// Многонациональная Россия

Коми-ижемцы

Коми-ижемцы
Численность народа: 16000

Ижемский субэтнос начал выделяться из этноса коми и формироваться во второй половине 16 века. В его формировании приняли участие вымские и удорские коми, северные великорусы и лесные ненцы. К концу феодального периода в 17-18 веках процесс формирования самой северной этнографической группы коми был практически завершен. У ижемских коми к этому времени оформился свой антропологический тип, возник свой диалект коми-языка с существенными заимствованиями из русского и ненецкого и пр.

«Стоит отметить, что в антропологическом отношении коми-ижемцы относятся преимущественно к т. н. «беломорскому» типу, хотя отдельные локальные группы, живущие в окружении самодийских народов, имеют некоторые монголоидные черты».

Так описание типа к которому принадлежит субэтнос, звучит с точки зрения объективного анализа. У самих ижемцев есть более конкретные и подробные представления о своем типе и  признаках красоты.

«Идеальная женщина: высокая, рост примерно 160–165 см., средней полноты (очень худые и очень полные – некрасиво), кожа белая, светлая, «чем белее, тем лучше», «тело белое как творог (рыськод ежит)», ноги прямые, длинные, руки длинные, нос прямой, узкий, глаза голубые, брови черные, густые – «соболиные», волосы длинные, вьющиеся, цвет особого значения не имеет, но рыжий исключается. Некрасивым считается сочетание смуглой кожи, черных волос и глаз – «черная как цыганка/сербиянка».

Идеальный мужчина: высокого роста, примерно 175–185 см., плечистый, лицо овальное, нос прямой, глаза голубые, зеленые, карие, ресницы длинные, брови вразлет, волосы темные, кудрявые. Для мужчины допустимо сочетание черных глаз и волос, но недопустимы узкие плечи»

Одно из описаний внешнего облика ижемцев начала 20 века звучит так: «Ижемцы высоки, стройны, в громадном большинстве белокуры с голубыми глазами, весьма схожи внешне с их русскими соседями».

Видимо, внешний облик играл большую роль в  мироощущении ижемцев. Как указывают источники: «При выборе брачного партнера родители предполагаемых супругов пристрастно оценивали внешний облик и физические данные не только молодоженов, но и их родителей, родственников». Оценивали и предпринимали превентивные меры, и де вносили коррективы. Для начала беременная женщина не должна была обижать животных и посещать нечистые места. Существовал еще ряд подобных запретов, нарушение которых могло бы привести к появлению у младенца физических недостатков.

Сразу после рождения малышу правили руки, ноги, голову, лицо для придания телу правильной формы. «Чтобы руки и ноги были длинными и прямыми, младенца клали на животик и сзади соединяли правую ногу с левой рукой и наоборот. Или клали на спинку и поглаживающими движениями вытягивали, выпрямляли руки и ноги». До полугодовалого возраста младенца «вытягивали» в бане, то есть несколько раз поднимали  за голову, приговаривая: «Расти красивой девочкой/красивым мальчиком, высокой, стройной». Если младенец не внимал заговору, процедуру могли продолжать еще 3-4 года. Конечно, детей туго пеленали. «Маленьким детям правили голову, обминая и поглаживая ее для придания округлой формы. В зависимости от традиционных представлений о привлекательности голову правили по-разному. … Очень широкое лицо не является привлекательным для коми его сравнивают с лопатой. Чтобы нос был узким, его тоже «лепили», приминая от кончика до основания. Ушки малыша прижимали чепчиком, чтобы они не были оттопыренными».

Сегодня основная часть проживает в Ижемском районе республики Коми, в бассейне реки Печора, по берегам ее притоков Усы и Ижмы. Есть ижемцы в Салехарде, Ямало-Ненецком АО, Мурманской области, Ханты-Мансийском АО. Небольшая часть народа проживает в Ненецком автономном округе.  А когда-то, во 2 тысячелетии до нашей эры, предки всех коми располагались в районе впадения в Волгу Камы и Оки. Позже они заняли Прикамье и распространились на территорию современной республики Коми. «В XV—XVI веках под давлением славяно-русской колонизации Севера этнический массив коми сдвинулся в восточном направлении. … С этого времени вплоть до начала XX в. происходило непрерывное расширение этнической территории коми. В XVI—XVII веках коми заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII—XIX вв. — Печору и Ижму»


 

Правда, есть по поводу причин миграции и другое мнение: «Постоянно растущее поголовье оленьих стад гнало ижемцев на восток и на запад российского Севера в поисках новых пастбищ. Саамы, ненцы, ханты, манси становились соседями ижемцев. В XIX в. ижемцы значительно расширили территорию своего обитания. Был основан ряд поселений по всей средней Печоре, ижемцы заселили приток Печоры р.Усу, осели в Большеземельской и Канинской тундрах, перевалили Урал и основали свои поселения на Оби, большая их группа переселилась  на Кольский полуостров».

Дело в том, что еще в середине 18 века ижемцы стали выходить с оленями в тундру. А к концу девятнадцатого века стали одними из самых крупных оленеводов. Они, «переняв у северных оленеводов кочевой уклад жизни и быт, внесли в эту отрасль много нового: круглогодичную охрану стад, выход к морю в более удобное время, прививание животных от различных болезней и т.д.» Ижемцы сделали оленеводство основой своей экономики. Оно стало товарным не только за счёт продажи мяса, но и за счёт производства замши из оленьих шкур. Замша в 19 веке была востребована не только в России, но и за рубежом.  У Ижемской слободы были торговые связи с многими ярмарочными центрами. «Таможенные книги третьей четверти 17 века изобилуют описанием продуктов, доставляемых из села Ижмы и Печоры на Сольвычегодскую ярмарку — главным образом рыбы, оленьих шкур и изделий из них. В Ижемской слободе происходил пушной торг приезжих московских скупщиков».

Упомянутая Ижемская слобода была первым административным средоточием ижемской жизни. Она была основана в 1567 году. Так как расположена была слобода на оживленном торгово-промышленном пути, это способствовало быстрому росту ее населения. Помимо оленеводства занимались ижемцы охотой, рыболовством, земледелием.

Ижемские купцы строили электростанции и замшевые заводы, потому что именно замша входила в моду и приносила огромные прибыли; в своих селах строили школы и храмы, «до сих пор поражающие своей простой изысканностью и величием».