// Многонациональная Россия

Ингуши

Ингуши
Численность народа: 750 000

Жили-были на Северном Кавказе племена:

  • назрановцы,

  • карабулаки,

  • галашевцы,

  • джерахи,

  • кисты,

  • галгаевцы,

  • цоринцы,

  • ако или акинцы,

  • пшехой или шопоты,

  • шубузы или шатой,

  • шаро или киала,

  • джан-бутри,

  • чабирлой или тадбутри,

  • ичкеринцы,

  • качкалыки,

  • мичиковцы,

  • ауховцы,

  • чеченцы Терекские и Сунженские,

  • брагуны.

Жили дружно, все вместе называли себя нахами.

Предки нахов (вайнахов) как антропологический тип начали формироваться еще в конце бронзового века, в эпоху расцвета кобанской и каякент-харачойской культур. «Они являются представителями кавкасионского подтипа балкано-кавказского типа европеоидной расы. Кавкасионский тип сохранил в себе черты древнего европеоидного населения времен верхнего палеолита. По одной из версий этноним «нах» происходит от названия хурритского племени нахов, выходцев из урартской провинции Шем (в районе озера Урмия). После разгрома фригийцами и фракийцами государства Урарту, «нахи» жили в разное время: в Нахчуване (совр. Нахичеванская автономия в составе Азербайджана), Халибе, Кызымгане. Затем перевалили через Кавказский хребет и расселились у родственных хурритских народов Северного Кавказа. Вайнахи, как население долины Терека и пригородных районов, фигурируют в «Географии» Страбона (I тыс. до н.э.)». Сегодня мы знаем их как чеченцев (нохчий) и ингушей (г1алг1ай).

Есть еще одна точка зрения относительно этнонима «нах». Он мог образоваться от термина «нахч», «который изначально встречается в хозяйственной сфере, ранних производственных операциях по выработке металла, гончарном деле, изготовлении сыра, переработке нефти», в природе или социуме и обозначает «качественно новый итоговый продукт, полученный в нахчдалар - процессе выделения нового качества, независимо от того, где он протекает». В данном случае, как этноним, «нахче» знаменует новое качество/состояние вышеуказанных племен, «которые прошли через определённую стадию становления в сторону социальной организации и поднялись на качественно новую социальную ступень».

Этноним «ингуши» появился в конце 18 века, когда произошло объединение некоторой части народа вокруг одного рода, «который представлял сильный союз трёх братьев земледельцев — Эги, Хамхи, Таргим (сыновей легендарного Альберда) из Иалйайской долины». Они создали социальную структуру родственных групп, проживающих на конкретной территории.

С 1-го тысячелетия нашей эры в хозяйственной деятельности вайнахов важное место занимало ремесленное производство, прежде всего гончарное дело и обработка металлов. Из металлов изготовлялись оружие, орудие труда и украшения. Местные мастера владели всеми возможными техническими приемами обработки металлов. Металл лили, ковали, затем чеканили, выполняли тиснение, инкрустацию, резьбу.

Гончарных печей было найдено великое множество.  В бытовых и погребальных памятниках в массовом количестве была обнаружена глиняная посуда.

Погребальные обряды занимали если не отдельное, то очень важное место в духовно-религиозной жизни предков сегодняшних ингушей. Древние похоронные плачи и причитания сейчас отнесены к фольклору. Они бытовали еще до принятия ислама.

Целую неделю в доме покойного собиралось много женщин, каждый день около двухсот-трехсот  человек. Начинала солировать одна плакальщица, остальные подхватывали. В своих плачах и причитаниях они идеализировали покойного, прославляя достоинства и успехи, которыми он обладал. Плачи усиливались при появлении каждой новой группы женщин с соболезнованиями. Одна женщина из каждой группы в знак выражения сочувствия оплакивала покойного импровизированными причитаниями, а остальные поднимали громкий вопль. Исполнялись плачи в форме монолога и диалога, как близкими, так и посторонними женщинами.

«Ранее неукоснительно соблюдался следующий порядок: «четыре женщины, которые являются дальними родственниками умершего лица, стоят посередине в окружении остальных женщин. Одна из дальних родственниц плачет и перечисляет все доблести, которыми умершее лицо отличалось. Также она указывает на планы, которые строил усопший, называя его по имени, и указывает, что ранняя смерть помешала ему данные планы осуществить. Каждое слово обязательно протягивалось, произнося эти слова, женщины били себя в грудь, не запрещалось царапать себе лицо, а также восклицать «Гададай».

Плач матери содержал следующий посыл: «Да умерла бы вместо тебя я, мать твоя! За тебя я твою сладкую смерть с желанием приняла бы». Сестра сетовала о том, что не увидит больше брата, въезжающего во двор на лихом коне. Дочь сожалела о потере доброй и ласковой матери и тоже выражала готовность умереть за ту, которая ее родила. Молодая вдова сожалела, что не может уйти вслед за мужем, с которым была «обручена душой»: - Ведь черной вдовою меня ты оставил, малых твоих детушек ты оставил бедными сиротами».

Плач-причитание выполнял еще охранительную функцию, поскольку произносились заклинания, из-за которых душа покойного не могла вернуться в мир живых.

 



Считается, что до принятия ислама ингуши были последователями вайнахского язычества. Культ Солнца существовал у вайнахов с 3 - 2 тысячелетия до нашей эры и дожил до принятия ими ислама.  Одно из свидетельств тому - петроглифы, магические знаки на башенных постройках и склепах, появлявшихся до 18 века.

