// Многонациональная Россия

Крымчаки

Крымчаки
Численность народа: 954

Одно только краткое разъяснение, кто такие крымчаки, уже захватывающе: «этнолингвистическая тюркоязыческая национальность, представители которой традиционно жили в Крыму, говорили на крымчакском диалекте крымскотатарского языка и исповедовали талмудический иудаизм».

По данным переписи 2010 года, национальность «крымчаки» в анкетах указали 90 человек.

Вполне возможно, что праотцы крымчаков - хазары, которые приняли иудейскую веру от немногочисленных евреев, поселившихся в Крыму, когда их при императоре Адриане изгнали римляне.

По другой версии первые евреи появились в Крыму не при Адриане, а раньше  во 2-1 веках до нашей эры, на волне колонизации черноморского побережья эллинами.

Но первые документальные упоминания о евреях датированы все-таки 1 веком нашей эры. В них говорится о том, что владельцы-евреи освободили своих крымских рабов. Освобожденным рабам предписывалось продолжать посещать синагогу под присмотром общины и бывших хозяев.

Следующие упоминания звучат уже в 3 веке, когда местное население восстало против насильственной христианизации.

Хазары же заняли часть Крыма только в 7 веке, но вполне могли быть ассимилированы крымскими евреям и перешли в иудаизм. В это время приняли иудаизм крымские готы. Помимо этого в Крым бежали евреи из Византии.

Во второй половине 10 века византийский император Алексей I приказал изгнать из Херсона всех евреев и конфисковать их имущество, однако некоторое количество еврейских общин осталось на византийской территории Крыма, или очень быстро вернулось туда после изгнания.

В 13 веке на южном побережье Крыма появляются генуэзские колонии. Одно тянет за собой другое. Новые торговые возможности полуострова  привлекают много еврейских иммигрантов из Персии, Малой Азии, Египта, Италии и Испании.

В 15 веке в Крыму появляются евреи из Литовского государства: «пленники татар и беженцы, в том числе пленный раввин Моше бен Я‘аков из Киева, который во многом способствовал сплочению общины крымчаков».

В 17 веке крымские евреи предоставляли убежище, евреям, которые бежали от резни 1648-1649 годов на Украине. Таким образом, получается, что крымчаки много веков ассимилировали евреев отовсюду: из Вавилона, Византии, Хазарского царства, Италии, Болгарии, Польши, Турции, Персии, с Кавказа. Все эти следы до сих пор можно проследить по крымчакским фамилиям:

Берман, Гутман, Лурье и Ашкенази - эмигранты из Европы и России; Абрабен, Пиастро, Ломброзо, Тревгода, Анджело, Манто - переселенцы-сефарды из Италии и Испании;  Стамболи, Бакши, Женгин, Измирли, Демарджи, Мизрахи – Турция и мусульманский Восток; Лехно и Варшавский – Польша;  Гота и Вайнберг - Германия; Гурджи, Абаев - Кавказ; Токатли, Ханбули – Малая Азия

Но не все фамилии имеют отношение к месту рождения,  часть из них отражает профессиональную принадлежность: Атар – аптекарь, Колпакчи – шапочник или может говорить о внешности предка, давшего фамилию: Косе – безбородый, Чубор –рябой.

Имена у крымчакских мужчин обычно просто библейские, а у женщин встречаются персидские - Гули, Гулюш, арабские - Мелек, Дунья, латинские - Виктория, Дона.

Этнос начал формироваться в 14-16 веках, а окончательно консолидировался в 18 веке. Что же касается названия «крымчаки», то его ввели власти России в середине 19 века, чтобы отделить евреев-раббанитов от караимов и ашкеназов. Сами же евреи-раббаниты до революции назвали себя иудеи – еухуди или дети Израиля – Срэль балалары. Крымские татары в обиходе звали крымчаков юлюфлю чуфутлар - евреи с пейсами, а крымские ханы - иехудилер, что значило евреи.

В начале формирования, в 14-16 веках центром проживания нынешних крымчаков была Феодосия, тогда Каффа. Еще в начале 10 века в Каффе была построена самая первая синагога. В начале 17 века турки провели свою перепись населения и, согласно ей, там проживало целых 92 еврейских семьи и «один еврей-бобыль». Через 150 лет крымчакский центр переместился в Карасу-Базар (Белогорск), и только в начале 20 века большая их часть переселилась из-за голода в Симферополь. По подсчётам русских чиновников в 1897 году 3345 крымчаков жили в Крыму и ещё 153 еврея-раббанита на Черноморском побережье Кавказа. В 1913 году крымчаки провели свою перепись и насчитали в Крыму и на Кавказе 5288 представителей своего народа. Кстати, Симферополь и еще несколько городов не вошли в эту перепись, а там проживало уже около 2,5 тысяч крымчаков.

«Расцвет крымчакской общины в Крыму был прерван немецкой оккупацией полуострова. В ходе уничтожения еврейского населения Крыма были зверски убиты около 70-80% крымчакского населения – пожалуй, ни один другой народ Советского Союза не пострадал в процентном отношении столь серьезно, как крымчаки». Когда фашисты оккупировали Крым, относительно этого малочисленного народа был сделан специальный  запрос в Берлин, потому что не были уверены, что крымчаки относятся к «еврейской расе». Из верховной ставки пришёл ответ, что крымчаки должны быть уничтожены.

«Удар, нанесенный по общине, был столь силен, что она так и не смогла от него оправиться. После войны в Крыму насчитывалось около 700-750 крымчаков, в 1959 году во всем Советском Союзе – две тысячи, в 1989 – 1448. В 1948 году десять крымчаков (две семьи) проживали в Карасу-Базаре, 150 – в Феодосии, 100 – в Керчи, 400 – в Симферополе, и всего несколько человек – в Евпатории, Севастополе и Джанкое».



