РЕАЛЬНОСТЬ
Жили и живут орочи на Дальнем Востоке и считаются тунгусо-маньчжурским народом. Тунгусо-маньчжурские народы издревле населяли земли восточной Сибири и Дальнего Востока между Енисеем и Амуром, а также северо-восточного Китая.
Акунка, Мулинка,
Намунка, Ёминка,
Бисанка, Бэхинка
Хутунка, Кэпинка;
Названия орочских родов звучат как считалочка. А есть еще Тыктэмунка, Пунэдинка, Ауканка, Сиочонко, Эхэмунка. Их было больше, но некоторые из родов с такими же красивыми и нежными названиями - Самандига, Мэудэнка, Сэнгкиэнгкэн, Эдеси, Дялианка, Кангунка, Саундика - исчезли к началу 20 века. Они или вошли в состав других орочских родов или вымерли. Тут надо заметить, что в подавляющем большинстве случаев название рода связано со скалами, реками, пещерами или с названиями птиц, животных, растений.
Между семьями отдельных родов заключались дружеские союзы. Эти союзы не были постоянными, в них можно было входить и выходить. Такие союзы назывались духа. Были союзы, называемые сэнги, они вытекали из взаимных браков
Основной же союз - территориально-соседская община. В нее входили все жители селения, даже если были инородцами. Чаще всего они были связаны родственными брачными отношениями. Одной из форм заключения брака был взаимный обмен сестрами. Были распространены неравные по возрасту браки, многоженство. Заботу о воспитании детей брали на себя не только родители, но и дядя по матери. Существовала коллективная собственность на охотничьи и рыболовные промысловые угодья. В особом положении находились места добычи соболей.
В любом из этих союзов люди обязательно помогали друг другу, одиноким вдовам, инвалидам: «Уже взрослым стал сын спасенного от смерти человека. Тут отец и говорит ему: «Когда ты был маленьким, мы чуть не умерли, но люди нас спасли. Никогда не забывайте тех людей. Что бы вы ни добыли в тайге, понемножку дарите им...».
Сохранялись межродовые суды и кровная месть, правда, последняя как исчезающий пережиток.
В конце 19 века орочи жили в нижнем течении Амура, по побережью Татарского пролива от залива Чихачёва на севере до устья реки Ботчи на юге и в бассейнах Тумнина, верхней и средней Хунгари и Коппи. Существовали амурская, хунгарийская, тумнинская, приморская (хадинская) и коппинская группы.
В границах первоначальной этнической территории (бассейн реки Тумнин, побережье Татарского пролива), они взаимодействовали с ульчами и удэгейцами. Позже, в связи с переселением части орочей на Хунгари и выходом на Амур, усилились их контакты с нанайцами. Орочи взаимодействовали и с эвенками-оленеводами. Но что эвенки были уже крещеными и противопоставляли себя орочам, поэтому значительных последствий эти контакты не имели.
Основу культуры орочей составляло комплексное промысловое хозяйство. В первую очередь это было круглогодичное рыболовство. Продукт рыболовства шел на еду людям корм собакам, материал для изготовления различных предметов. Рыболовством занимались круглый год. Добывали частиковых, карповых, осетровых рыб, летом и осенью - проходных лососей. Пользовались острогами - двузубыми, трезубыми и шестизубыми, крючковыми снастями, удочками и приманками. Применяли сети из крапивных нитей. Сети были и подледные зимние, и плавные и ставные летние. Лосося ловили и ловушками и неводом, заимствованными у русских. В ходу были большие долбленые лодки амурского типа, малые долбленки, большие морские плоскодонки и морские долбленые лодки-оморочки. По горным рекам передвигались с помощью шестов, а на глубоких местах использовали весла и паруса. Берестяные лодки к приходу русских вышли из употребления.
Второй по значимости была таежная охота и охота на морского зверя. «С наступлением осени мы уезжали на лодках вверх по реке. Поднявшись до верховьев реки, достигнув охотничьих угодий, мы охотились, настораживая самострелы, ловушки и петли. Били лося, кабаргу. А рыбу ловили снастями. Поставим снасть, поймаем рыбу и вялим ее. Навялив, строим амбар, складываем ее там, а зимой питаемся ею во время охоты. Придет зима, охотимся на соболя, лося, кабаргу, выдру... Набьем их и везем продавать купцам. Привезем, продадим, наменяем себе одежды, снаряжения, продуктов и опять уходим в тайгу...».
Сезон пушной охоты продолжался с октября до марта. На промысел уходили артелями, но охотились индивидуально. Семьи оставались в зимних селениях. На месте промысла жили в общем жилище, но каждый охотник имел свой амбар, в котором хранил снаряжение и продовольствие.
Постоянные зимние поселения располагали вблизи мест охотничьего промысла, как правило, на реках. Некоторые селения существовали десятки и даже сотни лет, но все были малочисленны - в пять-шесть жилищ - и отстояли друг от друга на 15-20 километров.
Зимние жилища представляли собой срубные прямоугольные землянки из плах. Двускатную крышу покрывали еловой корой, прижатой сверху толстыми жердями. Изнутри вдоль стен делали дощатые нары для сна, в центре - очаг-костер, а над ним - дымовое отверстие. Место за очагом напротив двери считалось почетным. Снаружи перед входом из коры сооружали небольшой коридор - «кладовую». Для утепления полуземлянку покрывали травой, а зимой забрасывали снегом. В таких зимниках жили две-три семьи.
Под навесами на столбах сушили юколу и проветривали одежду. В специальных срубах выращивали медвежат для медвежьего праздника
Летнее жилище - наземное каркасное сооружение из жердей с вертикальными стенами, двускатной крышей, покрытой еловой корой, и входом со стороны реки. Внутри располагали двухъярусный помост из жердей для хозяйственных нужд, вдоль стен - дощатые нары, на которых спали изголовьем к стене, укрывались одеялом из собачьих шкур.
Ели в основном рыбу. В конце 19 века научились ее коптить и солить рыбу, до этого вялили. Орочи справедливо считали, что в сыром виде в пищу годится любая рыба, но предпочтение отдавали лососевым и осетровым. Главное, чтобы рыба была свежей, только что пойманной. Из сырой мелко нарезанной рыбы готовили популярное не только среди орочей, но позже и среди местных русских кушанье тала, которое приправляется солью, иногда перцем и уксусом. Старались не есть сырого мяса форели, считая, что от него могут возникнуть тяжелые желудочные заболевания. Самым большим лакомством считали носовые хрящи лососевых рыб. Скорее у этого блюда была очень древнее магического история. По этим представлениям народов Приамурья душа промыслового животного живет у него в носу. Съесть нос — значит, овладеть душой, а отсюда — получить возможность добывать это животное в больших количествах.
Мясо тоже ели сырым, а также отварным, жареным, мороженным, вяленым. Ритуальной пищей было собачье мясо. Лучшим угощением был сырой костный мозг. Готовили студнеобразные блюда из разваренной мездры с лосиной шкуры, рыбьей кожи