// Многонациональная Россия

Орочи

Орочи
Численность народа: 596

МИФЫ

Огромная лосиха стояла на 8 ногах и была то Земля. Шерсть лосихи - деревья, а пух лосихи - травы и кусты. Звери – паразиты в шкуре лосихи, а птицы – насекомые, вьющиеся над ней. Все на суше подвластно лосихе. Когда устает лосиха и переступает с ноги на ногу,  случаются землетрясения. По словам орочей, они и соседние народы живут на восточной стороне спины лосихи, русские - на западной, а Китай располагается на голове животного.

А солнца было три и были они сестрами. От жара их кипели даже камни на земле. Но пришел герой Хадау и убил старшую и младшую сестер. И можно стало жить на Земле. Однажды, после тяжких трудов поссорился Хадау с женой и оба стали камнем: Хадау - скалой на реке Кеппи, а жена – высокой горой на Сахалине. А еще был у них сын по имени Манги. Все Хадау жили очень долго, но неожиданно  их сын умер. Рассердился Хадау и сделал так, что стали умирать и люди, а раньше «…орочи тоже так жили, никогда не умирая. Живут много сотен лет, и ни один человек не умирает...»

Стали люди умирать, но на этом путь их не заканчивался. После захода солнца, в день смерти, шаман брал душу покойного и начинал свой путь в западном направлении от стойбища. По пути они пересекали три ручья. Выпив воды из второго ручья, души забывали свою прошлую жизнь. После третьего ручья на экспедицию нападали злые духи. Тут шаман выполнял свою последнюю задачу, защищал души от злых духов. Дальше души шли сами, по человеческой тропинке или по собачьей. На развилке шаман прощался с ними.

Спустя некоторое время усопшие отправлялись по реке на лунную землю, где располагались два моря — тигровое и медвежье. Хозяин медведей и хозяин тигров живут на лунной земле, и каждый имеет свою половину территории. На тигровой половине луны живут души людей и зверей, а на медвежьей – только души людей. В каждое море впадает по реке, в их верховьях расположено по большому озеру, а между ними находится Луна. Жены медведя и тигра выкармливают души умерших древесным углем, чтобы они снова ожили в виде детей, и посылают их на Землю.

При этом, есть еще одно место пребывания душ усопших - нижний мир, где находится буни. Жизнь в буни мало отличалась от жизни в срединном мире, Там светло, есть тайга, полная зверей, и реки, богатые рыбой. На этом ярусе остаются души смелых, добрых и удачливых людей, только  все наоборот: ребенок оказывается  старцем, сильный — слабым, слабый — сильным, богатый — бедным, бедный — богатым, сломанный предмет — целым.  На втором ярусе, ниже буни, темно и сыро. Туда отправляются души тех, кто при жизни был ленивым и трусливым.

Некоторые охотники случайно попадали в буни при жизни.  Гонял лесу по тайге, она залезла в нору. Полез охотник за ней и вдруг оказался в лете. «Охотник увидел людей, которые, однако, не обращали на него внимания, не разговаривали с ним и не пригласили к столу. Выбравшись утром наружу, охотник пришел домой и все рассказал и умер. Умер потому, что рассказывать про буни нельзя».

Всеми силами природы управлял Боа. Был у Боа главный помощник – тигр, распоряжался животными.  Был тигр стариком, живущим с женой и дочерью. Дочь его была хозяйкой звериных душ. Чтобы умилостивить тигра приносили ему в жертву чем-либо особенную собаку. Медведь тоже распоряжался животными. От воли медведя и тигра зависели промысловая удача и благосостояние людей. Косатка имела власть над всеми морскими зверями и рыбами, а всей водой вообще управлял хозяин Тэму. Но жили в воде злые духи, белокожие и с рыбьим хвостом. Неземными голосами они затягивали песню и утаскивали людей в воду. Каждой болезнью заведовал отдельный дух. Разумеется, их всячески задабривали, и превентивно и во время болезни.

Был хозяин у скал и у грома. Был очень капризный хозяин огня. В огонь нельзя было плевать. бросать в него что попало и прикуривать.

