// Многонациональная Россия

Саамы

Саамы
Численность народа: 1771

«Когда едешь по тундре, нужно постоянно оборачиваться, потому что любой камень с одной стороны выглядит не так, как с другой. Если этого не замечать, то можно заблудиться»

С камнями у саамов особые отношения. Древние культовые камни - сейды, принадлежащие им, поражают своим количеством и размерами. Вот что пишут про сейды: «Это таинственные каменные сооружения, встречающиеся в Скандинавии и в России» В обычном понимании сейд – это крупный валун, стоящий на нескольких более мелких камнях или просто в неустойчивом положении. Зачастую сейды сгруппированы в скопления из десятков и даже сотен объектов. Однако встречаются и поодиночке»

Но есть и рукотворные сейды - камни, сложенные один на другой, или вырезанные из дерева идолы. Известны предания о том, что сейды - это окаменевшие колдуны-нойды или люди, окаменевшие по воле колдунов.

Саамы считали, что в камне-сейде обитает божество — покровитель их жилища, рыбной ловли, охоты. Жившие в тяжелейших природных условиях, они приносили сейдам жертвы, прося взамен удачу на промысле, здоровье, помощь и защиту. Формы почитания священных камней тоже были разными. Их одаривали, кормили или мазали рыбьим жиром. Пиететное отношения к мегалитам саамы испытывают и сегодня: «Пока нас нет, за всем приглядывает сейд, - хозяйка кивает в сторону огромного священного камня, установленного у входа на открытую общинную территорию. На камне и вокруг него сложены подношения: оленьи рога, монетки, есть даже маленький черненький слоник. Его у женщины попросил сейд во время шаманского ритуала, - Он нас оберегает. Местные дачники знают о сейде и нас не беспокоят. Случайные люди тоже стараются с ним не ссориться. Недавно цыгане приходили. Увидели сейд, узнали, что это, развернулись и ушли. Так что ничего у нас не пропадает».

Саамы, они же лопари, были язычниками до 11 века и дольше. Существуют два саамских мифа о сотворении мира, оба очень необычные и красивые. По версии первого мифа были два творца – добрый и злой. Добрым был верховный бог Юбмел. Злым был дух по имени Перкель. Зачем богу надо было рассказывать злому духу свой план сотворения – неизвестно. Однако он это сделал.  А хотел Юбмел, чтобы деревья состояли из одной только сердцевины, и не приходилось их очищать от коры. А в озерах чтобы не вода была, а молоко. И на всех травах чтобы были ягоды. Но Перкелю не понравились такие райские условия и он все переиначил. А потом изобрел цепи и заковал в них бога. Злыдень, что с него возьмешь. Верховный бог вырвался из цепей и заковал в свою очередь злого духа. А потом перевернул землю, которая плавала в центре океана. Выжили после катаклизма только брат и сестра. Которые и дали жизнь всему человечеству. Бог не стал ничего менять на земле, оставил все, как сделал Перкель. Потому что злой дух в это время тоже вырвался из цепей и Юбмел бросился в погоню. Так они и соревнуются до сих пор, судя по всему, а мы имеем реки без молока.

В соответствии со вторым мифом в начале мира была голова старика и больше ничего. Но голова была не простая, а с колодцами. Никто не мог достать эту воду, потому что на голове была шапка. Но однажды разорвал эту шапку гром и вода из колодцев хлынула до неба и залила весь мир. Одинокая утка, летающая над покрытым водой миром увидела травинку и приземлилась на нее. Сначала травинка не могла выдержать утку, однако постепенно вырастает и вокруг нее появляется земля. Утка сносит 5 яиц, а из них вылупляются растения, звери рыбы, птицы и, в конце концов, мужчина и женщина. У них рождаются дети – мальчик и девочка. Дети уходят в разные стороны в поисках мужа и жены (травинка, видимо, уже сильно разрослась). Они обошли всю землю по кругу, но никого не нашли. Пришлось им самим стать прародителями всего человечества.

Саамы обожествляли деревья, животных, явления природы, горы. Старались не шуметь в лесу, потому что живет там х лесной дух — темное, лохматое существо Мёць-вуйнас. Зла не делает, если ему не досаждать ему. Если же они в лесу песни поют, кричат, шум поднимают, то Мёць-вуйнас может рассердиться и дорогу назад не найдешь.

