// Многонациональная Россия

Гидатлинцы

Гидатлинцы
Численность народа: 15000

«Эта созданная природой огромная котловина находится в центре Нагорного Дагестана, на северо-восточной стороне, на высоте примерно 1200 метров над уровнем моря … Поэт Адалло Алиев эту древнюю землю определил ярко и метко – «маленький мир» (микромир) примерно 20 км. шириной и 40 км длины, т.е. 800 кв.км»

«Здесь будто собраны вместе образцы всей красоты и щедрости земного шара: тепло и холод, леса и сенокосы, равнины и горы, десятки рек и речушек, сотни бурлящих родников, в том числе и целебных. Там растут виноград, разные виды орехов, абрикосы и курага, хурма и груши, персики и сливы, малина, смородина и разные сорта овощей и фруктов, в том числе и теплолюбивые: арбузы и дыни, гранаты и инжир, огурцы и помидоры и многие другие, которые встречаются в разных теплых странах. На вершинах Гидатлинских гор круглый год не тает снег, хотя здесь в году бывает более 300 солнечных дней. Долина со всех сторон окружена высокими горами».

Прекрасное описание, данное гидатлинцем, любящим свою землю.

Гидатлинцы - субэтнос аварцев. В 10 - 11 веках они создали  свободный союз сел со своими традициями, обычаями и законами — вольное общество Гидатль.   Но люди  в Гидатлинской долине жилили задолго до этого - тысячи и тысячи лет назад. «Предполагается, что в эпоху мезолита с потеплением климата и падением уровня Каспия часть населения Эльбурских  гор продвинулась на север, в район Дагестана, часть их – на восток, в район Туркмении, а часть – осталась на месте. Население, составившее Гинчинское поселение – прямые потомки населения чохского мезолитического и неолитического поселения».

В селениях археологами были обнаружены развалины жилищ и много могил, появившихся  в медно-каменном, бронзовом, железном эпохах, а также в Средние  века в период христианства.  Самым древним считается Гинчиб, возникшее в 4 веке до нашей эры. Люди, жившие здесь, вели оседлый образ жизни, обрабатывали землю и занимались овцеводством и скотоводством. Жили, объединяясь по тухумному (родовому) принципу. Их дома были построены из камня, имели круглую форму, диаметром 3-4 метра Половина дома находилась под землей. Умерших хоронили под домами или между ними. «Подобные захоронения символизируют обычай объединения родственников, людей одного рода (тухума), живых и мертвых, вокруг одного очага, что непосредственно связано с родовой общественной психологией».

На заре нашей эры при помощи каменных, кремниевых и костяных орудий, жители этих мест мололи муку, обрабатывали кожу, шили одежду, мастерили посуду, заостряли кости и рога, из которых делали потом оружие и рукоятки для орудий труда и инструментов. «Это было настоящее слаженное производство инструментов, нужных в хозяйстве. В это производство входили добыча и изготовление кремния. Кремний точили, шлифовали, обрабатывали, заостряли наподобие острого ножа, шила, иголки и т. д., чтобы использовать для выполнения разнообразных  работ. Были помещения типа мастерских, где обрабатывали кремний».

Жители древнего Гидатля долго были язычниками, как и другие народы. В культуре и быту гидатлинцев сохранилось немало реликтов язычества, о чем свидетельствуют космогония, календарные праздники, обряды, обычаи и некоторые поверья. У них существовал культ неба, небесных светил и атмосферных явлений, многие из которых персонифицировались. До сих пор сохранились клятвы и проклятия, связанные с небом, солнцем, луной: «Зоб х1арамлъиги!» - «Да будет мне небо запретным!».

Они считали, что молния поражает грешников. Человека, которого ударила молния, можно было спасти, если сразу же после грозового разряда закопать его в землю. При первом весеннем громе рекомендовалось потереться спиной об угол дома или дерево, чтоб не болела спина. Радугу считали милостью Аллаха, под концами ее искали золотые ножницы, золото, серебро, драгоценности.

Охоте и диким животным покровительствовали Будулаал – мифологические антропоморфные существа. «Обитали Будулаал высоко в горах, «в чистых местах». Одно из таких мест - покрытая снегом и льдом вершина горы «Лъамилазъа-мег1ер», на которой будто бы расположена их мечеть - «Будулазул мажгит». Говорят, что на вершине этой горы на льду и снегу видели следы их босых ног».

Будулаал были добры к животным и людям. Сбившемуся с пути путнику они помогают найти дорогу, хозяевам помогают находить потерявшуюся в горах домашнюю скотину. Они же могли дать дождь в засуху, а еще следили за тем, чтобы охотники не убивали диких животных сверх меры. Нарушителей этого правила наказывали, обрушивая на них лавины и камнепады. Особенно почитали в народе туров, которых старались не убивать без особой необходимости. «При острой необходимости охотнику разрешалось убить тура, но, разделывая его тушу и употребляя в пищу мясо, нельзя было ломать кости. Их нужно было оставлять целыми, так как, по существующим представлениям, Будулаал собирают эти кости в шкуру убитого животного, а затем оживляют его».

Многочисленные магические обычаи и обряды сопровождали заключение брака и деторождение:

  • во время свадьбы в дом жениха вместе с невестой отправляли женщину, счастливую в браке;

  • невесте на колени приводили и усаживали мальчика, чтобы она также родила мальчиков;

  • беременной женщине рекомендовали питаться абрикосами, отварными злаками, молодой кукурузой, «которые выступали в религиозном сознании символами и носителями плодовитости». Ее окружали заботой, старались достать любую пищу, какую она пожелает, так как  верили, что это желание идет от ребёнка, находящегося в утробе матери, и не удовлетворить его - большой грех;

  • беременным запрещалось смотреть на уродливых людей и на некоторых животных, например, на зайца, во избежание «заячьей губы», на лягушку, чтобы ребенок не родился с большим ртом…;

  • беременная не должна была жевать жвачку из дубовой смолы, чтобы ребёнок не родился слюнтяем и так далее.

Как пишут историки, раньше гидатлинское население образовывало 25 сел. В 10-11 веках эти 25 мелких поселений начали объединяться в джамааты и слились в нескольких небольших, но хорошо укрепленных селений. Таким образом сложились почти все гидатлинские аулы, существующие поныне. Следующим актом укрупнения и объединения общества было создание Гидатлинского вольного общества. В союз сельских общин входили: Урада, Мачада, Гента, Тидиб, Накитль, Хотода, Тлях, Хучада и население хуторов. Сегодня все они входят в состав Шамильского района Дагестана. По данным переписи 2010 года, гидатлинцев в настоящее время насчитывается более 15 тыс. человек.