// Многонациональная Россия

Багулалы

Багулалы
Численность народа: до 10000

Багулалы – коренное население Западного Дагестана. Расселены по северному склону Богосского хребта на правом берегу реки Андийское Койсу. Они компактно проживают в селениях Хуштада, Тлондода, Кванада, Гимерсо, Тлибишо, Тлисси по соседству друг с другом. На севере от багулалов живут каратинцы и ахвахцы, на юго-востоке — тиндинцы, на западе — чамалалы и годоберинцы.

Название народа переводится как «бедные люди» или «едящие сырое мясо». По культуре и языку близки аварцам. Собственно, в переписях населения их и учитывают как аварцев, да и сами себя они подчас так идентифицируют, поэтому точную численность установить на данный момент невозможно. При этом у багулалов есть свой бытовой бесписьменный язык, а в нем 3 разных говора.

«Багулалы - древние насельники занимаемой ими ныне территории. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу населения Дагестана. В древности, объединившись в союз сельских обществ (или племенное объединение), они сыграли заметную роль в истории народов Западного Дагестана, хотя название «багулал» не встречается в источниках до XVIII в. Общество (объединение) «багулал», начиная с I тыс. до н.э. входило в состав федерации Дидури, а впоследствии — в политический союз Дидо». В 15 веке, после распада Дидо, багулалы объединились в союз сельских общин с одноименным названием и с центром в селе Хуштада . Союз просуществовал вплоть до присоединения Дагестана к России в 19 веке.

После завершения Кавказской войны и окончательного присоединения к России багулалы были включены в Каратинское наибство Андийского округа, а с 1900 г. — во владения помощника Каратино-Технуцальского участка того же округа.

В прошлом народ селился по тухумному (родовому) принципу, позже по территориально-соседскому. Отношения между тухумами в рамках одного селения могли быть зависимыми.. Малочисленные общины зависели от более крупных, сильных. «Слабые» оказывали последним принудительную помощь в сезоны сельскохозяйственных работ, во время стихийных бедствий, войны.  Люди, попавшие в плен в результате военных набегов, становились рабами. Нисуди - патриархальное рабство сохранялось вплоть до первой половины 19 века.

Традиционно багулалы жили в каменных двух- и трёхэтажных домах, иногда с лоджиями, галереями, с земляным полом и плоской глинобитной крышей.

Как правило, в доме жила семья из двух поколений - родителей и детей. Средний размер семьи составлял четыре - пять человек. Изредка встречались семьи, в которых вместе с молодой семьей и их детьми проживали престарелые родители. Обязанности между членами семьи были строго распределены. Мужчине не полагалось вмешиваться в женские дела, а жена вела все домашнее хозяйство. В семье строго соблюдалось подчинение младших старшим, женщин — мужчинам.

Браки багулалы долго предпочитали заключать между родственниками. «Браки заключали уводом, уходом и похищением (умыкание), путем сговора. Преобладали последние. Свадьба проходила в три этапа, являвшихся логическим продолжением один другого — сговор, свадьба, послесвадебная обрядность». Получив согласие, сторона жениха приглашала будущую невестку в свой дом. Невеста шла сначала за водой вместе с подругами, а потом с полным кувшином шла в дом жениха. Их принимали торжественно, угощали, а на невестку надевали полный свадебный наряд. В тот же день она возвращалась домой и с этого времени считалась обрученной

«Своеобразным был в свадьбе обряд под названием «яри-яри-яришо». На следующий после свадьбы день группа молодежи (позднее — детей) со словами «яри-яри-яришо» (смысл которых нам не удалось выяснить) входила сначала в дом родителей невесты, потом в дом родителей жениха и после соответствующих церемоний получала подарки».

Из других обычаев неукоснительно соблюдалось гостеприимство. Существовала специальная церемония встречи и проводов гостя. Он считался самым уважаемым в селе и неприкосновенным человеком. Жесткие правила гостеприимства помогали сохранять мир, развивать экономические, культурные связи. Обязательной была взаимопомощь, как при выполнении тяжелых сельскохозяйственных работ, так и при возведении домов, на свадьбах и на похоронах. При этом важную роль  в социальном взаимодействии играла кровная месть - «один из атрибутов первобытно-общинного строя, возникший как эффективная мера самообороны, самосохранения, регулирования межличностных и межобщинных отношений».

Был у багугалов и гьоркьо рухъ - мужской дом. Хотя в сети спорят о правильности перевода, называя его «общий дом», но по сути «дом» был именно мужским. Регулярно долгими зимними вечерами мужчины собирались группами по 15-20 человек в домах на «мальчишники». Они беседовали, играли, находили другие развлечения, занимались условными тренировками и закаливанием. Женатых в ночь с четверга на пятницы отпускали домой по желанию. Женщины в мужской дом не допускались

Еще одной любопытной стороной жизни была родильная обрядность. Она характерна для всех дагестанских народов с небольшой разницей в деталях. Обряд состоял из трех основных моментов: беременность, роды и послеродовой период. Для беременной женщины существовала система запретов с одной стороны, и обязательного исполнения желаний с другой. В первую очередь это касалось еды. Ни в коем случае беременная не должна была есть зайчатину, чтобы у новорожденного не появились внешние признаки зайца типа «заячьей губы». В других мясных пищевых желаниях ей нельзя было отказывать, а то на теле ребенка появится родимое пятно, а сама будущая мать «…будет болеть и истощаться. Обычно, когда резали барана, то беременной предлагали есть все, что она пожелает. Ей давали все части бараньей туши и блюда, приготовленные из свежей баранины, типа кишок, наполненных картошкой, луком, крупой и т.д. Варили также блюда из конечностей, т.е. давали ей такие части туши, которые считались предпочтительными для рождения полноценного ребенка». Даже соседки, встретив беременную женщину в радиусе приготовления пищи, старались угостить ее чем-нибудь.

В дом, где живет беременная женщина, не принято было ходить без гостинцев, «…иначе у нее может воспалиться горло. Это правило соблюдалось и по отношению к кормящей матери: нельзя идти к ней в дом с пустыми руками, иначе у женщины может воспалиться грудь». При беременной не говорили о еде, которая на тот момент была недоступна.

При рождении мальчика-первенца отец ребенка резал барана, на угощение созывались все. При рождении девочки готовили специальную кашу или халву, которыми угощали гостей. Через неделю ребенка купали в соленой воде и смазывали тело и голову жиром или маслом. В течение одного месяца на «родничок» мать прикладывала мед с маслом. Когда у ребенка появлялся первый зуб, пекли пироги или готовили кашу из злаков и раздавали в селении.