// Многонациональная Россия

Абазины

Абазины
Численность народа: 43 341

Абазины. Ч1.

 «Наш народ живет с незапамятных времен. Нас создал Бог Ан (Анчва) первыми после того, как создал Дуней (мир, планета Земля). Мы отошли от груди Ан (Ан лкIыкIа хIгIаццII). Кости наши Бог сотворил из своего ребра, а тело из глины с морского дна.


 
 Раньше, очень далеко, так далеко, что человеческая память не способна воспринять, вот с тех самых пор к нам прилетали ангелы (маляики) и учили нас выращивать пшеницу, делать вино. Нам предсказывали, когда умрем и какими болезнями мы можем заболеть и как нам избавиться от них. Через ангелов мы были связаны с высшей силой. Некогда народ наш был сильным и могущественным. Нас стало очень мало лишь только потому, что мы позабыли Бога Ан (Анчва). И если мы возвратимся к нему, мы заново возродимся и будем сильным и могущественным народом.
 
 Когда установился земной мир, все говорили только на одном языке. Один мудрец предложил обратиться к Богу Анчва (Ан), чтоб поделил один существующий народ, с одним языком на различные языки, чтобы от них пошли различные народы. Чтобы добраться до Бога Ан (Анчва) и передать свое прошение, начали строить высокую башню. Достроили до определенной высоты, как вдруг башня развалилась, и Ан (Анчва) им говорит с небес: «Сколько камней в развалинах, столько и будет языков. Объединяйтесь в группы, берите по камню». Так и сделали. Камни закончились в развалинах, но осталась одна группа людей. Еще раз обратились к Богу: «О, великий Бог Анчва (Ан)! Осталась еще одна группа людей, им не достался даже самый маленький камешек из развалин». «Ну и пусть, – ответил Бог, – пусть они говорят на старом своем языке. Надо же сохранить кому-то первый язык. Вы им добавьте от своих новых языков по чуть-чуть». Так и сделали, потому мы – абазины, понимаем и легко усваиваем другие языки, а наш язык никто не понимает. Все позабыли свой первоначальный язык"

Начать рассказ об абазинах с этой притчи имело смысл хотя бы потому, что в ней, помимо стандартной истории о сотворении человека из ребра и глины, есть два интереснейших аспекта. Первый – аналогия с Вавилонской башней, вторая – упоминание языка, как самой древней и синтетической единицы.

Сначала о языке.

Абазинский считается одним из самых сложных и необычных не только в России, но и среди остальных мировых языков. Во-первых, в нем всего два гласных и более 60 согласных звуков. Согласные могут образовывать почти непроизносимые сочетания. Непроизносимые для нас, артикулирующих совершенно иначе. Во-вторых, помимо фонетических, есть грамматические отличия. В абазинском у существительных нет падежей, зато они могут меняться по лицу и по времени. Среди глагольных приставок есть такие, которые не только указывают, например, направление действия, как у «входить-выходить», а обозначают отдельные слова, типа:  «мочь», «в очаге» и «назло». Некоторые глагольные формы могут быть переведены на русский лишь сложноподчиненными предложениями.

Таким образом, в алфавите насчитывается около 70 знаков (э и ю при этом не родные, а встречаются только в заимствованных словах). Большая часть, как видно по картинке, это диграфы и триграфы, которые обозначают один звук. Описывать их с точки зрения артикуляции довольно долго, скажем только, что, например, гъв является лабиализованным звонким щелевым, а къь – палатализованным абруптивным.

Чудесное слово схвхъкIбкъвылкI, которое переводится как «мои пять бочек сметаны», сложно даже для самих абазинов. Большая часть из  шести подряд идущих согласных (с, хв, хъ, кI, б, къв) – заднеязычные. Дополнительным символом I — «палочкой Яковлева» - обозначаются согласные, при произнесении которых голосовые связки смыкаются и резко размыкаются, образуя так называемый гортанный взрыв. А есть еще гортанная смычка, для обозначения которой на письме используется буква ъ, так что абазинские слова могут начинаться с твердого знака: ъаза («врач, умелец»).

Вот так выглядит стихотворение «Тишина»

Адауышвара апны йгIаншитI

Сгвы йгIалцIуа асатырква.

Ауат сгIарыпхьарныс сшвитI

АуагIа рпахь сгIагылта.

