// Многонациональная Россия

Ингилойцы

Ингилойцы
Численность народа: 247

В 1 веке нашей эры 26 племен  объединились в союз и создали новое государство – Кавказская Албания. На северном берегу Куры до самого Каспийского моря жило племя гелов. Этнические территории древних гелов, расположенные в пределах Кавказской Албании, примерно с 6 века до нашей эры по 8 век нашей эры, время от времени попадали в подчинение или же под влияние различных империй. Племя гелов было знакомо древним грекам. Страбон и Плутарх писали, что гелы поселились в Кавказской Албании и проживали по соседству со скифами, албанами, легами и амазонками. Птолемей упомянул город Гельда в Кавказской Албании, в котором жили гелы. Оставили гелы свои следы в сегодняшних названиях Сувагил, Гуллук Гельмес, Гели, Сарвагель в северо-западных регионах Азербайджана, а также в Южном Дагестане, территория которого находилась в границах Кавказской Албании.

В 6 веке Сасанидские шахи Ирана создали, с целью охраны горных проходов Кавказа, Филаншахство, наделенное широкой внутренней автономией. Располагалось шахство на этнических территориях гелов в составе Албании. Гельские шахи сохранили полунезависимую государственность. В конце 9 века Филаншахство - законный наследник Албании - вошло в состав Шекинского ханства, сохранив за собой титул «албанских царей» и став одним из основных этносов Шекинского царства, существовавшего в 886-1104 гг.

Христанство гелы приняли в 4 веке из рук святой Нины на волне активной христианизации Кавказа. Сначала они были христианами монофизитского (армянского) толка. С усилением влияния в регионе  Грузинского царства в 9 веке гелы приняли православие, а с ним и грузинскую письменность. Началась постепенная  ассимиляция восточных албанцев.

С началом же арабских завоеваний «началась активная и насильственная исламизация кавказских племен и народов. В результате в регионе сформировались около десятка мусульманских государственных образований. Исламизации подверглись, в первую очередь, народы, потерявшие государственность. Поэтому подавляющее большинство огрузиненных геллов приняло ислам. Арабские завоеватели, а затем и персы активно распространяли ислам в регионе. Персы, как и переселившиеся на Южный Кавказ тюркские племена, начали называть автохтонных обитателей "ени гелои", т. е. "новые геллы". От этого, как предполагается, и происходит сегодняшнее название грузиноязычной, но в историко-антропологическом плане горско-албанской народности - "ингилойцы".

Начиная с 12 века, гелы входили в состав централизованного грузинского государства. В первой половине 14 века, после значительного укрепления тюркско-мусульманского влияния,  они вышли из состава Грузии и создали самостоятельную государственность. «В середине XV века, после расчленения Грузии, на землях Восточной Грузии было создано Кахетинское царство. Последние сведения источников о племенах гелов относятся именно к этому периоду, ко второй половине XV века».

Процесс полной исламизации западных албанских народностей завершился во время походов на Кавказ персидского шаха Аббаса I в самом начале 18 века. Тогда последние христианские общины или мигрировали, или приняли ислам.

В 19 веке после восстания Шамиля начался второй этап христианизации ингилойцев. Россия тогда пообещала свободу грузиноязычным крепостным, если они перейдут (вернутся) в христианскую веру. Некоторое количество ингилойцев приняли эти условия.

Это изложение истории превращения славного албанского племени гелов в не менее славный этнос ингилойцев, безусловно, очень выборочное. Но оно объясняет разночтения в происхождении названия народа и то, почему часть ингилойцев живут в Грузии и исповедуют православие, а другая часть живет в Азербйджане и исповедует ислам.  Небольшое количество российских ингилойцев живет в Дагестане и они мусульмане.

Это так же объясняет абсолютно невероятное явление, которое можно наблюдать, например, в храме Кюрмюк и некоторых других местах паломничества.

Кюрмюк, находится в одном из районов Азербайджана. Это древний албанский храм со следами культовых построек раннего Средневековья. «Античные источники, а также археологические и этнографические исследования дают основание сказать, что на этой территории, в далеком прошлом существовал храм Луны. Страбон писал о том, что до принятия христианства, албанцы поклонялись Гелиосу (Солнцу), Зевсу (Богу Земли и Неба), и в частности храму Селены (Луны), расположенного вблизи Иберии». В различные периоды храм перестраивали и реставрировали, он переходил «из рук в руки». Сегодня храм является местом одновременного паломничества и христиан и мусульман: «В соответствии со своей исторической албанской памятью, христианские и мусульманские ингилойцы вместе посещают храм Кюрмюк, где они участвуют в древней церемонии Курмукоба и проводят ритуалы»

В народном декоративно-прикладном творчестве, традиционно, сохраняются отметины языческих верований. Популярные орнаменты — цветы, растения, символы огня и солнца. Этими орнаментами до сих пор украшают специальную ингилойскую обувь - джорабы – вязаные башмаки-чулки с подошвой из буйволиной кожи. Раньше вязаная обувь была повседневной, сегодня ее носят лишь во время национальных праздников. Джорабы играли важную роль в свадебной обрядности, составляя значительную часть приданого невесты. По традиции, она должна была принести в дом мужа столько пар обуви, сколько у него родни: нередко их число доходило до сотни.
 

По другой традиции  рядом с дверью в дом невесты ингилойцы сажали длинное дерево с яблоком на верхушке. Один из мужчин из семьи жениха стрелял в яблоко. Если попадал, получал право войти в дом невесты.

Когда невеста приезжала к жениху, слезала с лошади, ее встречала специальная женщина с хончей. В хонче обычно были горящие свечи, хлеб, масло и мед. Рот невесты смазывали медом, давали ей тесто и клали на голову кокон шелкопряда. Мед был символом того, чтобы невеста принесла сладость в дом, а тесто и коконы нужны были для благополучия в доме и желания всегда иметь шелковые ткани.

Когда же невеста входила в дом жениха, его сородичи бросали кусок железа в очаг. Если железо в печи быстро раскалялось, значит, новая семья будет жить счастливой жизнью

Общественная жизнь ингилойского селения концентрировалась вокруг колодцев. Отправляясь за водой, девушки и женщины собирались у колодца каждый вечер. Разумеется, тут делились новостями, сплетнями, шутили и даже пели песни. Колодезные импровизированные «вечеринки» были практически единственным способом присмотреть себе пару по душе. Так и приходили юноши к колодцу, чтобы выбрать себе невесту.


 «Первый шаг в сторону понравившейся девушки делает старейшина семьи: подходит к возможной невестке и просит угостить водой. Если жених приходится по нраву — девушка сама наливает старцу воду, если нет — просит это сделать замужнюю женщину из другой семьи»

А еще колодец играл роль точки обратного притяжения. Перед дальней дорогой надо было обязательно подойти к колодцу, выпить полчашки воды. Вторую половину воды вливали на дорогу: «превратившись в пыль, капли воды позовут путника обратно домой». 

Точную численность ингилойцев на данный момент указать не представляется возможным. В России их проживает 247 человек, в Азербайджане по некоторым предположениям около 26 тысяч, в Грузии – неизвестно.