// Многонациональная Россия

Долганы

Долганы
Численность народа: 8157

«Прадед - казак - находился на Ессейском озере для усмирения взбунтовавшихся тунгусов. После ездил за ясаком в Якутию, где и служил до отставки. По возвращению в Туруханский край перебрался на реку Пясину, где основал себе жилище. «Ласковостью и гостеприимством он не только приобрёл себе дружбу окрестных жителей, но даже вошёл с ними в родственные связи», женившись на дочери одного из них, которой отроду было шестнадцать лет. От этой четы родилось девятнадцать человек детей. … Все девицы вышли замуж за пришлецов, прибывших с Енисея и поселившихся по рекам Дудыпта и Пясина»

Примерно так и формировался один из самых молодых российских этносов - долганы - тюркский народ, коренное население полуострова Таймыр в Красноярском крае и Якутии. Это самый северный тюркоязычный народ мира. Считается, что окончательно этнос сформировался в канун 20 века. Начало же его формирования относят к 18 и даже к  концу 17 века, когда начали смешиваться жившие на севере нынешнего Красноярского края русские старожилы (т.н. затундренные крестьяне), якуты и эвенки. Тогда на Таймыре появились русские собиратели ясака - «мяхкой рухляди» – пушнины, прибыль от реализации которой для царской казны была огромной. Тогда же здесь поселилось насколько эвенкийских родов. Один из этих родов в итоге и дал название всему новому народу. А в бассейне Хатанги на реке Хете появляются  и первые якуты. Процесс смешения происходил довольно долго, но к середине 19 века уже можно было говорить о сложившейся отдельной общности, правда тогда их еще считали тунгусами, которые ушли с верховьев Хатанги. «По исследованиям в 1930-х годах советского этнографа профессора Б.О. Долгих, роли в этом процессе распределились следующим образом: эвенки – 50-52%, якуты – 30-33%, русские – 13-16%» Другие исследования утверждают, что долганская кровь на 3-4% еще и самодийская.

Датой официальной регистрации нового народа принято считать 10 декабря 1930 кода, когда был образован Долгано-Ненецкий национальный округ. Сейчас их насчитывается немногим более 8 000 человек.

Культура, язык, обычаи, традиции долган синкретичны, так как вобрали в себя черты всех этих народов. В основе языка - грамматика якутского языка, а лексика включает много слов эвенкийского происхождения. Немало в долганском языке слов с русским корнями. Более того, в народном фольклоре есть отдельная часть - устуоруйа (сравни с русским словом «история») - главными героями которой являются обычно русский купец, бедняк-крестьянин, Иван-царевич и другие персонажи русских сказок. Там же встречаются домашние животные, которых долганы не могли видеть в тундре, типа лошади и коровы. От более южных и давних предков в фольклор пришли южные дубы, львы и змеи.

Одежда тоже была смешанного типа. Мужчины носили рубахи и штаны русского покроя, женщины – платья, а поверх фартуки, очень похожие на эвенкийские. Якутский след в одежде долган – обилие бисера, серебряные пояса, другие женские украшения. Павлово-посадский платок – обязательный атрибут верхней одежды долганки.

Религия тоже имеет смешанный характер. Еще в начале 20 века долган считали «троеверцами»: православие, анимизм, шаманизм. Это заметно и до сих пор. Например, хоронят покойников долганы по православному обычаю, но рядом с крестом могут поставить сруб с резьбой. Православие выступило в качестве одного из факторов консолидации долган в единую этническую общность, сыграло тут свою роль и то, что изначально в составе их предков были крещеные русские.

Новая вера не мешала долганам продолжать думать, что животные обладают магической силой. Их делили на добрых и злых. Собака и домашний олень считались добрыми. Если олени бегали с хорканьем целыми стадами, можно было готовиться к эпидемии. «Олень мог предсказывать неудачи, когда пытался «поговорить» с оленеводом, издавая носом характерные звуки. Пёс делал то же самое, если лаял во сне. Для хозяина это был повод проведать своих оленей: уж не увязался ли за ними волк?». «Четырехглазые» собаки – с белыми пятнами над глазами – ценились на вес золота, они умели отгонять злых духов- абаасов. Помимо духов злых, были и добрые духи-помощники - айыы.

Еще считалось, что духи, хоть и общаются со всеми шаманами, но любят далеко не всех из них. Шаманов-любимчиков называли «атыыр». Нелюбимчики же были шаманами слабыми и звались «ылгын». Шаманы держали связь между людьми и духами, отделяя свою душу от тела и перемещаясь между мирами.

Традиционные занятия долган — кочевое оленеводство, охота на дикого северного
 оленя, пушной промысел и рыболовство. Долганское оленеводство многое позаимствовало у эвенков и ненцев. У первых, например, долганы научились седлать и доить оленей, у вторых переняли специальные нарты и практику использования пастушьих собак.

Кочевая жизнь долган проходила по двум типам: весной из полосы лесотундры на тундровые просторы Таймыра, туда, где не так донимает стада гнус, а осенью – обратно, расселяясь по стоянкам в чумах. Другая часть долган практически не выходила из зоны лесотундры. Они обосновывались к зиме на стоянках, которые состояли и из добротных бревенчатых изб. В таких же избах жили оседло на Таймыре русские.

Позже долганы всё чаще стали под жилище использовать так называемые нартяные чумы, или балки, на которых русские путешественники – поморы, казаки, а позже и купцы – осваивали арктические пространства России.

Это чум, установленный на нартах, которые перевозят олени или пастушьи собаки. Каркасный домик изнутри обтянут ситцем, а снаружи шкурами оленя. Внутри чума есть печка, стол, нары и пр.

После массового перехода к оседлому образу жизни во второй половине XX в. долганы начали проживать семьями в поселках, застроенных типовыми домами. Особенностью северных поселков является отсутствие дворов, заборов, огородов. Они по-прежнему занимаются оленеводством и охотой, а в отдельных районах — рыболовством. Народное художественное творчество и прикладное искусство связаны с резьбой по оленьей и мамонтовой кости, обработкой одежды и обуви оленьим мехом и бисером, пошивом национальной одежды, оформлением домашней утвари для кочевой жизни.