ЙшгIаквцIуабыргдза ажва спыкв

Йачвыдзуазшва йызбитI цIакIыракI.

Гвыла урыпхьа гвыла йзгIвыз

Сызчвпхащауа ссатырква

Тебе я исповедь,

Рожденную в тиши,

Сумею высказать

Лишь голосом души.

Заветных слов моих

Не слышно, милый мой?

Но ты сумеешь их

Услышать — лишь душой.

Главным отличием абазинской грамматики является то, что одним словом можно передать огромное количество разной информации, что в русском языке делается с помощью нескольких слов или даже предложением. ТшыгьсызгIамгвцIмырблыгьамыгIвахуашдзысщунщтIи - я думал, что я, бедный, не смогу отсюда размотаться. Сами абазины считают его самым длинным словом своего языка, но, в принципе, с точки зрения грамматики в него можно добавить еще парочку префиксов и суффиксов. Похоже, что венгерский с его 18 падежами и японские и китайские иероглифы нервно курят в сторонке.

Теперь о Вавилонской башне.

За весь период своего существования территория, на которой жили предки абазин, то являлась колонией Рима, то подчинялась Византии, то испытывала на себе набеги турок. А разное время абазины экономически и политически были связаны с греками, кабардинцами, римлянами, русскими и пр., что оказало взаимное влияние на фольклор и мифологию. Это ни в коем случае не лишало тот же фольклор самобытности и уникальности, но этим можно объяснить появление аналога Вавилонской башни в притче о сотворении и разделении человечества на разные народы.

Это не единственная аналогия. Например, в одной абазинской сказке герой встречается с великаном – одноглазым пастухом. Великан ест человеческое мясо и съедает одинаковое количество людей. Герой выкалывает великану единственный глаз и таким образом получает возможность убежать из пещеры. В сказке много разных деталей, но основная линия очень похожа на встречу Одиссея и Полифема. В других сказках есть непрямые схоства с Прометеем и историей похищения огня, с Ахиллесом и его беззащитным сухожилием, то есть «пятой». Есть в их сказках и крылатый конь, только зовут его не Пегас, а Дурдуль.



Часть 2.

Абазины – потомки протоабхазских народов, которые изначально проживали на территории современных Грузии и Абхазии, и от Туапсе до Сухуми. Некоторое время они были в составе Ашуйского царства и называли себя ашуйцами. В 3-м тысячелетии до н.э. Ашуйя простиралась от Черного моря на юге до нынешнего Майкопа на севере и выходила за пределы рек Кубани на северо-западе и Фазиса (Риона) на юго-востоке. Курганы со следами начала ашуйской цивилизации датируются бронзовым веком – 4 веком до н.э. После развала Ашуйского царства племена, входящие в его состав, создали отдельные княжества. Адыги расположились с одной стороны горного хребта, абазины, вместе с абхазами и убыхами - с другой.

Во 2 веке уже нашей эры образовалось государство Абагзия. И тогда же появилось первое упоминание о племени абадзе. В 7 веке создается Абазгское (Абхазское) царство, состоящее из абазских и абхазских племен. В разные периоды существования царства  число абазов и абхазов в нем варьировалось. Но постепенно, в период с 14 по 18 век, абазы стали уходить на северные склоны хребта из-за нехватки земель для сельского хозяйства.

Земледелие и скотоводство были основой хозяйства абазов. Под пахоту участки готовили специально: выкорчевывали деревья, освобождали от камней. Никогда при этом не трогали дикоросы. Плодовые деревья и кусты - яблони, груши, кизил, барбарис, фундук - оставляли в неприкосновенности, постепенно окультуривали. Не менее важным занятием было пчеловодство.

Причиной переселения была еще и подверженность территории проживания постоянным набегам и попыткам колонизации: Рим, Византия, тюркские племена; византийско-персидские войны в VI веке, арабское нашествие в VIII веке и татаро-монгольское нашествие.

В 16 веке вплотную к Кавказу приблизились границы Московского царства. Абазы и адыги налаживали отношения с Москвой, договорились о союзе против крымского хана. Залогом долгосрочного союза стала княжна Мария Темрюковна, отданная замуж за Ивана Грозного. Это был не первый брак русских князей с кавказскими красавицами: «Изяслав I, как известно, был женат на княжне Абассинской",- писал Н.М.Карамзин. Другой историк-энциклопедист сообщал, что от авхазов и обезов "несколько королевских дочерей браны в замужество за великих князей, как то видимо о Мстиславе Великом, Изяславе II, Всеволоде III».

