// Многонациональная Россия

Кумандинцы

Кумандинцы
Численность народа: 2408

«Давным- давно летели лебеди,
Над горной речкой сделав круг, печально опустились.
И сбросив крылья у воды, в нее три девушки вошли.
Не видел мир прекрасней птиц!
В одну влюбившись из девиц,
Охотник решил жениться….»

… и спрятал крылья предмета своей любви. Пришлось прекрасному духу остаться жить с охотником. Так и появились на алтайской земле люди-лебеди, ставшие потом кумандинцами. Ведь в переводе«ку» означает лебедь.  А некоторые исследователи считают, что этноним “куманды” в переводе означает “лебедской человек”. Но не только сам народ пошел от страсти охотника и прекрасного лебедя, а, по  еще одному из местных поверий, весь мир зародился из  лебединого яйца! Селились люди-лебеди у воды, там, где из-за теплых подземных ключей озера никогда не замерзали.

Долго ли, коротко ли, но стали бродить по землям лебединых людей то гунны, то жужани, приходили уйгуры и киргизы, даже кидани приходили. А затем по их землям прошлась конница Чингиз-хана - на несколько веков земли кумандинцев оказались в составе империи Юань, а затем "Белой Орды". Затем Сибирского ханства. «И даже после разгрома Сибирского ханства в результате похода дружины Ермака, кумандинцы не перестали быть данниками сначала телеутов, затем джунгаров (они же ойраты, западные монголы). С 1756 г. после поражения Джунгарии в войне с Цинской империей все алтайские племена, в том числе и кумандинцы, вошли добровольно в состав Российской империи. А по "Уставу об инородцах", разработанному в 1822 году М.М.Сперанским, они были отнесены в разряд "кочующих" и включены в состав Бийского уезда».

Первые русские удивлялись, как велико было число светловолосых и голубоглазых  кумандинцев.  Исследователь Центральной Азии Грум-Гржимайло отмечал в своих записях: “татаро-монгольский тип, господствующий в Южном Алтае, превращается на севере, в лесах Бийского и Кузнецкого острогов, в почти европейский”. Как выяснилось уже  в сегодняшние дни, все дело в гаплогруппе R1b, которая на Алтае больше ни у кого из местных народов не встречается, зато максимально присутствует у народов Испании, Великобритании (в Уэльсе, Шотландии, Ирландии вообще до 90%), Франции.

Кроме того, что кумандицы считали себя детьми лебедя, они были еще и детьми гор. Одно другому не мешает, потому что детьми гор они стали после великого потопа, во время которого люди люди-лебеди плотом своим зацепились за вершину горы Елтош. По преданиям, плот до сих пор находится где-то на вершине горы. «С тех пор это место особо почитаемо. Особенно среди мужчин. Елтош - это «мужская» гора,… на эту гору не имеет права заходить женщина. Туда мужчины ходят для разговора и успокоения. Она несет им благо». А для женщин есть гора Кызырк, куда  женщина может прийти поплакаться»

Люди же постепенно расселились по склонам и кочевали по территориям, богатым самыми разными ресурсами. До прихода русских занимались в основном охотой на крупного зверя в таежной зоне, земледелием и коневодством. В меньшей степени  рыболовством, собиранием дикоросов, диким и пасечным пчеловодством.  Добывали пушного зверя и кедровые орехи в большом количестве, но цены им не знали. Готовы были менять свои товары на стеклянные бусы. Первые купцы буквально озолотились, выменивая различный хлам на пушнину и кедровый орех. За пуд орехов туземцам платили по 50-60 копеек, а дома продавали за 1,5 рубля «Занимались приезжие и ростовщичеством. Известен случай, когда за долг в размере 28 копеек двоеданца (кумандинцы тогда платили два ясака - русскому царю и джунгарским правителям)  заставили отдать 81 быка».

Жили кумандинцы патриархальными семьями. Род считался по мужской линии. Объединялись кумандинцы в следующие родовые сеоки:

  • алтына-куманды
  • калар, 
  • караба,
  • керсагал,
  • кузен,
  • куманды (кубанды),
  • оре-куманды
  • со (солу),
  • табыска,
  • тастар,
  • тонгул
  • тоон,
  • чабат (шабат)
  • чедыбер,
  • челей.

Старшие  сыновья, женясь, создавали собственные семьи и уходили жить отдельно. Младшему передавалось наследство. Он с семьей оставался жить с родителями. Женились рано, в 16-17 лет, девушек за себя брали в возрасте 13-15 лет.

Пару себе юноши и девушки выбирали во время общих родовых сборов.  Свадьбы устраивали разными способами. Это могло быть пышное торжество, когда брак был по сговору с выплатой калыма. А можно было выкрасть невесту, в этом случае никаких торжеств не устраивали, а значит как следует экономили.

В день свадьбы невесту с закутанным лицом привозили в специальный свадебный шалаш в доме жениха. Молодожены варили в шалаше мясо, которым затем угощали гостей. На следующий день новоиспеченные муж и жена вместе с родственниками жениха ехали в дом девушки, где садились сиротками на пороге. С собой привозили оговоренный ранее калым и подарки. Это был обряд прощения за уход невесты из дома. Иногда прощение наступало через сутки – двое, невзирая на подарки.

До этого дня девушка заплетала нечётное число косичек и украшала их бахромой с бисером и раковинами каури. Став женой, начинала носить 2 косы.

На свадьбу варили в большом котле числе баш эт - мясо головы. Голову рубили на несколько частей, добавляли куски ребер, шейную мякоть. Кровяную колбасу и потроха варили отдельно. Гостей угощали в первую очередь каном – кровяной колбасой, а после этого  мясом. При этом нижнюю челюсть и часть черепа с глазницей преподносили тем, кто помогал колоть лошадь. Деликатесом считались вареные мозги с кровью, тщательно перемешанные с жиром из навара мяса. Правда блюдо это ели только мужчины, считалось что при употреблении этого блюда у юношей будет кружиться голова, когда он полезет на кедр бить шишки. Женщинам его тоже есть не разрешалось. А беременным женщинам нельзя было есть блюда из мяса диких животных и из мелкой сушеной рыбы.

Конину ели независимо от сезона. Забивали жеребцов-трехлеток. Кобыл не трогали.  Зимой части туши лошади подвешивались в замороженном виде в амбаре. Весной, в марте, когда мясо начинало оттаивать, искрошив его мелко и посолив, набивали им тонкую кишку с подбрюшным салом и гусятиной. Получалась своеобразная мясная колбаса, которую подвешивали на чердаке. Там она завяливалась. Летом употребляли ее при варке лапши или урге. Кроме того, кумандинцы умели вялить мясо на солнце, нарезав его тонкими и длинными кусками. Засаливали мясо крайне редко. В некоторых случаях, чтобы мясо летом не портилось, его слегка поджаривали на костном мозгу и внутреннем сале, затем укладывали в туес и заливали жиром.

Ели и баранину, но только летом. Летнее мясо считалось чистым. «А осенью они готовятся к зиме, набирают жир, потеют — в таком мясе нет пользы для здоровья».

Для встречи гостей самый старший член семьи раскуривал трубку, считая, что дым уносит все плохие мысли. А еще дым закрывал за умершими врата в подземный мир.