На протяжении многих столетий ближайшими соседями крымчаков были караимы и крымские татары. И внешностью, и одеждой  крымчаки походили на крымских татар, но среди них было достаточное количество людей с голубыми глазами, с русыми или рыжими волосами.

Кроме того, в отличие от татар и караимов местные раввинисты не брили бороды и часто отпускали пейсы -длинные волосы на висках. Именно эта черта позволяла легко отличать их от остальных жителей Крыма. В одной из путевых заметок  двухсотлетней давности есть следующее описание: раввинисты «носят на голове густые волосы и похожи весьма оными на хохлатых собак»

Тем не менее, близкое соседство не могло не сказываться на взаимном проникновении культур. Но до определенных пределов. Как, например, с языком. Крымчакский язык считается этнолектом крымско-татарского языка и до начала 20 века крымчаки общались между собой на нем, а переписку вели на древнееврейском. Как и религиозные службы. Таким образом, от других тюркских языков крымчакский отличается заимствованиями из древнееврейского языка.

Нет ни одного документа, который бы упоминал о смешанных браках между крымскими евреями и татарами. Община свято блюла принцип, запрещавший прием в общину представителей других этносов и религий.  Нет и упоминаний о переходе из караимов в крымчаки, хотя исследователи не исключают такую возможность.

Чем крымчаки отличались от караимов? Как первые, так и вторые – ортодоксальные евреи. Но крымчаки признавали авторитет Устного Закона (Устной Торы).

Устная Тора возникла вместе с Торой письменной во время Синайского откровения, когда Моисей получил законы иудаизма. В Устную Тору входят устная Аггада и устная Галаха. Галаха представляет собой свод религиозно-правовых норм еврейской жизни. Агада касается всех остальных областей. Кроме фольклора, легенд о библейских и послебиблейских персонажах, она содержит нравственные поучения, мессианские рассуждения, сведения по астрологии, астрономии, космологии, математике, естественным наукам, геологии, гигиене, медицине, риторике, поэзии, истории, магии, теософии, теологии, демонологии, мистицизму. Согласно традиционному подходу, Письменная Тора является подобием конспекта, в котором зашифрованы все положения Устной Торы, но есть течения, которые ее не признают.

Но быть раббанитом было еще не достаточным для того, чтобы тебя отнесли к крымчакам. В начале 16 века даже сама раббанитская община Кафы всё ещё делилась на землячества в зависимости от молитвенного ритуала: ашкеназского, романиотского или вавилонского. Примирение различных толков стало возможным благодаря рабби Моше бен Я‘акова (Моше ха-Голе),  который в том же веке прибыл в Крым из Киева как татарский пленник. Он составил новый молитвенник «Махзор минхаг Каффа» и установил для крымчаков единые правила общинного устройства. Окончательно сформировался крымчакский молитвенный толк к 17 веку под влиянием Константинополя и Эрец-Исраэль.

Почти в каждом городе, где жили крымчаки, были молельные дома. Каффинская и карасубазарская синагоги были построенные соответственно в 1309 (по другим источникам в 906) и 1516 годах. В отличие от классических синагог, ориентированных на восток, крымчакские синагоги были обращены на юг. Кроме того, в молельном доме крымских раббанитов практически отсутствовали скамейки и стулья. Во время богослужения молящиеся располагались на расстеленных на полу коврах.

Жизнью крымских раввинистов управляла община, которую возглавлял раввин. Он избирался на неопределенный срок, иногда пожизненно, посему должен был быть человеком образцовой нравственности и непременно женатым.  Раввин мог быть одновременно и религиозным, и административным главой общины, судьей, врачом, учителем. Община выделяла ему один из общественных домов, а деньги на проживание он получал в виде доходов от совершения религиозных обрядов.

Свадебный и погребальный обряды отличались особым своеобразием. В начале церемонии венчания раввин несколько раз вращал петуха или курицу над головами новобрачных. Позднее птица приносилась в жертву. В других общинах аналогичный обряд проводился перед праздником Йом Кипур. В принципе,  это интерпретация обряда отпущения грехов, символического очищения и жертвоприношения, который существовал у евреев еще в библейские времена.

В погребальных же обрядах было запрещено участвовать женщинам  «из-за угрозы навлечения на себя ритуальной нечистоты». Они  «оставались на берегу реки Карасу и обмывали водой лицо и руки». Река могла быть любая.

При посещении бани крымчакские женщины надевали на себя свои лучшие одежды и самые дорогие украшения. У этой необычной традиции есть простое объяснение. Для крымчакских женщин посещение бани было не только случаем помыться, очиститься,  но и одной из возможностей «выйти в свет», показать себя, обсудить новости, договориться о возможных сделках. При этом традиционно одежда была яркая и украшенная красивейшими орнаментами. На ногах женщины носили шаровары с подвязками. Поверх кафтана подвязывали кружевной передник из шелка. Молодые женщины повязывали наискось вышитый платок, а юные крымчачки носили на голове феску лилового цвета, расшитую яркими нитями или украшенную монетками.

Примерно до конца 19 века у крымчаков были распространены многожёнство и браки между родственниками. Потом появился запрет на многоженство, но девушек по-прежнему выдавали замуж в раннем возрасте, родственникам также можно было жениться, а вдовам нельзя было вступать в новый брак.

Жили крымчаки в домах из бутового камня, окна которых выходили только во двор. Крымчаки старались не показывать свой быт посторонним. Земляные полы были устланы войлочными коврами, а вдоль стен раскладывали миндеры – подобие тюфяков. Подушки были главными элементами декора, хозяйки расшивали их вручную.