У хозяина озера есть три дочери. Он одаривает богатым уловом тех рыбаков, которые его дочерям сделают хорошие подарки: нити бисера, монеты Шума хозяин воды тоже не любил, поэтому и лодки по воде двигались бесшумно, и сети не забрасывались, а молча в воду опускались. Бесшумно лодки двигались, сети не забрасывались — медленно в воду спускались. И тогда обещал улов быть сказочно богатым. Зимой лед на озере протыкать нельзя было, иначе накличешь беду. А еще считалось, что лебеди, которые вьют гнезда на озерах, не просто лебеди, а души умерших саамских предков. И охраняют они озера от недобрых глаз.

Саамы считались колдунами и предсказателями. Иван Грозный перед смертью приказал «доставить с Севера — из области между Холмогорами и Лапландией — множество кудесников и колдуний. Шестьдесят этих предсказателей содержались в Москве под стражей, и только любимец царя Богдан Вельский имел к ним доступ, чтобы узнавать у них о ворожбе и предсказаниях, которые так волновали царя».

Как у всех остальных народов, переход к монотеизму не уничтожил без остатка древние отношения с духами. Одно другому не мешает. Саамские рыбаки до сих пор продолжают бросать в воду медные монеты, чтобы получить от духов реки богатый улов.

Происходят саамы, скорее всего, от древней народности «псковская чудь», хотя последние исследования выявили у них общие черты с древними потомками современных басков и берберов. Жили себе с незапамятных времен вольной полукочевой жизнью оленеводов. Упоминания о них встречаются даже у древних греков. Впервые о саамах упомянул в 325 году до нашей эры историк Пифей, затем Тацит в I веке нашей эры. Он писал,  что этот кочевой народ  счастливее тех, кто «вздыхает над плугом», хотя в целом изобразил их весьма диким народом. Лопарями нарекли их скандинавы и русские. Встречались также варианты «лапняне» и «лопь». Отсюда и Лапландия. Самоназвание народа – са́ми, саа́ми, что по некоторым версиям значит «земля».

Изначально саамы жили на огромной территории, охватывающей сегодняшние Швецию, Финляндию, Карелию и часть русского Севера. Постепенно пришедшие с юга земледельцы начали «откусывать» саамские земли.

Оленьи пастбища исчезали, и местным жителям пришлось уходить все севернее. При том, что изначально саамы занимали огромную территорию, они не стремились создать свое государство, жили кочевой жизнью. Становились составной частью жизни нескольких государств, одновременно отступая под  их натиском. В наши дни саамы рассредоточены по Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Есть даже в Северной Америке. При этом саамы имеют четкую национальную самоидентификацию,  свои флаг и гимн.  Права их представляют выборные Саамские парламенты.



«- Как саамская семья жила раньше? Один муж принесет рыбу - ее сварят с особыми травками. Другой муж принесет оленину - ее тоже варят или коптят в дымовом отверстии куваксы. Кстати, это очень полезное мясо, потому что олень питается ягелем и грибами. (По утверждению медиков эти растения стимулируют в организме животных выработку линолевой кислоты, которая защищает человека от воздействия канцерогенных и токсичных веществ – прим.ред.) И его пантовые рога - целый кладезь витаминов. А гонные рога - вообще природная виагра. И оленье молоко полезно, у него жирность 22%!».

По статистике у саамов есть свои долгожители. Несмотря на суровый северный климат, люди доживали до 120 лет. При этом многих болезней, даже цинги, от которой страдали переселенцы с юга, саамы не знали. Сказывались особенности питания, северная закалка и близость к природе.

Олени долгое время занимали практически центральное место в хозяйстве саамов. Сначала это были дикие животные. Их название у саамов отличается от названия домашних оленей. Первые называются коньт или коть, вторые – пуадз или пуатц. Период, когда саамы были связаны только с диким оленем, продолжался долго. За это время множество предметов быта получили свое название именно от слова коньт. Койб – специальный кусок шкуры оленя для пошивки обуви; камас, каньги, кам – обувь из койба; коньтсун- нитки из оленьих жил и пр.  Следуя за стадами диких оленей, саамы вели кочевую жизнь, и только гораздо позже оленей стали одомашнивать. Не исключено, что приручать диких оленей начали для того, чтобы быстрее и легче было устраивать облавы на … диких оленей. Такой вот парадокс.

