми женщинами. Доение коров, приготовление молочных продуктов, приготовление тарасуна считалось обязанностью младшей невестки. Наиболее сложные работы могли выполняться невестками поочередно, но в основном каждый участок был закреплен за конкретной невесткой».

Если «подсемьи» большой семьи жили раздельно, то каждая хозяйка сама справлялась с женскими обязанностями в доме. Но такие трудоемкие работы как уборка скотного двора, стрижка овец, выделка кожи и шкур, овчин, обработка шерсти производились всеми женщинами сообща.

«В бурятских общинах бытовал обычай взаимопомощи при перекочевках, строительстве юрт, катании войлока, организации свадьбы, похорон. Позднее, в связи с развитием землевладения и сенокошения, помощь оказывалась при уборке хлеба и заготовке сена. Взаимопомощь особенно была развита среди женщин при выделке кожи, стрижке овец, катании войлока. Этот обычай был полезен тем, что общими усилиями быстро и легко выполнялись трудоемкие работы, создавалась атмосфера дружбы и коллективизма».

Традиционное устройство брака и семьи ставили женщину в зависимое положение от мужчины, поэтому у бурят молодые жены часто сбегали от мужей. «Причиной этого было совершенное помимо их воли замужество, а также не сложившиеся отношения с супругом, который, если она была ему не по нраву, мог «нарочно ее бить и жестоко с нею обращаться, чтобы заставить ее убежать к родителям и потребовать возвращения уплаченного за нее калыма».

Появление в крае русского населения способствовало консолидации и ассимиляции бурятских племен. И, хотя до начала 20 века автохтонное население этнической Бурятии развивалось почти автономно от пришлого, «преобладание мужчин в общей массе переселенцев привело к возникновению особого метисного слоя – карымов»

Так в 18 веке «… за Байкалом явилось целое племя карымов от матерей-буряток и монголок и отцов из сибирских казаков и русских поселенцев». Позже, когда здесь появились русские женщины, они выходили замуж за крещеных бурят. К концу 19 века метисы составляли уже примерно треть населения Забайкалья.