// Многонациональная Россия

Алеуты

Алеуты
Численность народа: 482

Как можно предположить из названия, алеутами называются жители Алеутских островов. Тянутся острова дугой от юго-запада Аляски к Камчатке. Всего на площади почти 18 тысяч километров, где  110 островов и  25 действующих вулканов, живут чуть больше 8 тысяч человек.  Ну, то есть, по полчеловека на 1 кв. км. Сейчас острова принадлежат Аляске, тем не менее, часть алеутов живет на территории России. Перепись населения в 2010 году насчитала у нас 482 представителя этой народности. К слову сказать, в самом начале века их было 540 человек. В середине 18 века всего алеутов насчитывалось около 15 тысяч. За первые тридцать лет контактов с «открывателями» население по разным причинам сократилось почти на две трети. Причиной тому и эпидемии, и трудные отношения с пришельцами. Поначалу аборигены были совсем не рады непрошеным гостям, разрабатывали и воплощали планы уничтожения судов и людей. В ответ русские купцы устроили настоящую карательную экспедицию. Тогда пострадала большая часть населения.

Постепенно отношения наладились и переросли в сотрудничество, и даже родство. Русские мужчины женились на алеутках, алеутские мужчины превратили часть своих традиционных промыслов в источник дохода.

Традиционно же жили охотой и собирательством. В море охотились на морскую выдру, моржей и нерпу с гарпунами. На кита ходили с отравленными копьями. Убитое животное море само приносило на сушу через 2-3 дня. Для охоты на берегу использовали луки, каменные и костяные ножи, дротики с костяными наконечниками.  Этим оружием убивали оленей, медведей, добывали тюленей и морского котика. Птиц подбивали специальным метательным снарядом из связки ремней с грузиками. С приходом русских появилось огнестрельное оружие.

Женщины собирали у берега моллюсков, морских ежей, мелкую рыбу. В лесу - ягоды и коренья.

До того, как с приходом русских наладились поставки китового уса и жира, пушнины котика, бобра, песца, разведение ездовых собак, добыча, разумеется, просто шла на стол или одежду и предметы была. Добытое в море мясо жарили и варили, ели сырым. Соленые ласты нерпы, печеные лопатки морского котика, говорят, можно попробовать и сегодня. Из  птицы варили кровяные супы, пекли ее в гальке. Заготавливали юколу – сушено-вяленое мясо рыб. Замораживали или заливали китовым жиром мясо. Китовый жир запасали и хранили в пузырях из желудков морских зверей.

Собственно первые упоминания об алеутах датируются 1741 годом, когда острова открыла Великая Северная экспедиция Витуса Беринга. 

Сами себя аборигены называли унанган (унангас). Для жителей разных островов существует еще несколько названий:

  • амигун, они же негбло, они же нигух

  • анимгин

  • акугун 

  • кагун

  • каган таягангин

  • каэлянгин

  • кинигун

  • нигугин, ниягунгин

  • сасиган

  •  

Самоназвания всегда интересны. Не только с точки зрения этимологии, но и с точки зрения фонетики, артикуляции. «Негбло», «ниягунгин». Если попробовать покатать слова на языке, звук  сразу уйдет в нос и возникнет ощущение другого  пространства. Хотя, может это только воображение.

 

Считается, что самостоятельный алеутский язык выделился около четырех тысяч лет назад. А в начале 19 века была создана письменность, первая грамматика. Ее создателем стал  русский священник – миссионер Иван Вениаминов, ставший позже митрополитом Московским и Коломенским, а еще позже канонизированный как святой Иннокентий. Разработана письменность была на основе кириллицы. С письменностью пришли переводные религиозные книги и школьное образование.  К тому моменту, когда в 1867 году острова вместе с Аляской были проданы Америке, грамотность местного населения была повсеместной. К большому сожалению, тогда же преподавание родного языка было прекращено, более того, запретили даже пользоваться им. До 1915 года американские алеуты считались одним из нецивилизованных племен. Потом на 9 лет их права приравняли к правам индейских племен.  И только в 1924 они получили права гражданства.  Запрет на пользование родным языком отменили вообще только во второй половине 20 века, к концу 60-х.  

