Часть 2.
Абазины – потомки протоабхазских народов, которые изначально проживали на территории современных Грузии и Абхазии, и от Туапсе до Сухуми. Некоторое время они были в составе Ашуйского царства и называли себя ашуйцами. В 3-м тысячелетии до н.э. Ашуйя простиралась от Черного моря на юге до нынешнего Майкопа на севере и выходила за пределы рек Кубани на северо-западе и Фазиса (Риона) на юго-востоке. Курганы со следами начала ашуйской цивилизации датируются бронзовым веком – 4 веком до н.э. После развала Ашуйского царства племена, входящие в его состав, создали отдельные княжества. Адыги расположились с одной стороны горного хребта, абазины, вместе с абхазами и убыхами - с другой.
Во 2 веке уже нашей эры образовалось государство Абагзия. И тогда же появилось первое упоминание о племени абадзе. В 7 веке создается Абазгское (Абхазское) царство, состоящее из абазских и абхазских племен. В разные периоды существования царства число абазов и абхазов в нем варьировалось. Но постепенно, в период с 14 по 18 век, абазы стали уходить на северные склоны хребта из-за нехватки земель для сельского хозяйства.
Земледелие и скотоводство были основой хозяйства абазов. Под пахоту участки готовили специально: выкорчевывали деревья, освобождали от камней. Никогда при этом не трогали дикоросы. Плодовые деревья и кусты - яблони, груши, кизил, барбарис, фундук - оставляли в неприкосновенности, постепенно окультуривали. Не менее важным занятием было пчеловодство.
Причиной переселения была еще и подверженность территории проживания постоянным набегам и попыткам колонизации: Рим, Византия, тюркские племена; византийско-персидские войны в VI веке, арабское нашествие в VIII веке и татаро-монгольское нашествие.
В 16 веке вплотную к Кавказу приблизились границы Московского царства. Абазы и адыги налаживали отношения с Москвой, договорились о союзе против крымского хана. Залогом долгосрочного союза стала княжна Мария Темрюковна, отданная замуж за Ивана Грозного. Это был не первый брак русских князей с кавказскими красавицами: «Изяслав I, как известно, был женат на княжне Абассинской",- писал Н.М.Карамзин. Другой историк-энциклопедист сообщал, что от авхазов и обезов "несколько королевских дочерей браны в замужество за великих князей, как то видимо о Мстиславе Великом, Изяславе II, Всеволоде III».
Если говорить о красавицах, то главным признаком женской красоты считалась тонкая талия. Абазинские девушки с 12 лет носили корсет, изготовленный из плотной ткани с вшитыми в него металлическими и деревянными рёбрами.
Внутренние браки были договорными, весь уклад жизни - строго патриархальный. Детей сватали с малолетства, иногда даже не дождавшись, когда те научатся ходить. У молодых было несколько запретов и обязанностей. Они не должны были целый год видеться с родителями. Не могли днем оставаться наедине. Невестка со свекровью могла начать разговаривать только через какое-то время и не поднимая глаз. На свекра тоже глаза поднимать было запрещено. Супруги не могли называть друг друга по именам. Рассказывая о супруге, произносить имя его (ее) тоже было запрещено. Нельзя невестке находиться наедине со свекрами, садиться в их присутствии, есть при них.
Детей любили, но воспитывали отстраненно. Проявлять чувства к детям могла только мать, отцы прилюдно не могли этого делать. Если была возможность, детей отдавали на воспитание в соседние общины. Таким образом, и детей не баловали, и соседские отношения становились более доверительными. Второе было важнее, чем первое.
«1762 год — Французский консул в Стамбуле Клод-Шарль Пейсонель писал: «Абазы принадлежат к числу народов, населяющих пространство между Черкесией и Грузией. Они разделяются, как черкесы, на несколько племен, управляемых своими беями. Между племенами ведется постоянная война. Религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее народ признает себя благочестивыми христианами. Порта назначает в эту страну своего бея, называемого беем абазинцев, который, однако, пользуется только титулом начальника без всякой власти. Резиденция бея находится в Сухуме. Главное начальство в этой местности принадлежит паше Черноморского побережья, но абазинцы не повинуются ни ему, ни турецкому бею, …»
Христианское учение по преданию горским народам принёс сам апостол Андрей в первом веке нашей эры. В 1073 году абазинские иконописцы и ювелиры даже расписывали соборы Киево-Печерской лавры.
Ювелирное искусство у абазов выросло из одного из основных промыслов – кузнечного дела, который был самым ранним из занятий и самым развитым. До того, как перейти к настоящему ювелирному искусству кузнецы занимались изготовлением предметов для сельскохозяйственных орудий, серпов, кос, ножей, оружия, для внутренних целей и на заказ.
Кузнец в общине был на особом положении. В силу того, что он удовлетворял многочисленные нужды сородичей, обрабатывать его надел земли брала на себя обязательство община. Общинники сообща обрабатывали его землю, собирали урожай, пасли скот. Если услуги кузнеца требовались соседям, то те были обязаны построить ему жилье, так же выделить надел земли и выполнять на нем работы. Пойти в соседнюю общину кузнец мог только по согласованию со своей общиной и строго на определенный срок.
Остальными промыслами, типа деревообработки, занимался каждый самостоятельно и обеспечивал себя мебелью, предметами быта, утварью. Женщины занимались обработкой мясо-молочных продуктов, кожи, меха. Делали сукно и войлок, шили обувь и одежду. Со временем сукно, войлок и изготовленные из них одежда и предметы стали предметом мены или продажи. Это же относилось и к продуктам пчеловодства. Мед и воск в большом количестве абазины сбывали в Турцию. При торговле с русским населением они также входили в число наиболее популярных продуктов обмена. Так в начале 19 века в рапорте к генералу Ртищеву абазины просили: «...Дабы по неимению у нас денег в наличности для покупки соли принимать от нас на вымен оной мед, воск и прочие продукты». За 1 пуд воска полагалось 10 пудов соли, за 1 пуд меда — 4 пуда.
Кавказская война вызвала массовую миграцию абазин, которые больше не вернулись на историческую родину. Сегодня много их в Иордании, Ливии, Турции, Израиле, Сирии и Египте.
Многие из них ассимилировались и считают себя принадлежащими народу страны проживания. Тем не менее, около 24 тысяч человек сейчас называют себя абазинами. Более 56 тысяч из них живут в России. Исповедую абазины сегодня ислам.