// Многонациональная Россия

Мокша

Мокша
Численность народа: 4767

Мокшане, мокша — этническая группа мордвы, говорящая на одном из двух мордовских языков волжско-финской подгруппы финно-угорской ветви. Этническая основа прамокша образовалась во 2 - 4 веках. На ее базе с середины 1 тысячелетия в южной части территории Окско-Сурского междуречья формируется этнос древних мокшан. Мокшан относят к уральской расе, субуральскому подтипу. Они чаще бывают смуглыми, монголоидного типа, генетически близки к марийцам, татарам, чувашам. «Антрополог Т.И. Алексеева утверждала, что в мокшанах, по сравнению с эрзянами, более заметно проявляются черты южных европеоидов … В. Е. Дерябин отметил у мокшан наличие восточно-европейской основы, модифицированной понтийским антропологическим компонентом в сочетании с незначительной уралоидностью».

Народ Moxel – так впервые упоминаются мокша фламандским путешественником 13 века. В летописях 14 века мокша упоминается в качестве одного из покоренных татарами народов Среднего Поволжья. "Мокшана", "мокшаня"  в русских источниках впервые зафиксированы в 1624-1626 годах. Название этноса связано с рекой Мокша, протекающей по исконной территории расселения мордвы-мокши. При этом гидроним Мокша считается индоевропейским, который восходит к санскритскому mokcha – проливание, утекание.

Большинство мордовских языковедов, этнографов и археологов считают древнюю мордовскую общность единой, а различия в ней между мокшей и эрзей - появившимися в конце 1 тысячелетия нашей эры. Их оппоненты полагают, что два крупных племенных союза мордвы с самого начала своего формирования отличались друг от друга. Мокша и эрзя были сформированы независимо друг от друга на базе большой группы родственных племён и при участии других этносов. «Основой для образования мокши стала южная (верхнесурская или пензенская) группа мордовских племён. Важное участие в этом процессе приняли также носители рязанско-окской и восточно-балтийской культуры, которые проникли в верховья Мокши и Суры в IV—V веках н. э.»

Уже в 10-13 веках мокшане создали свои ранние государства. Самым известным стала так называемая Пурешева волость под началом князя Пуреша. Волость объединяла ряд княжеств. Земли этих княжеств включали бассейны рек Цны, Вада, среднего течения рек Мокши и Суры до города Пензы. Князь одержал ряд побед в войнах с русскими княжествами. «Нашествие монголо-татар в сентябре 1236 года поставило Пуреша перед выбором, так как его владения, расположенные в лесостепной зоне, были открыты для монгольской конницы. Приняв предложение Батыя, Пуреш стал его вассалом и вместе со своим войском сопровождал монголо-татар в их походе в Центральную Европу».

Невзирая на активное соседство христиан и мусульман, мокша долго оставались язычниками. По их представлениям демиург Шкай жил на солнце. Центром Вселенной считалась Менель петьколь - Полярная звезда. В заговорах, песнях, похоронных обрядах небесный свод представал золотым, серебряным, иногда хрустальным, который излучает тепло, свет. Небесный свод состоит из нескольких ярусов, один из которых из железа, другой — из камня. Душа человека после смерти улетает в светлое небо, а тело остается черту. В качестве первоосновы мироздания выступала вода, несущая зародыш мира Иневедь.

Мир же создавался не только Богом, но и злым духом. Согласно самому старому мифу, бог в образе утки нырнул в воду за куском земли, из которого вырастет суша. Черт создает горы. Или так: «По бесконечному морю плавал Шкай. Из его плевка возник Шайтан в виде птицы (утки) и сделался на первых порах помощником неба в деле мироздания. Шкай послал его на дно моря достать песку, из которого можно было бы сотворить землю. Шайтан исполнил приказание Шкая, но роль простого орудия в руках бога показалась ему недостаточной; он также захотел сделаться творцом и скрыл у себя во рту часть песка. Шкай стал разбрасывать песок, и из него стала вырастать ровная земля; в то же время стали расти и песчинки, оставшиеся во рту Шайтана. Голова Шайтана разрослась в огромную гору; он заревел от боли и стал выплевывать песок, из которого образовались бугры и горы, а от их тяжести появились углубления на неокрепшей еще земле в виде оврагов. Шкай увидал, что Шайтан не может быть ему товарищем и проклял его. С тех пор Шайтан возненавидел его и стал портить каждое дело его рук».

Человека мокшанский Шкай сделал из пня одной своей волей.

Второй сюжет о сотворении мира связан с Ине Нармонь - Великой птицей. Она несет Мировое яйцо - Оцю ал, из которого создается мир: из зародыша яйца круглая земля, из скорлупы — небесная и подземная тверди. Еще Ине Нармонь сидит в гнезде на Мировом дереве и выводит из трех яиц трех птиц: жаворонка, соловья и кукушку, «которые наделяются определенными функциями: жаворонок отвечает за пашенное хозяйство (также является символом детства, юности), соловей — за домашнее (символ молодости), кукушка — за лесное (наделена символом печали, горя)».

В некоторых версиях Земля представляется плоской, либо в виде ковша, чаши, в других - круглой или четырехугольной. Вероятно, представление о 4 земных углах связано с частями света - западом, востоком, югом, севером. Согласно одним мифам Земля держится на белой рыбе, согласно другим – на трех рыбах, которые плывут к трем началам, чтобы подставить спину под Землю: «старшая рыба — на восток, средняя — на полдень (видимо, в центр Земли), младшая — к закату». Кроме того, в волшебных заговорах твердь Земли поддерживают три кита, отделяя ее от водного и подземного царств. Двигаясь в разных направлениях, киты сохраняют гармонию, равновесие мира. От их резких движений происходят наводнения, землетрясения.

Традиционная мокшанская религия называется «мокшень кой» и у нее до сего дня много приверженцев, хотя большинство мокшан исповедуют православие.

Основная часть этноса проживает в республике Мордовия, остальные в различных областях и республиках Центральной России, Поволжья и Сибири. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года мокшанами назвали себя 4767 человек.