// Многонациональная Россия

Юги

Юги
Численность народа: 1

Сами юги называли себя югын или юганы. Известны и устаревшие названия – дюканы, остяки, сымские остяки и сымские кеты. Предки югов жили между Обью и Енисеем еще в 1-5 тысячелетии до нашей эры

С приходом на эти земли тюркских племен праюги начали ассимилироваться с ними. По мере расселения на север по течению Енисея они вступали в связи с эвенками, хантами, селькупами и мигрировали еще дальше — на берега рек Турухан, Курейка. Со своей стороны, юги приняли участие в этногенезе угорского и самодийского населения.  Язык югов относится к енисейской языковой семье и сильно похож на кетский. Юги, хоть и близкие родственники с кетами, всегда имели свою собственную культуру и язык. Однако с 1917 до 2002 года этот народ не включали в переписи, относя его к кетам. В 2002 году их насчитывалось всего 134 человека. Первые же свидетельства о существовании югов относятся к началу 17 века - к продвижению русских по Енисею. Называли русские югов тогда енисейскими остяками.

«Юги – далеко не единственный из енисейских народов, время которого бесследно прошло. Ассанты, котты, арины, пумпоколы – все эти народности, некогда населявшие берега Енисея, уже давно канули в Лету. Согласно историческим документам XVII века, к енисейской группе языков также относились языки буклинцев, байкотцев, яринцев, ястинцев, ашкиштимов и койбалкиштимов. Но сегодня от них не осталось ничего, кроме нескольких личных имен. В Атласе языков, находящихся под угрозой исчезновения, составленном ЮНЕСКО, югский язык также отнесен к мертвым. Таким образом, в России и во всем мире остался практически лишь один енисейский народ – кеты»

Традиционные занятия югов такие же, как у большинства народов Сибири – охота и рыбная ловля. Юги были прекрасными охотниками. Добычей становились лоси, боровая дичь. Обложенные ясаком, юги промышляли  соболя, горностая, песца, колонка, лисицу, ласку, хотя главным охотничьим объектом были белки. Охотились разными способами. Ставили силки, ловушки с петлями или делали вблизи водопоя ловчие ямы. Группой загоняли зверя и убивали из лука.

«Рыбные запасы они пополняли благодаря Енисею и множеству речек в окрестностях. Поэтому в хозяйстве у югана всегда в достатке были ленок, хариус, таймень, щука, стерлядка и пр.». Заготавливали съедобные коренья и дикоросы - грибы и ягоды, Известно также, что юги разводили скот, в основном коз. Оленеводство было развито слабо, оно являлось подсобным промыслом.

Для жизни юги строили либо конические чумы (временное жилище), покрытые кусками бересты, как у кетов, либо полуземлянки с каркасом из бревен и земляным покрытием. На рыболовных стоянках жилищем могли служить лодки. На них сверху пристраивали каюты, сделанные из прутьев деревьев. Крышу крыли берестой.  Землянки же были постоянным жилищем. Полы покрывали пихтовыми ветками или корой березы. Обогревалась землянка очагом. Из мебели использовали преимущественно низкие столики на 2-3 человека и топчаны, которые делались из березовой древесины. Еще из бересты «… делали посуду, короба, детские колыбельки. Ее окрашивали с помощью охры, ягодного сока. Из камыша плели циновки, которыми устилали пол. Юги умели выделывать рыбью кожу. Из нее шили одежду, обувь, емкости для хранения продуктов. Такие изделия были прочными, не пропускали воду. Для хранения трав, табака шили мешочки из шкурок с головы птиц. Их сушили, размягчали, верх стягивали на шнурок. Из лапок мелких зверей делали мешочки для украшений. Они имели мистическое значение и использовались как обереги. Мужчины носили их на охоту, складывали в них огниво, кремень, мелкие вещи».

Жили юги крупными семьями, по 30-40 человек. Родство считалось по отцовской линии в рамах родоплеменное деление, как основы социального взаимодействия. Лесные и речные угодья использовались всеми семействами для добычи зверя и рыбы. А вот покровители, шаманы, культовые места у каждого рода были свои.

Шаманисты и анимисты, юги использовали обряды в первую очередь для успеха в промыслах. Они верили, что звери понимают язык людей, поэтому о предстоящей охоте никогда не говорили вслух, чтобы не спугнуть удачу. Во время охоты в лесу также не разговаривали, потому что людей могли услышать животные, на которых те охотились. Об обнаружении лося или медведя сообщалось ударами посоха. «Звери уподоблялись человеку, считалось, что они могут мстить за убийство их сородичей. Запрещалось плохо высказываться о животных, смеяться над ними, хвалиться добычей». Просто так зверя никогда не убивали, только для выживания.

А еще юги считали, что мясо животных передает человеку отдельные наклонности. Например, медвежатина даст охотнику тяжесть, и ему будет тяжело ходить по тайге. Из-за этого многие охотники не ели медвежье мясо. «Для того, чтобы медведь отдал человеку свою силу, пили его кровь, ели сердце. Поедание медвежьих глаз дарило мужчине долголетие». К зайцам люди Севера относились с большей благосклонностью, чем жители средней полосы. В отличие от последних, они не считали, что поедание заячьего сердца сделает вас трусом, а знали, что оно даст возможность бегать быстрее. А страх появлялся у охотника, если он съест в одиночку сердце глухаря. После того как мясо животного съедали, кости уносили в лес. Там их зарывали в землю, складывали в дупло. Копыта вешали на деревья. Считалось, что так обеспечивается продолжение звериного рода.

С женщинами юги церемонились гораздо меньше, чем со зверьем. Женщин они считали настолько нечистыми, что те могли одним своим прикосновением испортить охотничьи принадлежности. «Женщинам запрещалось трогать и перешагивать через ружья, снасти, упряжь, садиться на охотничьи нарты. Если жена ездила на лошади, после этого животное окуривали, чтобы очистить его. Иначе ее мужу перестанет попадаться добыча. Женщина также совершала ритуал очищения, прежде чем приступить к домашней работе».

Сравнительно-генетические исследования подтвердили отдельные предположения родственных корнях мужских ветвей югов и индейцев Южной Америки. А вот югская женская ветвь  тянется от прародительниц из  Восточной Европы. «Таким образом, сравнительно-генетические исследования отчасти подтвердили старую гипотезу Нансена об участии европеоидного субстрата в сложении кетов. Получается, что преобладающая женская гаплогруппа этого народа имеет, вероятно, европейское происхождение (даже индоевропейское, если говорить о генетических связях с народами определённых лингвистических семей). В то же время отдалённые генетические предки югов «по мужской линии» не только участвовали в первом «открытии Америки», но, по-видимому, преобладали в том миграционном потоке, который первый перебрался по Берингии, когда та ещё была сушей, из Азии в Новый Свет».