// Многонациональная Россия

Эвены

Эвены
Численность народа: 22400 

Эвены не те же люди, что эвенки, хотя в далеком-далеком прошлом это был один народ.

Кто-то считает, что эвены это отколовшаяся в 10-13 веках ветвь эвенков. Эту ветвь якуты оттеснили на северо-восток, где она смешалась с юкагирами, чукчами и коряками. Кто-то считает, что предки эвенков и эвенов — это народ увань, описанный в нескольких китайских хрониках. Этот народ пришел со стороны Байкала в 1-м тысячелетии нашей эры и смешался с аборигенами. А потом в Ленский край пришли якуты и поселились в центре территории проживания ассимилировавшихся уваней, разделив их на 2 части. Сами якуты большей частью смешивались с той частью, которая осталась эвенками. Туда же примешалась и маньчжурская кровь. Считается, что эвенки — более крупные и рослые по сравнению с эвенами.

Это сегодня их называют эвенами, а раньше звались они ламутами, каменными ламутами или тунгусами. Сами же себя звали  орочиелами или ильканами. Существует предположение, что название «эвен» есть трансформированное «увань».

В конце 19 века об эвенах писали так: «Вся одежда ламутов сверкала красными и голубыми узорами вышивок, как цветы на каменных склонах... На шапках, на огнивных и табачных мешках, на меховых сапогах и кожаных штиблетах, даже на колыбели, в которой лежал грудной младенец, на маленьком седле, выглядывавшем из-за полога и походившем на игрушечное, — везде и всюду сверкали затейливые узоры ламутских украшений».

Довольно долго эвены продолжали жить в рамках патриархально-родовых отношений. Род считался по мужской линии и мог быть рассеян на большом пространстве из-за кочевого образа жизни. Таким образом, роды дробились, и некоторые отколовшиеся части к родовому имени добавляли ещё и порядковые номера. В итоге в 18 веке у эвенов формируются «административные рода», в состав которых входят не только кровные родственники, но и соседи по территории проживания. При том, что семья была патриархальной, положение женщин в семье  было независимым. А вот сыновья до раздела с отцом были от него в полной зависимости.

К детям эвены относились трепетно, «они глаза матери, душа отца. Их не принято было наказывать, гость, вошедший в жилище, здоровался за руку даже с маленькими детьми, если они уже умели ходить». Давали имя ребенку тогда, когда он начинал произносить звуки. По лепету родители старались угадать, кто из ушедших родственников воплотился в их младенце. В 3-5-и летнем возрасте детей крестили, православное имя становилось официальным, а «младенческое» использовалось в домашнем обиходе. «До 7-8 лет дети были связаны с домом, мальчиков после этого начинали брать на ближнюю охоту или на выпас оленей, с 14-15 лет мальчики могли охотиться самостоятельно. Брачный возраст устанавливался в 16-17 лет, были возможны и ранние браки. При заключении брака обязательно выплачивался калым, обычно оленями».

Владение оленями было у эвенов в основе благосостояния семьи. Они даже вывели свою породу домашнего оленя, отличающуюся большим ростом, силой и выносливостью. Их небольшие стада находились на вольном выпасе. Важенок доили.

Если же речь шла об охотничьей добыче, то в этом случае строго соблюдался нимат, когда «охотник по возвращении с мясной охоты должен был отдавать свою добычу одному из соседей по стойбищу, который распределял её между всеми семьями, оставляя охотнику лишь незначительную часть туши и шкуру. Особенно строго нимат соблюдался в случае добычи медведя, который у эвенов также считался священным животным». При охоте на медведя обязательно соблюдались особые ритуалы, а по окончании охоты проводился так называемый «медвежий праздник».

Эвены наделяли медведя сверхъестественной силой. Считалось, что медведь слышит и понимает человеческую речь. Его боялись и почитали, кости и череп хранились как священные, потому что в черепе медведя находится его душа. «Глаза и уши» черепа закрывали пучками травы, чтобы душа его не видела и не слышала никого вокруг и не могла через других медведей навредить людям. Для этого в челюсть дополнительно вставляли деревянную палочку.

Охота, рыболовство и оленеводство – основа жизненного уклада ламутов. Выделяли три типа эвенкского хозяйствования: горно-таежное или оленеводческое, промежуточное, то есть оленеводческо - промысловое и приморское, осуществлявшееся за счет промысла. «Хозяйственный цикл эвенов делился на шесть периодов, четыре из которых соответствовали основным временам года и два дополнительных, предвесенний и предзимний, имевших важное значение для оленеводческого хозяйства». Кроме того собирали шикшу, голубику, морошку, жимолость, бруснику и другие ягоды, орехи, кору. Применяли в хозяйстве ветки и иглы кедрового стланика, в качестве дубильных веществ и красителей — кору черемухи, ольхи, белой и каменной берез. Крошки трухлявого дерева использовали в люльках для умягчения и поглощения влаги; из кустарниковой березы и ивы делали тонкую мягкую стружку - хэгри, использовали ее как полотенца, чистили и вытирали посуду. Мужчины, помимо основного хозяйства, занимались кузнечеством, обрабатывали кости и дерево, плетением ремней, х арканов, женщины выделывали шкуры и ровдугу, изготавливали одежды, спальные принадлежности, вьючных сумы и многое другое.

Месяцы эвены считали с помощью двух календарей. Первый назывался «по частям тела». По этому календарю год начинался в сентябре – в месяц поднимающейся тыльной поверхности руки. Конец года наступал в месяц поднимающейся кисти руки, сложенной в кулак, то есть в августе. Второй календарь был обычный православный.

Эвены одни из первых среди народов Севера приняли христианство. Рождение, брак, смерть, бытовое поведение, исполнение обрядов и праздников, все регулировалось православной традицией. Некоторые эвенкские рода заключали браки с другими народами, только если те соглашались принять православие.

«Обязательными в убранстве жилища, вне зависимости от его типа, были иконы, которые при перекочевке перевозились на специально предназначенном для этой цели олене».

Как и у всех остальных народов, переход к монотеизму не исключил полностью из их жизни использования древних языческих обрядов. Эвены гадали на оленьих лопатках. Сначала их очищали до блеска, затем обжигали до черноты и появления трещин. По трещинам, как по карте, высчитывали удачу на охоте: «Большая трещина означает реку, а маленькие — речки, которые впадают в большую реку. Отдельные трещины означают наличие большого количества диких оленей в тех местах. Следовательно, можно туда ехать на охоту. А круглая трещина или петля означает удачную охоту. Крест показывает опасное место, где, возможно, ждет болезнь или смерть, поэтому в этих местах старались не охотиться». Вот тебе и крест.