Шаман был посредником между людьми и хозяевами нижнего и верхнего миров. У каждого шамана, мужчины или женщины, был свой дух-покровитель. Одевался шаман ни как все остальные орочи. На нем обязательно была надета специальная юбка – хосэ. Мужчины-шаманы носили хосэ из нерпичьих шкур, женщины - из ровдуги. К спинке халата прикреплялись крылья орла. Имел шаман бубен с колотушкой, пояс с погремушками. На них рисовали духов-помощников – змей, червей, лягушек, ящериц, птиц, рыб Такие же рисунки были на одежде. Шаманы делились на добрых и злых. Орочи верили, что злой шаман поедает души зверей и людей.

Сами люди жили в срединном мире  по Амуру и на Сахалине. Были это не только орочи, но и другие народы: «… все и всякие племена людей. Всех их раньше было большое количество. И в каждом племени встречались дурные люди. Кто убивал других, а потом убегал в тайгу, кто просто обманывал или крал что-нибудь и тоже становился беглецом. Иные из таких людей были очень сильными».

Одной женщине дух сказал, что когда родится природа, она родит демиурга. А природа родится, когда  совсем исчезнет зима. Но матери не терпелось, она родила раньше и рассказала сыну о рождении природы. Сын хоть и был демиург, но с природой спорить не стал, решил, что пусть все останется как есть, будут и зима и лето. Люди летом будут ловить и вялить рыбу на зиму, а зимой будут ходить на охоту.

Так и поделились месяцы. Были «месяц прилета орла — гуси биани, зонка — месяц, когда течет с крыши, илакта биани — месяц цветов, нада биани — жаркий месяц, так называется июль, конечно, а также омо хукканку ини — первый месяц охоты с петлями и амукин хукканкини — последний период охоты с петлями. Январь так и назывался — ичэ или новый месяц». 

Так видели мир орочи, чье название переводится как «имеющий оленей».

 



РЕАЛЬНОСТЬ

Жили и живут орочи на Дальнем Востоке и считаются тунгусо-маньчжурским народом. Тунгусо-маньчжурские народы издревле населяли земли восточной Сибири и Дальнего Востока между Енисеем и Амуром, а также северо-восточного Китая.

Акунка, Мулинка,

Намунка, Ёминка,

Бисанка, Бэхинка

Хутунка, Кэпинка;

Названия орочских родов звучат как считалочка. А есть еще Тыктэмунка, Пунэдинка, Ауканка, Сиочонко, Эхэмунка. Их было больше, но некоторые из родов  с такими же красивыми и нежными названиями - Самандига, Мэудэнка, Сэнгкиэнгкэн, Эдеси, Дялианка, Кангунка, Саундика - исчезли к началу 20 века. Они или вошли в состав других орочских родов или вымерли. Тут надо заметить, что в подавляющем большинстве случаев название рода связано со скалами, реками, пещерами или с названиями птиц, животных, растений.

Между семьями отдельных родов заключались дружеские союзы. Эти союзы не были постоянными, в них можно было входить и выходить. Такие союзы назывались духа. Были союзы, называемые сэнги, они вытекали из взаимных браков

Основной же союз - территориально-соседская община. В нее входили все жители селения, даже если были инородцами. Чаще всего они были связаны родственными брачными отношениями. Одной из форм заключения брака был взаимный обмен сестрами. Были распространены неравные по возрасту браки, многоженство. Заботу о воспитании детей брали на себя не только родители, но и дядя по матери. Существовала коллективная собственность на охотничьи и рыболовные промысловые угодья. В особом положении находились места добычи соболей.

В любом из этих союзов люди обязательно помогали друг другу, одиноким вдовам, инвалидам: «Уже взрослым стал сын спасенного от смерти человека. Тут отец и говорит ему: «Когда ты был маленьким, мы чуть не умерли, но люди нас спасли. Никогда не забывайте тех людей. Что бы вы ни добыли в тайге, понемножку дарите им...».

Сохранялись межродовые суды и кровная месть, правда, последняя как исчезающий пережиток.

В конце 19 века орочи жили в нижнем течении Амура, по побережью Татарского пролива от залива Чихачёва на севере до устья реки Ботчи на юге и в бассейнах Тумнина, верхней и средней Хунгари и Коппи. Существовали амурская, хунгарийская, тумнинская, приморская (хадинская) и коппинская группы.

В границах первоначальной этнической территории (бассейн реки Тумнин, побережье Татарского пролива), они взаимодействовали с ульчами и удэгейцами. Позже, в связи с переселением части орочей на Хунгари и выходом на Амур, усилились их контакты с нанайцами. Орочи взаимодействовали и с эвенками-оленеводами. Но что эвенки были уже крещеными и противопоставляли себя орочам, поэтому значительных последствий эти контакты не имели.