 

Алеуты, оставшиеся на территории России, после нескольких административно-территориальных делений и перемещений, сосредоточились  в селе Никольское на острове Беринга. Пользоваться языком им никто не запрещал, но и тут носителями языка на сегодняшний день остались примерно 20 человек преклонного возраста.

 

 Единого мнения об их происхождении нет. Не вдаваясь в научные подробности, скажем только, что существуют две основные версии, у каждой из которых есть свои подтверждения.  Одни ученые уверены, что алеуты пришли на острова с северо-восточного побережья Азии, другие, что с Аляски. Не исключено, что истина где-то посередине.  При этом, есть подтвержденная археологами версия, что нынешние алеуты пришли не на пустое место и постепенно вытеснили аборигенов. Это случилось примерно 3 тысячи лет назад. А как отдельный этнос  алеуты выделились около 8000 лет назад.  Жили свободно, многоженно и многомужно, если можно так выразиться. Существовало понятие группового брака, в котором несколько мужчин были потенциальными мужьями нескольких женщин. Браки между двоюродными родственниками тоже допускались.

 

 

Алеутские селения состояли из улягамов – полуземлянок. Строили (рыли) землянки на открытых, высоких местах для удобного наблюдения за морскими животными, из костей животных и древесины. Сверху жилища покрывались дерном, шкурами, сухой травой. Входили в землянку через дымоход.  Жить одновременно в ней могло до 40 семей.

 


Познакомиться вживую с историей алеутов можно в краеведческом музее.


Иван Вениаминов (митрополит Иннокентий), кроме того, что выполнял миссионерскую работу среди жителей Алеутских островов, вел еще этнографические и мемуарные записи. Он описывал алеутов как исключительно стойких и бесстрашных людей. Они умели не выражать своих страданий, даже физических. Считали неприличным выказывать удивление, радость испуг. Другие исследователи отмечали и необычайный талант подражания, живое воображение и прекрасную память.

До принятия православия в конце 18 века жители островов поклонялись духам природы. Что естественно, учитывая, насколько природа обусловливала их образ жизни. Жили охотой, рыбалкой, собирательством. На китобойный промысел выходили на байдарах, чей каркас скреплялся китовым же усом. Обтягивали байдары кожей морских львов. Из внутренностей создавали утварь, промысловую одежду, обувь.

На охоту шли в глухих парках из меха  каланов и морских котиков.  От воды и влаги парку прикрывали «плащами» - камлеями из кишок нерпы.  Разумеется, создавали обереги – красные птичьи перья, которые вшивали в швы камлеи. То, что сейчас мы называем декоративно-прикладным народным творчеством, тоже своего рода старые обереги и амулеты. В качестве личных амулетов использовали изображения духов предков. Делали их из камня, кости, дерева, птичьих шкурок и передавали по наследству.

Обувь - и промысловая и обыденная - тоже была из кожи морских обитателей. Шилось это все иглами из костей птиц. «В моде» была вышивка. Вышивали оленьим волосом (даже представить невозможно, как это делалось, а сама технология утрачена).

Представляете, для мужчин из цельного куска дерева выдалбливали специальный головной убор – чугудек - деревянную шляпу без верха с удлиненным козырьком.  Его распаривали, чтобы придать форму, и украшали бисером, резными пластинками из моржового клыка и усами сивуча. Количество усов соответствовало количеству добытых животных. По представлениям алеутов, шапка олицетворяла касатку, ее раскрашивали в черный цвет с имитацией глаз на боковых поверхностях. И, кстати, эти головные уборы считаются одним из аргументов, подтверждающих  азиатское происхождение алеутов. Такие же шапки были у ительменов и коряков.

Но если  обрядовые принадлежности считать аргументов в пользу происхождения, то вполне можно отнести алеутов к египтянам.  Так же как они, алеуты мумифицировали своих умерших.

