// Многонациональная Россия

Горные марийцы

Горные марийцы
Численность народа: 18500

Неподалёку от созвездия Гнезда жила утка, которая однажды решила совершить небольшое путешествие и отправилась на Землю. Здесь она отложила два яйца. Долго ли, коротко ли, но вылупились из них два первых человека. Один брат оказался злым, второй – добрым. И сегодня в некоторых людях можно увидеть больше черт от одного из братьев.

Гнездом марийцы называли Плеяды. Были у них свои названия для других созвездий. Так Большая Медведица виделась им Лосем, а Млечный путь был Звездной дорогой, по которой путешествовал Бог.

Марийцы долгое время были язычниками, они частично остаются ими и сейчас. Среди языческих богов было много женских божеств, оставшихся со времен матриархата. Одних только ава - богинь-матерей - насчитывалось 14. Храмов и жертвенников мари не строили, храмами служили им священные рощи, где марийцы молились под руководством своих жрецов - карт.

Как субэтнос, точнее как сублингвистический этнос, горные марийцы начали выделять в 9-10 веках. Однако первые люди появились на этих землях около 30 тысяч лет тому назад. Это были различные финно-угорские племена, часть которых в дальнейшем составили основу марийского народа.

Марийские племена сформировались в междуречье Волги и Ветлуги в первой половине 1 тысячелетия нашей эры. «Отсюда они постепенно продвигались в юго-восточном и восточном направлении вплоть до реки Вятки, где на рубеже I-II тысячелетий потеснили древнеудмуртские племена. В письменных источниках марийцы впервые упоминаются в Х в. под названием черемиса».

Разделились на горных и луговых марийцы примерно в 11 веке. Разделение это не развело народ на самостоятельные части. И те и другие считали и считают себя мари. Просто некоторые стороны их жизни стали развиваться автономно. Упоминаний о мари встречается достаточно много, особенно в 16-17 веках.

Итальянец Александр Гваньини - автор нескольких историко-географических сочинений - в 16 веке писал, что часть мари язычники, часть мусульмане. Он говорил, что они колдуны, а также любят заниматься воровством и грабежом. Сообщалось, что мужчины и женщины из этого народа мастерски владеют луком и быстро перемещаются.

Сигизмунд Герберштейн - дипломат Священной Римской империи (15-16 век) - отмечал, что марийцы разделены на две группы — горные и луговые, живут за русской крепостью Сура и частично магометане, частично язычники.

Французский профессиональный военный Жак Маржерет - автор записок о России на рубеже 16-17 веков – в своем описании народа указывал, что знатные марийцы могут выставлять семь-восемь тысяч коней, имеют кольчугу, шлем, копье, лук и стрелы.

Адам Олеарий - немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик 17 века тоже делал акцент на том, что марийцы делятся на горных и луговых. Сообщалось, что после смерти воина черемиса убивали его лошадь. Отмечалось, что марийцы язычники и поклоняются солнцу. Отмечалось, что марийцы колдуют и являются хищническим народом.

Черемисов называли «полутатарами-полуязычниками», а то и просто татарами, писали «что когда-то черемисы подчинялись татарам и что теперь они нападают на страну Вятку и опустошают ее огнем и мечом». Считали их искусными всадниками.

Итак, горные марийцы. Они расположились в основном на правом берегу Волги от устья реки Сура до устья реки Большой Сундырь и немножко на левом берегу Волги – в долинах рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат. В устье Суры построили себе центр - крепость Цепель (мар. Шу́рдӹнг).

На сегодняшний день на этом месте осталась лишь «ровная площадка, имеющая в длину 284, а в ширину 207 сажен; прежде она была окружена земляным валом и рвом». Вал сохранился только в двух местах.

Сейчас горные марийцы проживают большей частью на западе республики Мари Эл, в Нижегородской и Кировский областях.

Цепель имел очень удобное расположение. Рядом Нижегородское княжество и судоходная Волга. Поэтому именно горные мари больше всех остальных вели торговлю и культурный обмен с русскими. 

Если же говорить о собственной культуре горных марийцев, то она до наших дней сохранила традиционные особенности. В некоторых аспектах очень заметны отголоски старинных языческих обычаев. Почтение к природе, до сих пор свойственное народу, имеет свои истоки как раз в языческих верованиях. Природу всегда считали главной кормилицей и защитницей марийцев, а в  их легендах часто присутствует образ Матери-Земли.

Сельское хозяйство было традиционным занятием горных марийцев. Выращивали разные зерновые, коноплю и лен. На огородах высаживали корнеплоды и хмель. С 19-го века начали разводить картофель. В дополнение к огороду и полю держали животных - мелкий и крупный рогатый скот, лошадей.

Правда, некоторая часть горных марийцев не имела земли. Они «зарабатывали» производством меда, сначала в виде бортничества, потом самостоятельно разводили ульи. Безземельные занимались еще рыболовством, охотой, заготовкой и сплавлением леса.

Большую часть орудий труда и охоты мари делали самостоятельно. «Сельским хозяйством занимались при помощи сохи, мотыги и татарского плуга. Для охоты употребляли капканы из дерева, рогатину, лук и кремниевые ружья. В домашних условиях занимались вырезанием из дерева, литьем кустарных серебряных украшений, женщины вышивали. Средства передвижения также были доморощенными – крытые повозки и телеги летом, сани и лыжи зимой».

«Население Марий Эл издавна привыкло к ведению обширного домашнего хозяйства, что отражалось и на принципах жизни. ... даже сегодня на некоторых марийских свадьбах (преимущественно в сельской местности) невеста в качестве приданого получает не только ценные вещи, но и домашних животных».

Горномарийская невеста, как правило, была старше жениха на несколько лет. Если брачный возраст для юношей колебался от 16 до 24 , то девушек родители не спешили отдавать замуж.  Девушки активно были заняты в хозяйстве и, отдав ее мужу, родители теряли рабочие руки. По тем же причинам сына было выгодно женить как можно раньше. Чтобы иметь в доме работницу. Но не только рабочие качества имели значение. К выбору невесты подходили тщательно. Запрещались браки между родственниками до седьмого колена. Большое значение имела семья девушки, общее материальное положение, репутация самой невесты.

«Обряды, связанные с проверкой целомудрия невесты, исполнялись во время послесвадебного посещения молодыми ее родителей. Если зять начинал во время застолья брать специально приготовленную яичницу осторожно — с края, это свидетельствовало о невинности молодой, иначе он брал угощение с середины и переворачивал ложку. Или в благодарность теще зять клал ей за пазуху серебряные монеты».