// Многонациональная Россия

Дидойцы

Дидойцы
Численность народа: 14 881

«На самом деле, дидойцы проживают не просто высоко в горах, а порой и на горе, доступной лишь орлам и медведям. … Орлы, медведи и дидойцы всегда жили и живут вместе, радуя друг друга и восхищаясь друг другом. Они всегда стремятся к вершинам. У дидойцев есть что-то орлиное и медвежье. Медведь, летом запасаясь, зиму проводит в берлоге. И дидоец, запася летом продукты первой необходимости, после первого снега, как и медведь в берлоге, оказывается оторванным от всего. Что касается орлов, они парят и летают над ущельями и над людьми, а когда же смельчаки - дидойцы поднимаются на вершины, то орлы из-за уважения к этим храбрым людям спускаются ниже, приветствуя их. И взошедшие на вершины дидойцы-мальчики наблюдают восход солнца и грациозный полет орлов»

Так описывают себя сами представители этноса с красивым названием. Дидойцы, они же цезы, они же цунтинцы.

Еще за 2 тысячи лет до нашей эры в Месопотамии было царство Диадухи. Было оно самым могущественным вплоть до того как в 9 веке до нашей эры возникло царство Урарту. Племя didini было в составе Диадухи. Плиний Старший в 1-м веке и Клавдий Птолемей во 2-м упоминают кавказское племя дидури. О didini в Кахетии рассказывают уже грузинские летописи 5-6 веков нашей эры. Дидури до середины 11 века называлась «конфедерация союзов сельских общин, включавшая многие горские народы Западного Дагестана». Собственно этническим понятием название «дидойцы» стало в конце 15 века. Письменные сведения о них встречаются в сочинениях грузинских, армянских, персидских, арабоязычных и русских авторов. Источники описывают события военно-политической истории, затрагивают темы общественного быта, материальной культуры, идеологии.

«В ауле Китури несколько женщин, без всякого повода с нашей стороны, грозно подняли на нас кулаки, желая показать свою ненависть к гяурам. В этом же ауле Мерцбахер и его тирольские проводники в 1892 году подверглись нападению со стороны сорока и больше женщин, которых сопровождавший его пристав и всадники должны были разогнать плетьми».

«Дидои не любят плоских шуток, нецензурных намеков и вообще порнографических выражений. Они отличаются и в этом отношении превосходят даже высококультурные народы».

«Можно носить лохмотья или только клочки одежды, но нельзя показываться другим без головного убора или без кинжала. Здесь можно видеть красивые и дорогие папахи. Наряду с оружием и сбруей, папахи украшают стены сакли».

«Когда дидойские женщины со своими развевающимися красными мантиями убегают от ненавистных гяуров или когда они стоят среди зеленых полей и ветер раздувает их мантии и на солнце сверкают монеты на голове, то издали можно подумать, что имеешь дело с древними героями в блестящих шлемах и в воинственном одеянии».

Внешняя политика Грузии всегда была довольно активна, а во времена правления Давида-Строителя и царицы Тамары особенно. Тамара в самом начале царствования «овладела всем Азербайджаном, Гиляном до реки Оксус, Гурганом называемой, частью Анатолии, городом Трапезоньтом, всею Абхазиею и Кавказскими горами». Дидойцы тоже попали под власть деятельной царицы и были обложены данью. Подняли восстание, но были повержены: «дали заложников и обещали платить дань и быть верными». Но сохранили до наших дней старое проклятие: «пусть поразит тебя камень царицы Тамары».

Не остались дидойцы в стороне и от миссионерской деятельности грузинских царей. Священникам и правителям Грузии приходилось и насаждать здесь христианство, и восстанавливать его. «Дидойцы и другие горские народы Кавказских гор … проповедию и чудесами отстали от огнеслужения и вошли снова в недра церкви христовой». И снова вышли. Древние религиозные верования у дидойцев вновь широко возродились после татаро-монгольского, персидских и турецких нашествий Грузия подверглась игу мусульман, и прекратила миссионерскую деятельности. Таким образом, христианство начало постепенно слабеть, так что «... через несколько веков у всех почти горцев, не имевших грамотности и священного писания на родном языке, осталось лишь одно суеверное почтение воспоминаниями христианских обрядов». Что касается сегодняшнего вероисповедания, то ислам, начал проникать в Дидо еще в конце 17 – начале 18 веков, но окончательно утвердился здесь в начале 19 века.

В прошлом территория, населенная дидойцами, была многолюдной. До сих пор здесь можно найти руины многочисленных поселений, а по горным вершинам разбросаны десятки древних башен, выложенных из дробленного камня. Отсюда наблюдали за врагом, и, заметив его, зажигали костры, дым от которых был сигналом об опасности.

Большое количество дидойцев было увезено и продано в рабство в 16 веке
кызылбашами, позже взято в плен грузинскими феодалами: «На территории Грузии во второй половине XVIII в., согласно документам, проживало 4000 дидойских семейств, взятых в плен в XVII-XVIII вв».

Постоянное ожидание набегов, необходимость всегда быть в полной боевой готовности воспитывали отвагу, презрение к смерти. Каждого мальчика-дидойца с пеленок воспитывали жестко и сурово, как будущего воина. Даже сегодня дидойская этика запрещает женщине ласкать, баловать детей, потакать их капризам.

Традиционно цезы занимались земледелием и скотоводством. Что касается земледелия, то у них были свои эндемичные сорта пшеницы, ячменя, льна и бобовых – высокоурожайные и устойчивые к холодам: «и может лежать месяцами в снопах под дождем, не прорастая». Пахотой и сенокошением занимались мужчины. Женщины во время вспахивания шли за плугом,  мотыгами размельчали большие комья земли, выкапывали и рубили корни сорных трав. Во время сбора урожая на их плечах лежала жатва. Земля была плодородной. Во время голода в 1848 году в одном и рапортов было отмечено: «Голод в Антльратле, так и повсеместно в Дагестане, жестокий... У одних только дидойцев есть хлеб, который ими дорого продается».

К скотоводству тоже располагали сами природные условия. На землях Дидо было много альпийских лугов с кормовыми травами. Излишки пастбищ дидойцы сдавали в аренду соседям. Зимой скот перегоняли на постоянные зимние пастбища, где заранее были выстроены жилые помещения, загоны, стоянки из бревен или камня на сухой кладке. Отдельные пастбища имел каждый родоплеменной союз. Зимовка занимала 7-8 месяцев.

«При обратном перегоне дидойцы сталкивались с некоторыми трудностями, связанными с наличием в отарах большого числа молодняка. Поэтому жители ближних и дальних селений выходили навстречу чабанам и оказывали им всяческую помощь». Коневодство играло исключительную роль в хозяйствовании цезов, так как лошадь в условиях местности являлась почти единственным средством передвижения и перевозки тяжестей.