// Многонациональная Россия

Гинухцы

Гинухцы
Численность народа: от 443 до 4000

Гинухцы  - гьинози,  гьенозе  (самоназвание),  живут  в  Западном Дагестане, у подножья  гор Большого кавказского хребта, на склоне горы Охтлъо, в одноименном селении Гинух (Гьино).

С 15 века гинухцы вошли в состав Анцухо-Капучиского союза конфедерации Антль-Ратль, а позже в составе Кидеринского сельского общества, являлись частью Дидойского (Цезского) союза сельских общин. В результате Кавказской войны 1817 – 1874 годов  село Гинух было разрушено, в 1860-е годы гинухцы вошли в состав наибства с центром в селе Кидеро. В  1877 году приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев. После поражения восстания часть их была выслана, часть уехала в Османскую империю, Иран. В переписях 1926 и 1939 годов гинухцы учитывались как цезы, затем – как аварцы. Наиболее ранние воспоминания о гинухцах относятся как раз ко времени их нахождения в Дидойском союзе.

Согласно этнографическому материалу территория Гинуха в прошлом была густонаселенной.  Частые нападения извне (иранцев, грузинских феодалов и др.), эпидемии болезней, уносящих сотни  людей,  послужили причинами  значительного  сокращения  количества  населения  на  основной  территории  расселения  народа.

Есть любопытная притча о встрече гинухца с сородичами в Аравии. Один паломник из Гинуха по пути в Мекку остановился на ночлег в неком селении. Сквозь сон он услышал, что несколько человек на чистом гинухском  языке договариваются ограбить и умертвить его. Паломник вскочил на ноги и спросил:  «Кто вы такие и что хотите от меня»?  Удивленные грабители ответили, что они жители того селения, где решил переночевать  паломник, что селение это существует издревле и  жители его считают себя арабами. Исследователи предположили, что в предании упоминались скорее всего выходцы из Гинуха, которые покинули родину в далеком прошлом.

Значительная часть гинухцев в разные годы переселилась в Грузию. В советские время в 1944 году гинухцы  в  принудительном  порядке были переселены  на территорию  чеченцев,  в  село Эрсени Веденского района.  Сам Гинух  был сожжен  дотла. В  1957 году им было разрешено вернуться в опустошенное и разоренное селение.

Живут гинухцы среди хребтов и вершин на высоте до 3 тысяч метров. А еще среди лесов: «…в которых представлены различные  виды деревьев и кустарников: береза, дуб, осина, тополь,  липа,  клен,  граб,  ольха. В горах и лесах обитают разные животные: медведи, волки, косули, туры, олени,  рыси, дикие кабаны, куницы, лисицы, из птиц -  куропатки». Горные склоны заросли кустами рододендрона. Лесные опушки изобилуют черемухой, смородиной, черникой, рябиной. Судя по всему, окружает гинухцев невыразимая красота: « Альпийская зона отличается разнообразием  и   роскошью  трав,  достигающих  значительной  высоты.  На влажных, богатых  осадками и  закрытыми от северных ветров горных долинах и плато, луга покрыты роскошными  цветами -  красными  и  белыми  розами,  колокольчиками,  гвоздиками, между которыми растут кусты ежевики, малины …».

С учетом природных условий основным традиционным занятием было скотоводство. Средним считалось хозяйство, у которого было 100 голов мелкого скота. 200 – 300 голов были уже свидетельством приличного достатка. Не исключено, что цифры эти сильно приуменьшены, так как  каждое хозяйство платило подать с поголовья. Уход за мелким рогатым скотом, дойка и изготовление сыра были прерогативой мужчин. Опять же, природные условия позволяли гинухцам не перегонять скот на больше расстояния, а переселяться недалеко от дома на зимние хутора, вместе со всей семьей и скотиной. Наиболее состоятельные хозяева имели индивидуальные зимние хутора и нанимали чабанов. Заработную плату чабаны получали натурой: одного ягненка с каждых 20 голов скота.