Если говорить о красавицах, то главным признаком женской красоты считалась тонкая талия. Абазинские девушки с 12 лет носили корсет, изготовленный из плотной ткани с вшитыми в него металлическими и деревянными рёбрами.

Внутренние браки были договорными, весь уклад жизни - строго патриархальный. Детей сватали с малолетства, иногда даже не дождавшись, когда те научатся ходить. У молодых было несколько запретов и обязанностей. Они не должны были целый год видеться с родителями. Не могли днем оставаться наедине. Невестка со свекровью могла начать разговаривать только через какое-то время и не поднимая глаз. На свекра тоже глаза поднимать было запрещено. Супруги не могли называть друг друга по именам. Рассказывая о супруге, произносить имя его (ее) тоже было запрещено. Нельзя невестке находиться наедине со свекрами, садиться в их присутствии, есть при них.

Детей любили, но воспитывали отстраненно. Проявлять чувства к детям могла только мать, отцы прилюдно не могли этого делать. Если была возможность, детей отдавали на воспитание в соседние общины. Таким образом, и детей не баловали, и соседские отношения становились более доверительными. Второе было важнее, чем первое.

«1762 год — Французский консул в Стамбуле Клод-Шарль Пейсонель писал: «Абазы принадлежат к числу народов, населяющих пространство между Черкесией и Грузией. Они разделяются, как черкесы, на несколько племен, управляемых своими беями. Между племенами ведется постоянная война. Религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее народ признает себя благочестивыми христианами. Порта назначает в эту страну своего бея, называемого беем абазинцев, который, однако, пользуется только титулом начальника без всякой власти. Резиденция бея находится в Сухуме. Главное начальство в этой местности принадлежит паше Черноморского побережья, но абазинцы не повинуются ни ему, ни турецкому бею, …»

Христианское учение по преданию горским народам принёс сам апостол Андрей в первом веке нашей эры. В 1073 году абазинские иконописцы и ювелиры даже расписывали соборы Киево-Печерской лавры.

Ювелирное искусство у абазов выросло из одного из основных промыслов – кузнечного дела, который был самым ранним из занятий и самым развитым. До того, как перейти к настоящему ювелирному искусству кузнецы занимались изготовлением предметов для сельскохозяйственных орудий, серпов, кос, ножей, оружия, для внутренних целей и на заказ.

Кузнец в общине был на особом положении. В силу того, что он удовлетворял многочисленные нужды сородичей, обрабатывать его надел земли брала на себя обязательство община. Общинники сообща обрабатывали его землю, собирали урожай, пасли скот. Если услуги кузнеца требовались соседям, то те были обязаны построить ему жилье, так же выделить надел земли и выполнять на нем работы. Пойти в соседнюю общину кузнец мог только по согласованию со своей общиной и строго на определенный срок.

Остальными промыслами, типа деревообработки, занимался каждый самостоятельно и обеспечивал себя мебелью, предметами быта, утварью. Женщины занимались обработкой мясо-молочных продуктов, кожи, меха. Делали сукно и войлок, шили обувь и одежду. Со временем сукно, войлок и изготовленные из них одежда и предметы стали предметом мены или продажи. Это же относилось и к продуктам пчеловодства. Мед и воск в большом количестве абазины сбывали в Турцию. При торговле с русским населением они также входили в число наиболее популярных продуктов обмена. Так в начале 19 века в рапорте к генералу Ртищеву абазины просили: «...Дабы по неимению у нас денег в наличности для покупки соли принимать от нас на вымен оной мед, воск и прочие продукты». За 1 пуд воска полагалось 10 пудов соли, за 1 пуд меда — 4 пуда.

Кавказская война вызвала массовую миграцию абазин, которые больше не вернулись на историческую родину. Сегодня много их в Иордании, Ливии, Турции, Израиле, Сирии и Египте.

Многие из них ассимилировались и считают себя принадлежащими народу страны проживания. Тем не менее, около 24 тысяч человек сейчас называют себя абазинами. Более 56 тысяч из них живут в России. Исповедую абазины сегодня ислам.