Считается, что до принятия ислама ингуши были последователями вайнахского язычества. Культ Солнца существовал у вайнахов с 3 - 2 тысячелетия до нашей эры и дожил до принятия ими ислама. Одно из свидетельств тому - петроглифы, магические знаки на башенных постройках и склепах, появлявшихся до 18 века.
Вера вайнахов в чудодейственную силу символов на камне оставалась непоколебимой. Символы были молениями, оберегами, просьбами, надеждой на полноту жизни. «Знаки на камне никогда не повторяются, хотя по сюжетам они не очень разнообразны. Их высекали не спеша, помещали на видных местах, большей частью у дверей, окон, на угловых камнях. Такие изображения делались сразу после окончания всех строительных работ и позже, в связи с различными событиями».
К наиболее часто встречающимся петроглифам относятся солярные знаки: крест, крест в круге и свастика. Крест как оберег размещен на многих башнях в Ингушетии, преграждая вход всему враждебному.
Башни в Ингушетии были не только оборонительными сооружениями. Ингуши умели строить жилые, полубоевые и боевые пирамидальные башни, храмы, святилища и склепы, которые сегодня являются достижением народного зодчества. Росписи и петроглифы встречаются на всех этих сооружениях. Часто камни с петроглифами оказываются даже древнее самих сооружений, они камни считались священными, а потому их переносили из разрушавшихся строений в новые. Отличить их можно по уровню обработки.
Помимо башен и храмов, мастера возводили целые замковые комплексы и заградительные стены. «У ингушей были свои мастера-профессионалы, владеющие целым арсеналом техники. Строителям-профессионалам отводили важную роль. Убийство зодчего считалось тяжелым преступлением против всего общества».
Место для строительства поселения на наиболее плоских отрогах гор или в глубине ущелий ингуши выбирали тщательно. Они учитывали стратегическое положение местности, наличие рядом воды, пастбищ, сенокосных, лесных угодий и земель под пашни. Традиционными местами расселения считаются берега рек Фортанга, Армхи, Кистинка (Охкар-хи), Асса, Терек, Сунжа, Камбилеевка, Назранка. Поселения строили небольшими и располагали неподалеку друг от друга. Жилые башни - г1ала - были основным типом ингушских жилищ в горах. В г1ала жили в мирное время, а в случае войны семья перебиралась в воу - боевую башню. В равнинной зоне ингуши стали строить длинные прямоугольные «турлучные или саманные дома, в которых каждая брачная пара имела свою комнату».
Миграция с гор на плоскость продолжалась до первой половины 19 века, когда и определилась территория современного расселения ингушей. Но уже с 17 века известно крупное ингушское селение Ангушт в Тарской долине, «от названия которого и произошел русский этноним «ингуши».
В средние века у ингушей сложились шахары - территориальные сообщества, основанные на демократических принципах. Вместо князей, ханов и беков на верху социальной лестницы стояли «знатные», «сильные», «благородные» семьи, «фамилии», «тайпы», старейшины (старшины) и сословия не были так ярко выражены, как у других народов Северного Кавказа. Однако постепенно из среды вождей, военачальников и знаменщиков сформировалась верхушка, которая захватывала власть в свои руки: «Немалую роль в набегах и войнах ингушей играли знаменщики, из среды которых выделялась аристократическая знать. У ингушей считалось позором потерять знамя, и в этом случае позор ложился на все племя и род. В знаменщики брали только представителей знатных и богатых семей».
Потомки Эги, Хамхи, Таргим - сыновей легендарного Альберда из Иалйайской долины, о которых говорилось в первой части, образовали самый знатный тейп. По главному ущелью Ассы «построили братья свои башни, и все пути из гор на плоскость оказались в их руках. Всякий, кто проезжал или прогонял свой скот через трех братьев, должен был им платить дань, которая исчислялась скотом или пулями и зарядами пороха. Так, за проход одного человека с каждой головы скота братья брали по 1 пуле и 2 заряда пороха. Мало-помалу в руках братьев и их потомков накопились богатства, население разрослось, и по их именам получили названия селения Эгикал, Хамхи, Таргим».
Процесс усиления социального неравенства и политической дифференциации общества был неизбежен с учетом роста численности населения в условиях нехватки земли, и с захватом земель у слабых малочисленных родов сильными тейпами. Поэтому, наряду с богатыми, формируются бедные, социально-зависимые от первых тейпы и фамилии. «Слабые фамилии назывались «неха ка а веха нах» - живущие возле плетня сильных».
Рабовладельчества среди своих не было, но «в старину ингуши собирались небольшими отрядами, человек по 10-15, запасались провизией недели на две (брали жареный ячмень, который не портился в дороге) и отправлялись к границам одного из соседних народов. Они подкрадывались к тем местам, где молотили хлеб, и похищали мужчин и женщин. По возвращению держали пленных в башнях, а затем давали знать туда, где были захвачены пленники о том, что их родные могут выкупить своих близких за соответствующую плату. Обыкновенно люди побогаче выкупали родственников и в плену оставались лишь бедняки, превратившиеся в рабов».
Ингуши были крепко спаяны и прекрасно вооружены. Этнографы 19 - начала 20 веков писали, что «ингуш жертвовал всем ради оружия и даже у самых бедных семей в доме были современные дорогие ружья и отличные клинки». А в энциклопедии Российской империи было записано, что «основное занятие 60-тысячного народа грабеж и скотоводство, при этом грабеж стоит на первом месте». Охота за чужим имуществом считалась уважаемым занятием настоящего мужчины.
Еще она характеристика того времени отмечает отношение ингушей к потенциальным или настоящим оскорблениям: «каждое бранное слово, сказанное при нем, горец воспринимает как высочайшее оскорбление, за которое часто мстит обидчику смертью. Они не дорожат как чужой жизнью, так и своей, вследствие чего отличаются удивительным геройством. Черта эта присуща, как мужчинам, так и женщинам, которые скорей погибнут, но не позволят себя оскорбить».
Сегодня ингуши живут на своих автохтонных территориях в республике Ингушетия. Довольно большая часть этноса расселена в Северной Осетии. Говорят на ингушском языке.