Говорят, что современным крупным и выносливым саамским российским оленям завидовали даже финские и норвежские саамы-оленеводы. В конце прошлого века финны и норвежцы закупали у российских саамов целые стада. Бизнес оказался выгодным, потому что олени, опустошив пастбища новых хозяев, спокойненько возвращались в свой прежний дом. Но, не исключено, что это просто анекдот. Так называемый «вольный выпас», когда оленей отпускают пастись на воле с весны до конца осени, был свойственен саамам до конца 19 века, но никак не 20-го.

Приручать оленей саамы стали несколько веков назад и стада эти считались собственностью всех. Самое время уточнить, что когда в первой цитате упоминаются «один муж» и «другой муж», то речь не обязательно идет о многомужестве, хотя раньше саамская женщина могла иметь несколько мужей. Но разные мужья могли упоминаться и в связи с тем, что в одной куваксе или в одном чуме проживало по несколько семей. Несколько чумов образовывали погост – небольшое типичное саамское поселение. Изначально погосты назывались сийтами и были местом проживания общины. У общины были общие угодья, общее хозяйство, определенная структура взаимоотношений. Погосты стояли обособленно друг от друга. Определенной разобщенности способствовал и тот факт, что в одной только России, где в конце 19 века года их насчитывалось около 2 тыс. человек, саамы говорили на четырех разных диалектах, весьма далеких друг от друга. Это одна из причин, почему браки они предпочитали устраивать внутри общины, хотя не исключали возможность родниться с соседями.

Работу в рамках семьи, чума или сийта нельзя строго разделить на женскую и мужскую.

И хотя были занятия, которыми преимущественно занимались либо мужчины, либо женщины, тем не менее, саамская женщина легко могла отправиться в лес за дровами, пока ее муж чинил одежду или готовил пищу.  Чаще всего готовил вареную рыбу – самое простое и экономичное блюдо. Пока одна рыба варилась, другая пеклась перед тем же очагом. Из готовой ухи рыбу доставали и ели, запивая ее бульоном. Печеную (жареную) рыбу ели на второе. Часто вынутую из котла рыбу освобождали от костей, засыпали в нее набранную днем морошку и толкли, получая, таким образом, кашу. Солили икру, ели на второй-третий день. Жареные или вареные потроха считались рыбным лакомством. Вялили рыбу про запас.

Некоторые исследователи отмечают, что рыболовство  даже более древнее занятие российских саамов, чем оленеводство: «Многочисленные археологические находки (грузила, костяные уды) позволяют сделать выводы о наличии рыболовства в период раннего неолита. Имеется в виду не случайная поимка рыбы, а систематический промысел, основанный на известной технической вооруженности». Территория проживания саамов богата водоемами. Ловили рыбу в реках и озерах: на Туломе, Терибарке,  Варззуге, в Имандре, Ловозере и Новозере и так далее. Самыми главными промысловыми рыбами считались: семга, палтус, камбала, треска, сиг, хариус, налим, голец, окуни и щуки. Эта рыба составляла и составляет основу питания саамов летом и осенью. Блюд из северной сёмги у саамов мало, чаще всего рыба продавалась русским и норвежским купцами. Вяленая рыба и оленье мясо были главными продуктами питания зимой.

Традиционному саамскому укладу был свойственен матриархат. Потому что, по очередной народной легенде, произошли саамы из той половины детей оленьего бога Мяндаш и земной женщины, которые после развода родителей остались с матерью.

Но, обо всем по-порядку.

Бог Мяндаш был сыном оленихи - важенки, способной превращаться в человека. Однажды он спустился на землю и влюбился в человеческую девушку. Прежде чем стать женой оленьего бога, девушка должна была пройти экзамен у его матери. Во-первых, показать свою любовь к оленям. Во-вторых, осушить реку крови убитых оленей, которая разделяла бога Мяндаша и людей. Экзамен был пройден. Кстати, свежую оленью кровь и сейчас пьют как лекарство. У нее мочегонное и жаропонижающее действие.

Совместная жизнь супругов продлилась не долго, но они успели родить некоторое количество детей. Половина детей ушла с отцом, вторая половина осталась с матерью. Дети, как их бабушка и отец, могли оборачиваться и людьми, и оленями. Вот они-то и дали начало племени саамов. Уходя из семьи, Мяндаш посвятил детей в искусство охоты, чтобы они не умерли с голода. Но строго -  настрого запретил убивать важенок! Запрет соблюдается до сих пор.