Перегон скота считался праздником и сопровождался различными обрядами. «Все  жители  селения  в лучших нарядах выходили на улицу  и  под звуки зурны, с песнями  и танцами провожали стадо.  Выгон  скота  сопровождался  магическими  действиями, призванными  его  от  всяких  напастей  (волков,  медведей).  Одним  из  центральных  моментов  действия  было  «завязывание  пасти» дикому зверю. Для этого кто-нибудь из мужчин при  непрерывном  чтении  соответствующей  молитвы, закрывал  нож  или  ножницы,  которые затем хранили в укромном месте. Считалось, что пока закрыт нож, зверь не  сможет раскрыть пасть и повредить скоту».

Еще из симпатичных обрядов нашелся такой: «Сторону жениха, пришедшую за невестой, сторона невесты задерживала у ворот и требовала от пришедших выкуп за право войти. Требования, по традиции, были чрезвычайно завышенными: заплатить 1 тыс. золотых монет или пригнать 50 быков, табун лошадей, 500 баранов и пр. Дело заканчивалось тем, что сторона жениха дарила невесте овцу, барана или 1 руб. серебром. Вошедшая, наконец, в дом сторона жениха отказывалась от приглашения присесть, требовала от хозяев "золотой трон для жениха" и необыкновенных яств. Пришедшие старались украсть что-либо из вещей в доме (ложку, кружку, миску и др.) - все это потом отдавалось невесте. Сторона же невесты старалась намочить одежду пришедших, незаметно набить карманы гостей объедками и огрызками пищи, как бы невзначай выпачкать им лица сажей и др. Интересен гинухский обычай печхъи: посещение утром дружками жениха и подружками невесты молодоженов после их первой брачной ночи. Пришедшие приносили с собой мясо, хлеб, сыр, масло, фрукты и час-два проводили вместе, угощаясь, балагуря и веселясь».

Вернемся к нашим баранам. Кроме них выращивали и крупный рогатый скот, и лошадей. Для земледелия природных участков было не много, тем не менее, гинухцы выращивали зерновые культуры. Тем более, что у них никогда не бывало засухи. Со временем, когда земля начала переходить из общественного в частные владения, ее продавали по цене 2 баранов за 1 метр или до 100 баранов за гектар.

Еще собирали, а позже и культивировали горный мед. Большая часть меда шла на обмен, так как долгое время гинухцам свойственна была меновая торговля. Меняли мед на соль, ткани, зерно, которое не выращивали сами.

Ну и охотились, разумеется. На медведя, волка, кабана, лисиц и зайцев. Иногда рыбачили. Форель, по преданиям, можно было поймать руками.

Женщины выделывали шерстяное сукно, войлок, ткали ковры. Мужчины изготовляли  сельскохозяйственный  инвентарь и домашнюю  утварь разного назначения. При этом активными  помощницами матери были девочки старше 10-ти  лет, помощниками отца -  мальчики этого же  возраста.

На социально-экономическое развитие  гинухцев, как и других народов Дагестана,  значительное   влияние оказал ислам. В раннем средневековье у гинухцев было распространено христианство, в течение 15 - второй половины 18 века были исламизированы. Проникновение ислама тесно связано с  именем арабского завоевателя шейха Абу-Муслима, который предпринимал многочисленные попытки исламизации области. По преданию, встретив упорное сопротивление народа принятию  новой,  исламской  веры,  шейх  Абу-Муслим проклял гинухцев и призвал на них кару  Аллаха. Спустя  несколько  дней  после  его  ухода,  в  Гинухе  распространилась  эпидемия какой-то страшной болезни, которая унесла половину жителей селения. Спустя год, при очередной  попытке шейха обратить  народ в  истинную  веру,  оставшаяся  часть  населения  Гинуха, уверившись в могущество ислама, приняла новую религию.