// Многонациональная Россия

Хваршины

Хваршины
Численность народа: 827

Эти люди называют себя почти как южноамериканские индейцы - акьилько, атлилько. Остальные зовут их хваршинами. Хваршины – один из народов Дагестана. Коренные жители в юго-восточной части высокогорного Цумадинского района, живут вдоль ущелья, образованного рекой Хваршинка, притоком реки Андийское Койсу. Исконни хваршинскими считаются семь селений — Хварши, Хонох, Верхнее и Нижнее Иихоквари, Квантлада, Сантлада, Хвайни. Ближайшие соседи дидойцы и тиндалы. Все переписи населения включали хваршин в состав аварцев. Лишь перепись 1926 года выделила их в качестве самостоятельного этноса и определила численность - 1019 человек. Первые письменные сведения о хваршинах носят статистический характер и относятся к 1840 году. «Антропологически хваршины относятся к кавкасионам, т.е. являются классическими представителями кавказского типа, который принадлежит к балкано-кавказской большой европеоидной расе». Этническая родина хваршин входила в ареал формирования этнокультурной общности Северо-Восточного Кавказа примерно во время сложения там раннеземледельческой культуры, то есть в 5-6 веках до нашей эры.

С древнейших времен и до 15-16 веков хваршины, входили в состав военно-политического суперсоюза Дидо. Распространение ислама и военная агрессия хунзахских ханов привели к распаду суперсоюза Дидо. Хваршины вошли в состав общества Богоз (Тинди). К началу XIX в. они отделились и образовали Хваршинский союз сельских обществ. Позже вошли в состав Тиндальского наибства Андийского округа.

Хваршины объединялись в общины - джамаат. До середины 19 века органами управления общиной были сельский сход, старейшины, духовный глава - дибир, исполнители и глашатай. Суды руководствовались нормами обычного права  - адата и нормами мусульманского права  - шариата.

Семьи считали родство по мужской линии и объединялись в тайпы и тухумы, морально и материально поддерживали друг друга. Самыми близкими считались родственники до 4-го колена. При том, что линия родни велась по отцовской ветви, родственники со стороны матери так же входили в ближний круг. Семьи были небольшими, браки заключались в основном с помощью сватовства. Глава семьи - старший мужчина, но и женщина принимала важное и активное участие в решении семейных вопросов. Существовало строгое подчинение младших старшим, сестёр - братьям, детей - родителям. Голову мужчины брили наголо, отпускали усы, а женатые мужчины небольшие бороды. Взрослые женщины тоже часто сбривали волосы на затылке, а пожилые вообще оставляли только чуб. Девочкам заплетали волосы в несколько косичек, девушки - две косы, Украшали себя женщины серебряными монетами, которыми обшивали ворот, подол и рукава платья или собирали нагрудник, который доходил до пояса.

Сёла свои хваршины располагали на естественно укреплённых местах. Путешественники в 19 веке писали: «Дороги, ведущие в эти селения прекрасны, несмотря на трудность поддерживать их. Чтобы попасть из глубокого ущелья Андийского Койсу в Хварши, приходится ехать у самого ручья по живописному, покрытому хвойным и березовым лесом ущелью... Путь от селения Хварши идет по крутому подъему, покрытому лесами и прекрасными субальпийскими лугами. Отсюда открывается великолепный вид на ледники горы Бочек»


 

Там, где это было необходимо, устраивались сторожевые башни. На подступах к главному селу Хварши до сих пор сохранились четыре такие башни. Системы в планировке улиц не было, да и откуда ей взяться в таких природных условиях. Жилища располагались уступами. Двором дома, расположенного выше, служила земляная крыша нижестоящего дома. Дома строили прямоугольными, каменными, в основном двухэтажными: первый этаж - хлев, второй – жильё. К дому примыкали специальные деревянные пристройки для хранения продуктов.

Рядом с жильем, на склонах гор сеяли пшеницу, рожь, ячмень, растили тыкву и морковь. Сажали специальный лен-кудряш. Собирали дикий мед, а потом и разводили пчел. Охотились в горах.

Для хваршин типичным было хуторское хозяйство. Основным занятием хуторян было отгонное скотоводство. В первую очередь речь шла об овцах, а конкретно – курдючных овцах тушинской породы, из шерсти которых делали войлок, сукно и уникальные ворсовые одеяла - пахъхъа-ала.  Ткали ковры, вязали носки и сапоги, изготавливали деревянную мебель и посуду, бочки и ульи.

Их место проживания способствовало торговле. Торговали с Чечнёй, Грузией, Азербайджаном. Возили туда на обмен изделия из шерсти, дерева. Внутренние рынки были организованы так, что почти каждый день имелась возможность торговать, переходя из селения в селение.

Питались по большей части хлебом и блюдами из муки и злаков, а затем уже мясо-молочными продуктами. Самым распространенным блюдом был и остается хинкал диаметром 10-12 см из теста на кукурузной или бобовой муке. Для последней брали черные бобы - хелас кейко и мололи с ржаным и ячменным зерном. Пекли лепешки, пресный хлеб и пироги с творогом, травой, мясом и другими начинками. Варили из солода и кураги каши, молочные, мясные и зеленые супы.

Свежее мясо ели осенью, зимой иногда готовили хинкал с сушеным мясом, колбасой или гороховый суп на бульоне из сушеного курдюка. Весной, когда кончались запасы зерна и других продуктов, становились спасением различные съедобные дикорастущие травы и блюда из них. Любили густые компоты и отвары из лесных ягод и фруктов. Из злаков «добывали» алкоголь. На праздники творили халву.

Из религиозных праздников отмечали день поминовения умерших, день рождения пророка, день окончания поста. А еще праздновали середину зимы, день первой борозды, окончание сбора урожая, короткий день года, который считался днем безделья. Проводили обряды вызывания дождя и солнца руководствуясь лунно-солнечным календарем. Народные лекари умели поставить правильный диагноз и лечить большинство болезней, включая те, которые требовали хирургических знаний и умений. Искусство врачевания передавалось из поколения в поколение. В целом у хваршин почти в каждом селении были образованные люди. Они свободно владели арабским языком и могли переводить на местный язык религиозную литературу, медицинские трактаты.