Вера вайнахов в чудодейственную силу символов на камне оставалась непоколебимой. Символы были молениями, оберегами, просьбами, надеждой на полноту жизни.  «Знаки на камне никогда не повторяются, хотя по сюжетам они не очень разнообразны. Их высекали не спеша, помещали на видных местах, большей частью у дверей, окон, на угловых камнях. Такие изображения делались сразу после окончания всех строительных работ и позже, в связи с различными событиями».

К наиболее часто встречающимся петроглифам относятся солярные знаки: крест, крест в круге и свастика. Крест как оберег размещен на многих башнях в Ингушетии, преграждая вход всему враждебному.

Башни в Ингушетии были не только оборонительными сооружениями. Ингуши умели строить жилые, полубоевые и боевые пирамидальные башни, храмы, святилища и склепы, которые сегодня являются достижением народного зодчества. Росписи и петроглифы встречаются на всех этих сооружениях. Часто камни с петроглифами оказываются даже древнее самих сооружений, они камни считались священными, а потому их переносили из разрушавшихся строений в новые. Отличить их можно по уровню обработки.

Помимо башен и храмов, мастера возводили целые замковые комплексы и заградительные стены. «У ингушей были свои мастера-профессионалы, владеющие целым арсеналом техники. Строителям-профессионалам отводили важную роль. Убийство зодчего считалось тяжелым преступлением против всего общества».

Место для строительства поселения на наиболее плоских отрогах гор или в глубине ущелий ингуши выбирали тщательно. Они учитывали стратегическое положение местности, наличие рядом воды, пастбищ, сенокосных, лесных угодий и земель под пашни. Традиционными местами расселения считаются берега рек Фортанга, Армхи, Кистинка (Охкар-хи), Асса, Терек, Сунжа, Камбилеевка, Назранка. Поселения строили небольшими и располагали неподалеку друг от друга. Жилые башни - г1ала - были основным типом ингушских жилищ в горах. В г1ала жили в мирное время, а в случае войны семья перебиралась в воу - боевую башню. В равнинной зоне ингуши стали строить длинные прямоугольные «турлучные или саманные дома, в которых каждая брачная пара имела свою комнату».

Миграция с гор на плоскость продолжалась до первой половины 19 века, когда и определилась территория современного расселения ингушей. Но уже с 17 века известно крупное ингушское селение Ангушт в Тарской долине, «от названия которого и произошел русский этноним «ингуши».

В средние века у ингушей сложились шахары - территориальные сообщества, основанные на демократических принципах.  Вместо князей, ханов и беков на верху социальной лестницы стояли «знатные», «сильные», «благородные» семьи, «фамилии», «тайпы», старейшины (старшины) и сословия не были так ярко выражены, как у других народов Северного Кавказа. Однако постепенно из среды вождей, военачальников и знаменщиков сформировалась верхушка, которая захватывала власть в свои руки: «Немалую роль в набегах и войнах ингушей играли знаменщики, из среды которых выделялась аристократическая знать. У ингушей считалось позором потерять знамя, и в этом случае позор ложился на все племя и род. В знаменщики брали только представителей знатных и богатых семей».

Потомки Эги, Хамхи, Таргим - сыновей легендарного Альберда из Иалйайской долины, о которых говорилось в первой части, образовали самый знатный тейп. По главному ущелью Ассы «построили братья свои башни, и все пути из гор на плоскость оказались в их руках. Всякий, кто проезжал или прогонял свой скот через трех братьев, должен был им платить дань, которая исчислялась скотом или пулями и зарядами пороха. Так, за проход одного человека с каждой головы скота братья брали по 1 пуле и 2 заряда пороха. Мало-помалу в руках братьев и их потомков накопились богатства, население разрослось, и по их именам получили названия селения Эгикал, Хамхи, Таргим».

Процесс усиления социального неравенства и политической дифференциации общества был неизбежен с учетом роста численности населения в условиях нехватки земли, и с захватом земель у слабых малочисленных родов сильными тейпами. Поэтому, наряду с богатыми, формируются бедные, социально-зависимые от первых тейпы и фамилии. «Слабые фамилии назывались «неха ка а веха нах» - живущие возле плетня сильных».

Рабовладельчества среди своих не было, но «в старину ингуши собирались небольшими отрядами, человек по 10-15, запасались провизией недели на две (брали жареный ячмень, который не портился в дороге) и отправлялись к границам одного из соседних народов. Они подкрадывались к тем местам, где молотили хлеб, и похищали мужчин и женщин. По возвращению держали пленных в башнях, а затем давали знать туда, где были захвачены пленники о том, что их родные могут выкупить своих близких за соответствующую плату. Обыкновенно люди побогаче выкупали родственников и в плену оставались лишь бедняки, превратившиеся в рабов».

Ингуши были крепко спаяны и прекрасно вооружены. Этнографы 19 - начала 20 веков писали, что «ингуш жертвовал всем ради оружия и даже у самых бедных семей в доме были современные дорогие ружья и отличные клинки». А в энциклопедии Российской империи было записано, что «основное занятие 60-тысячного народа грабеж и скотоводство, при этом грабеж стоит на первом месте». Охота за чужим имуществом считалась уважаемым занятием настоящего мужчины.

Еще она характеристика того времени отмечает отношение ингушей к потенциальным или настоящим оскорблениям: «каждое бранное слово, сказанное при нем, горец воспринимает как высочайшее оскорбление, за которое часто мстит обидчику смертью. Они не дорожат как чужой жизнью, так и своей, вследствие чего отличаются удивительным геройством. Черта эта присуща, как мужчинам, так и женщинам, которые скорей погибнут, но не позволят себя оскорбить».
 
Сегодня ингуши живут на своих автохтонных территориях в республике Ингушетия. Довольно большая часть этноса расселена в Северной Осетии. Говорят на ингушском языке.