«- Как саамская семья жила раньше? Один муж принесет рыбу - ее сварят с особыми травками. Другой муж принесет оленину - ее тоже варят или коптят в дымовом отверстии куваксы. Кстати, это очень полезное мясо, потому что олень питается ягелем и грибами. (По утверждению медиков эти растения стимулируют в организме животных выработку линолевой кислоты, которая защищает человека от воздействия канцерогенных и токсичных веществ – прим.ред.) И его пантовые рога - целый кладезь витаминов. А гонные рога - вообще природная виагра. И оленье молоко полезно, у него жирность 22%!».
По статистике у саамов есть свои долгожители. Несмотря на суровый северный климат, люди доживали до 120 лет. При этом многих болезней, даже цинги, от которой страдали переселенцы с юга, саамы не знали. Сказывались особенности питания, северная закалка и близость к природе.
Олени долгое время занимали практически центральное место в хозяйстве саамов. Сначала это были дикие животные. Их название у саамов отличается от названия домашних оленей. Первые называются коньт или коть, вторые – пуадз или пуатц. Период, когда саамы были связаны только с диким оленем, продолжался долго. За это время множество предметов быта получили свое название именно от слова коньт. Койб – специальный кусок шкуры оленя для пошивки обуви; камас, каньги, кам – обувь из койба; коньтсун- нитки из оленьих жил и пр. Следуя за стадами диких оленей, саамы вели кочевую жизнь, и только гораздо позже оленей стали одомашнивать. Не исключено, что приручать диких оленей начали для того, чтобы быстрее и легче было устраивать облавы на … диких оленей. Такой вот парадокс.
Говорят, что современным крупным и выносливым саамским российским оленям завидовали даже финские и норвежские саамы-оленеводы. В конце прошлого века финны и норвежцы закупали у российских саамов целые стада. Бизнес оказался выгодным, потому что олени, опустошив пастбища новых хозяев, спокойненько возвращались в свой прежний дом. Но, не исключено, что это просто анекдот. Так называемый «вольный выпас», когда оленей отпускают пастись на воле с весны до конца осени, был свойственен саамам до конца 19 века, но никак не 20-го.
Приручать оленей саамы стали несколько веков назад и стада эти считались собственностью всех. Самое время уточнить, что когда в первой цитате упоминаются «один муж» и «другой муж», то речь не обязательно идет о многомужестве, хотя раньше саамская женщина могла иметь несколько мужей. Но разные мужья могли упоминаться и в связи с тем, что в одной куваксе или в одном чуме проживало по несколько семей. Несколько чумов образовывали погост – небольшое типичное саамское поселение. Изначально погосты назывались сийтами и были местом проживания общины. У общины были общие угодья, общее хозяйство, определенная структура взаимоотношений. Погосты стояли обособленно друг от друга. Определенной разобщенности способствовал и тот факт, что в одной только России, где в конце 19 века года их насчитывалось около 2 тыс. человек, саамы говорили на четырех разных диалектах, весьма далеких друг от друга. Это одна из причин, почему браки они предпочитали устраивать внутри общины, хотя не исключали возможность родниться с соседями.
Работу в рамках семьи, чума или сийта нельзя строго разделить на женскую и мужскую.
И хотя были занятия, которыми преимущественно занимались либо мужчины, либо женщины, тем не менее, саамская женщина легко могла отправиться в лес за дровами, пока ее муж чинил одежду или готовил пищу. Чаще всего готовил вареную рыбу – самое простое и экономичное блюдо. Пока одна рыба варилась, другая пеклась перед тем же очагом. Из готовой ухи рыбу доставали и ели, запивая ее бульоном. Печеную (жареную) рыбу ели на второе. Часто вынутую из котла рыбу освобождали от костей, засыпали в нее набранную днем морошку и толкли, получая, таким образом, кашу. Солили икру, ели на второй-третий день. Жареные или вареные потроха считались рыбным лакомством. Вялили рыбу про запас.
Некоторые исследователи отмечают, что рыболовство даже более древнее занятие российских саамов, чем оленеводство: «Многочисленные археологические находки (грузила, костяные уды) позволяют сделать выводы о наличии рыболовства в период раннего неолита. Имеется в виду не случайная поимка рыбы, а систематический промысел, основанный на известной технической вооруженности». Территория проживания саамов богата водоемами. Ловили рыбу в реках и озерах: на Туломе, Терибарке, Варззуге, в Имандре, Ловозере и Новозере и так далее. Самыми главными промысловыми рыбами считались: семга, палтус, камбала, треска, сиг, хариус, налим, голец, окуни и щуки. Эта рыба составляла и составляет основу питания саамов летом и осенью. Блюд из северной сёмги у саамов мало, чаще всего рыба продавалась русским и норвежским купцами. Вяленая рыба и оленье мясо были главными продуктами питания зимой.
Традиционному саамскому укладу был свойственен матриархат. Потому что, по очередной народной легенде, произошли саамы из той половины детей оленьего бога Мяндаш и земной женщины, которые после развода родителей остались с матерью.
Но, обо всем по-порядку.
Бог Мяндаш был сыном оленихи - важенки, способной превращаться в человека. Однажды он спустился на землю и влюбился в человеческую девушку. Прежде чем стать женой оленьего бога, девушка должна была пройти экзамен у его матери. Во-первых, показать свою любовь к оленям. Во-вторых, осушить реку крови убитых оленей, которая разделяла бога Мяндаша и людей. Экзамен был пройден. Кстати, свежую оленью кровь и сейчас пьют как лекарство. У нее мочегонное и жаропонижающее действие.
Совместная жизнь супругов продлилась не долго, но они успели родить некоторое количество детей. Половина детей ушла с отцом, вторая половина осталась с матерью. Дети, как их бабушка и отец, могли оборачиваться и людьми, и оленями. Вот они-то и дали начало племени саамов. Уходя из семьи, Мяндаш посвятил детей в искусство охоты, чтобы они не умерли с голода. Но строго - настрого запретил убивать важенок! Запрет соблюдается до сих пор.