Основу культуры орочей составляло комплексное промысловое хозяйство. В первую очередь это было круглогодичное рыболовство. Продукт рыболовства шел на еду людям корм собакам, материал для изготовления различных предметов. Рыболовством занимались круглый год. Добывали частиковых, карповых, осетровых рыб, летом и осенью - проходных лососей. Пользовались острогами - двузубыми, трезубыми и шестизубыми, крючковыми снастями, удочками и приманками. Применяли сети из крапивных нитей. Сети были и подледные зимние, и плавные и ставные летние. Лосося ловили и ловушками и неводом, заимствованными у русских. В ходу были большие долбленые лодки амурского типа, малые долбленки, большие морские плоскодонки и морские долбленые лодки-оморочки. По горным рекам передвигались с помощью шестов, а на глубоких местах использовали весла и паруса. Берестяные лодки к приходу русских вышли из употребления.

Второй по значимости была таежная охота и охота на морского зверя. «С наступлением осени мы уезжали на лодках вверх по реке. Поднявшись до верховьев реки, достигнув охотничьих угодий, мы охотились, настораживая самострелы, ловушки и петли. Били лося, кабаргу. А рыбу ловили снастями. Поставим снасть, поймаем рыбу и вялим ее. Навялив, строим амбар, складываем ее там, а зимой питаемся ею во время охоты. Придет зима, охотимся на соболя, лося, кабаргу, выдру... Набьем их и везем продавать купцам. Привезем, продадим, наменяем себе одежды, снаряжения, продуктов и опять уходим в тайгу...».

Сезон пушной охоты продолжался с октября до марта. На промысел уходили артелями, но охотились индивидуально. Семьи оставались в зимних селениях. На месте промысла жили в общем жилище, но каждый охотник имел свой амбар, в котором хранил снаряжение и продовольствие.

Постоянные зимние поселения располагали вблизи мест охотничьего промысла, как правило, на реках. Некоторые селения существовали десятки и даже сотни лет, но все были малочисленны - в пять-шесть жилищ - и отстояли друг от друга на 15-20 километров.

Зимние жилища представляли собой срубные прямоугольные землянки из плах. Двускатную крышу покрывали еловой корой, прижатой сверху толстыми жердями. Изнутри вдоль стен делали дощатые нары для сна, в центре - очаг-костер, а над ним - дымовое отверстие. Место за очагом напротив двери считалось почетным. Снаружи перед входом из коры сооружали небольшой коридор - «кладовую». Для утепления полуземлянку покрывали травой, а зимой забрасывали снегом. В таких зимниках жили две-три семьи.

Под навесами на столбах сушили юколу и проветривали одежду. В специальных срубах выращивали медвежат для медвежьего праздника

Летнее жилище - наземное каркасное сооружение из жердей с вертикальными стенами, двускатной крышей, покрытой еловой корой, и входом со стороны реки. Внутри располагали двухъярусный помост из жердей для хозяйственных нужд, вдоль стен - дощатые нары, на которых спали изголовьем к стене, укрывались одеялом из собачьих шкур.

Ели в основном рыбу. В конце 19 века научились ее коптить и солить рыбу, до этого вялили. Орочи справедливо считали, что в сыром виде в пищу годится любая рыба, но предпочтение отдавали лососевым и осетровым. Главное, чтобы рыба была свежей, только что пойманной. Из сырой мелко нарезанной рыбы готовили популярное не только среди орочей, но позже и среди местных русских кушанье тала, которое приправляется солью, иногда перцем и уксусом. Старались не есть сырого мяса форели, считая, что от него могут возникнуть тяжелые желудочные заболевания. Самым большим лакомством считали носовые хрящи лососевых рыб. Скорее у этого блюда была очень древнее магического история. По этим представлениям народов Приамурья душа промыслового животного живет у него в носу. Съесть нос — значит, овладеть душой, а отсюда — получить возможность добывать это животное в больших количествах.

Мясо тоже ели сырым, а также отварным, жареным, мороженным, вяленым. Ритуальной пищей было собачье мясо. Лучшим угощением был сырой костный мозг. Готовили студнеобразные блюда из разваренной мездры с лосиной шкуры, рыбьей кожи