Что касается самих погребений, то у алеутов их было несколько типов. Некоторое время после смерти мертвеца хранили в стенах его жилища. Затем хоронили: в курганах, пещерах, в подвешенных или надземных саркофагах и в домах.

Курганы - умканы  были самым распространенным способом захоронения. Их сооружали на краю утеса или крутого склона. Над могилой возводили низкий курган треугольной формы, закрытый сверху камнями и землей – почти пирамиду. Вокруг насыпи выкапывали желобки, вероятно для отведения воды от захоронения к обрыву.

Пещерные захоронения производили неподалеку от поселения, в местах, куда легко мог добраться знающий, но защищенных от случайных посетителей  и капризов природы. Тут не было каких-то строгих канонов. Иногда мумии закапывали в задней части пещеры, в других случаях подвешивали на колышки, вбитые в стену или потолок. А в третьих - тела помещали в деревянные рамы или ящики-гробы. В пещерах устраивали и одиночные, и коллективные захоронения.

Иногда само жилище покойного становилось местом последнего упокоения. В таких «домашних» захоронениях в одном случае был найден умерший, которого закопали в яму под полом, а в другом – замуровали в стене.

Хоронили их в сидячем положении в углублениях скал. Туда же складывали личные амулеты, посуду, оружие и пр. И даже рабов иногда хоронили вместе с хозяином. Поклоняясь духам природы в образе животных, одним из самых значимых животных алеуты считали кита. В древних погребениях находили черепа охотников между двумя китовыми ребрами.

Митрополит Иннокентий в своих записках рассказывал о необычном ритуальном действе, которое мужчины устраивали для устрашения женщин: «Действие это называлось «ку́ган ага́лик», то есть «являются дьяволы». Тайна его была известна одним только взрослым мужчинам, которые, под страшною угрозою смерти, хранили ее верно и не смели открывать ни жене, ни матери, ни милой любовнице; иначе не только никакое родство не могло спасти предателя от поносной смерти, но даже отец сына и сын отца мог и должен был убить безнаказанно, если узнает, что тот передает эту тайну женщинам. Посвящение в это таинство молодых мужчин было не иначе, как тогда, как они придут в совершенный возраст, и делалось через дядю или через отца. Алеуты так крепко хранили тайну этого действия, что до самого просвещения алеутов христианством ни одна женщина не знала о нем.

Это было настоящее театральное представление. Часть мужчин уходила якобы на охоту. Оставшиеся дома к вечеру начинали нагнетать обстановку в землянке, рассказывая, что слышали снаружи какие-то ужасные звуки или что их мучает предчувствие надвигающейся беды.

«Спустя несколько времени после первого действия, слышен бывает глухой, необыкновенный шум, происходящий на улице; тогда мужчины избирают из своей среды храбреца и посылают на улицу посмотреть, что там такое. Тот едва успевает выйти, как в ту же минуту вбегает назад в величайшем страхе и ужасе и говорит: скоро явятся дьяволы»

Тут же начинается ужасный рев и грохот. Мужчины в испуге занимают оборонительные позиции. И снаружи через дымоход в землянку вваливается огромное страшное существо, которое на самом деле «охотник» в чучельном костюме из …, ну, в общем, из травы и палок. «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Это не совсем про него, но очень похоже. Начинается битва внутри землянки, в ходе которой гаснут все светильники, после чего шум борьбы изрядно нарастает. Дальше она выходит за пределы жилища и становится яростной. И, о чудо, наши победили!

Возвращаясь в землянку, мужчины начинают подсчитывать потери. Как правило, одного недосчитываются. Дальше происходит еще один сложный ритуал оживления мужчины, посредством принесения в жертву женщины, в результате которого живы оказываются все. Тут как раз с большой охоты приходят остальные мужчины. Им в красках живописуют домашнее происшествие. Легковерные алеутские женщины, которые до сих пор ни живы, ни мертвы, искренне благодарят мужчин за спасение от дьявола.

Такие вот затейники!