Численность народа: от 443 до 4000
Гинухцы - гьинози, гьенозе (самоназвание), живут в Западном Дагестане, у подножья гор Большого кавказского хребта, на склоне горы Охтлъо, в одноименном селении Гинух (Гьино).
С 15 века гинухцы вошли в состав Анцухо-Капучиского союза конфедерации Антль-Ратль, а позже в составе Кидеринского сельского общества, являлись частью Дидойского (Цезского) союза сельских общин. В результате Кавказской войны 1817 – 1874 годов село Гинух было разрушено, в 1860-е годы гинухцы вошли в состав наибства с центром в селе Кидеро. В 1877 году приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев. После поражения восстания часть их была выслана, часть уехала в Османскую империю, Иран. В переписях 1926 и 1939 годов гинухцы учитывались как цезы, затем – как аварцы. Наиболее ранние воспоминания о гинухцах относятся как раз ко времени их нахождения в Дидойском союзе.
Согласно этнографическому материалу территория Гинуха в прошлом была густонаселенной. Частые нападения извне (иранцев, грузинских феодалов и др.), эпидемии болезней, уносящих сотни людей, послужили причинами значительного сокращения количества населения на основной территории расселения народа.
Есть любопытная притча о встрече гинухца с сородичами в Аравии. Один паломник из Гинуха по пути в Мекку остановился на ночлег в неком селении. Сквозь сон он услышал, что несколько человек на чистом гинухском языке договариваются ограбить и умертвить его. Паломник вскочил на ноги и спросил: «Кто вы такие и что хотите от меня»? Удивленные грабители ответили, что они жители того селения, где решил переночевать паломник, что селение это существует издревле и жители его считают себя арабами. Исследователи предположили, что в предании упоминались скорее всего выходцы из Гинуха, которые покинули родину в далеком прошлом.
Значительная часть гинухцев в разные годы переселилась в Грузию. В советские время в 1944 году гинухцы в принудительном порядке были переселены на территорию чеченцев, в село Эрсени Веденского района. Сам Гинух был сожжен дотла. В 1957 году им было разрешено вернуться в опустошенное и разоренное селение.
Живут гинухцы среди хребтов и вершин на высоте до 3 тысяч метров. А еще среди лесов: «…в которых представлены различные виды деревьев и кустарников: береза, дуб, осина, тополь, липа, клен, граб, ольха. В горах и лесах обитают разные животные: медведи, волки, косули, туры, олени, рыси, дикие кабаны, куницы, лисицы, из птиц - куропатки». Горные склоны заросли кустами рододендрона. Лесные опушки изобилуют черемухой, смородиной, черникой, рябиной. Судя по всему, окружает гинухцев невыразимая красота: « Альпийская зона отличается разнообразием и роскошью трав, достигающих значительной высоты. На влажных, богатых осадками и закрытыми от северных ветров горных долинах и плато, луга покрыты роскошными цветами - красными и белыми розами, колокольчиками, гвоздиками, между которыми растут кусты ежевики, малины …».
С учетом природных условий основным традиционным занятием было скотоводство. Средним считалось хозяйство, у которого было 100 голов мелкого скота. 200 – 300 голов были уже свидетельством приличного достатка. Не исключено, что цифры эти сильно приуменьшены, так как каждое хозяйство платило подать с поголовья. Уход за мелким рогатым скотом, дойка и изготовление сыра были прерогативой мужчин. Опять же, природные условия позволяли гинухцам не перегонять скот на больше расстояния, а переселяться недалеко от дома на зимние хутора, вместе со всей семьей и скотиной. Наиболее состоятельные хозяева имели индивидуальные зимние хутора и нанимали чабанов. Заработную плату чабаны получали натурой: одного ягненка с каждых 20 голов скота.
Перегон скота считался праздником и сопровождался различными обрядами. «Все жители селения в лучших нарядах выходили на улицу и под звуки зурны, с песнями и танцами провожали стадо. Выгон скота сопровождался магическими действиями, призванными его от всяких напастей (волков, медведей). Одним из центральных моментов действия было «завязывание пасти» дикому зверю. Для этого кто-нибудь из мужчин при непрерывном чтении соответствующей молитвы, закрывал нож или ножницы, которые затем хранили в укромном месте. Считалось, что пока закрыт нож, зверь не сможет раскрыть пасть и повредить скоту».
Еще из симпатичных обрядов нашелся такой: «Сторону жениха, пришедшую за невестой, сторона невесты задерживала у ворот и требовала от пришедших выкуп за право войти. Требования, по традиции, были чрезвычайно завышенными: заплатить 1 тыс. золотых монет или пригнать 50 быков, табун лошадей, 500 баранов и пр. Дело заканчивалось тем, что сторона жениха дарила невесте овцу, барана или 1 руб. серебром. Вошедшая, наконец, в дом сторона жениха отказывалась от приглашения присесть, требовала от хозяев "золотой трон для жениха" и необыкновенных яств. Пришедшие старались украсть что-либо из вещей в доме (ложку, кружку, миску и др.) - все это потом отдавалось невесте. Сторона же невесты старалась намочить одежду пришедших, незаметно набить карманы гостей объедками и огрызками пищи, как бы невзначай выпачкать им лица сажей и др. Интересен гинухский обычай печхъи: посещение утром дружками жениха и подружками невесты молодоженов после их первой брачной ночи. Пришедшие приносили с собой мясо, хлеб, сыр, масло, фрукты и час-два проводили вместе, угощаясь, балагуря и веселясь».
Вернемся к нашим баранам. Кроме них выращивали и крупный рогатый скот, и лошадей. Для земледелия природных участков было не много, тем не менее, гинухцы выращивали зерновые культуры. Тем более, что у них никогда не бывало засухи. Со временем, когда земля начала переходить из общественного в частные владения, ее продавали по цене 2 баранов за 1 метр или до 100 баранов за гектар.
Еще собирали, а позже и культивировали горный мед. Большая часть меда шла на обмен, так как долгое время гинухцам свойственна была меновая торговля. Меняли мед на соль, ткани, зерно, которое не выращивали сами.
Ну и охотились, разумеется. На медведя, волка, кабана, лисиц и зайцев. Иногда рыбачили. Форель, по преданиям, можно было поймать руками.
Женщины выделывали шерстяное сукно, войлок, ткали ковры. Мужчины изготовляли сельскохозяйственный инвентарь и домашнюю утварь разного назначения. При этом активными помощницами матери были девочки старше 10-ти лет, помощниками отца - мальчики этого же возраста.
На социально-экономическое развитие гинухцев, как и других народов Дагестана, значительное влияние оказал ислам. В раннем средневековье у гинухцев было распространено христианство, в течение 15 - второй половины 18 века были исламизированы. Проникновение ислама тесно связано с именем арабского завоевателя шейха Абу-Муслима, который предпринимал многочисленные попытки исламизации области. По преданию, встретив упорное сопротивление народа принятию новой, исламской веры, шейх Абу-Муслим проклял гинухцев и призвал на них кару Аллаха. Спустя несколько дней после его ухода, в Гинухе распространилась эпидемия какой-то страшной болезни, которая унесла половину жителей селения. Спустя год, при очередной попытке шейха обратить народ в истинную веру, оставшаяся часть населения Гинуха, уверившись в могущество ислама, приняла новую религию.