// Многонациональная Россия

Чамалалы

Чамалалы
Численность народа: 24

«На нашем языке слово «чама» означает «курага» — сушеный абрикос. Наши предки придумали такой способ сохранения фруктов на зиму — сушили абрикосы, готовили курагу. Это одно из наших исконных занятий, поэтому есть версия, что от слова «чама» произошло и название «чамалинцы».

Сейчас по переписи населения их 24 человека. В первой трети 20 века в СССР проживало почти 3,5 тысячи чамалалов (чамалинцев). А вот в последующих переписях населения чамалалы не выделялись как этническая группа, а включались в состав аварцев. «В строке "национальность" большинство вписали себя как аварцы. В принципе, так оно и есть — с 1939 года все малые народы, которые проживают на территории нашего района, стали именовать аварцами. Но некоторые патриоты решили вписать себя как "аварец-чамалинец". Правда, таких нашлось немного. … Вообще, если брать общую численность — за пределами района и даже России, — нас наберется, наверное, около 20 тысяч. Наши представители проживают и в Саудовской Аравии, и в Турции…»

Живут чамалалы в Цумадинском районе Дагестана в основном в селах Нижнее и Верхнее Гаквари, Гадири, Цумада, Гигатль. Соседями чамалалов на севере являются годоберинцы, на западе - чеченцы, грузины, на юге - аварцы, хваршины, на востоке - тиндалы, багулалы.

Земли чамалалов, как и всего Дагестана, всегда были той территорией, по которой проходили пути из Восточной Европы на Средний восток. Чуть севернее чамалальского селения Гигатли – Урух было найдено древнее святилище. Там обнаружили пять бронзовых фигурок скифского «производства». В бронзовой фигуре мужчины воплощен образ скифского божества Таргитая. А женские фигурки принадлежат «скифскому божеству, воплощавшего в себе культ домашнего очага, огня, жизни и размножения, божества, покровительствующего стадам, диким и домашним животным». Фигурки эти датированы 7-6 веками до нашей эры. «На месте находок гигатлинских статуэток, возможно, было святилище, связанное со скифским пантеоном. На Северный Кавказ они могли попасть благодаря участникам скифских походов в Переднюю Азию».

А среди развалин средневекового поселения рядом с Гигатли нашлись каменные идолы и кладбище с надгробными женскими и мужскими фигурами. В селении Нижнее Гаквари обломки плит 5-7 веков с буквами «албанского» алфавита рассказывают о деятельности миссионеров - монофизитов албанской Церкви в Нагорном Дагестане. В чамалальских селах обнаружено несколько сотен петроглифов. Их основные темы — солярные знаки и кресты (включая свастики), спирали, геометрические узоры, изображения людей и животных, бытовые сценки. «Исследования подтвердили наличие уникального корпуса петроглифических изображений, свидетельствующих о представлениях о солярном олене, которые могут относиться к периоду расселения человека в верховьях реки Андийского Койсу в раннем голоцене. Поверья коренных народов о благородном олене первоначально представленные в петроглифах скальных поверхностей предгорий Восточного Дагестана и наскальных рисунках горных районов, относятся к позднему бронзовому веку и использовались в виде каменных блоков при строительстве в аварско‐андо‐дидойской метакультурной зоне. По мере распространения христианства …  местные изображения солярного оленя были объединены с изображениями популярного христианского Великомученика Евстафия, в результате чего появились уникальные петроглифы оленя, характерные для чамалалы, тиндалы и общины Гидатлинского района бассейна реки Аварское Койсу». К слову, началом голоцена считается 11 тысячелетие до нашей эры.

Язычники – христиане - мусульмане. Естественно, что отдельные элементы прежних верований долго сохраняли свое присутствие в повседневной жизни горцев. Нельзя было рубить деревья весной, потому что дерево было живым существом, а весной оно оживало и при рубке испытывало страдания. Дерево служило амулетом для защиты от злых сил, сглаза и порчи. Некоторых животных считали магическими существами и почитали их особо. «Так, здесь было принято вешать в качестве талисмана орлиную лапу. Отдельные части тела орла – когти, клюв, перья – наделяли сверхъестественною силою. Для отпугивания злых духов к одежде ребенка пришивали амулет из костей осла, собаки, а также с их экскрементами. Существовало представление о змее покровительнице дома».

Магическим был и обряд вызывания дождя.

До недавнего времени  при смерти молодого человека матери и сестры истязали себя, приглашали специальных плакальщиц. Часто плакальщицами были такие же матери, потерявшие сыновей. Соболезнования мужчины принимали во дворе, женщины в доме. Женщины одевались в черные одежды, мужчины не брились. Во всем селении отменялись увеселения до тех пор, пока не разрешит старший родственник покойного. Исключение делалось только для свадеб, к которым уже были совершены все приготовления: «зарезан скот, испечен весь хлеб, приглашены участники, особенно из других мест, тогда старший родич покойного сам шел к отцу жениха и просил его не откладывать, или продолжить торжество».

Жили чамалалы малыми семьями, объединялись в тухумы – родственные группы. Каждый тухум образовывал свой квартал. 12-15 таких кварталов – и вот уже отдельное селение. У каждого квартала была своя мечеть, а в центре селения располагалась мечеть пятничная. Для таких селений были характерны сельское управление, постоянная сельская община, места схода, сельское кладбище. Общиной управляли выборные старшины из влиятельных тухумов.

Был и другой тип селений – отселок, по сути хутор. «Отселки образовывались выходцами из различных крупных поселений первого типа. Они не имели своих кладбищ, у них не было места схода, пятничной мечети, а вопросы, касавшиеся их внутренней жизни, решались на сходах больших селений с участием представителей этих отселков. Хутора и отселки способствовали дальнейшему освоению новых земель, улучшению материального достатка горцев и т.д.»



По типу застройки чамалальские аулы бывают горные и горно-долинные, то есть, преимущественно с вертикальным ступенчатым расположением домов, либо с горизонтальным, на пологих окраинах поселений. И в тех и других поселениях люди живут довольно скученно: «В этих поселениях наблюдается почти стопроцентная занятость площади».

Типовым было одноэтажное, однокомнатное каменное или глиняное жилище, которое объединяло весь бытовой функционал от кухни до спальни. Однако по мере увеличения семей, к домам пристраивали верхний этаж или даже два. В таком доме на первом этаже размещали животных, делали хлев, а на последнем – сарай.

«Внутри чамалальского общества происходило имущественное расслоение. Были состоятельные горцы - свободные уздени, в частной собственности которых имелись основные массивы пахотных земель, сенокосов, большая часть садов, поголовье скота. Были и лично свободные горцы, но с маленькими участками пахотных земель, им своего хлеба не хватало, и они работали на состоятельных горцев. Земельные угодья, движимость и недвижимость находились также в вакуфном владении. В обществе были и бесправные неимущие горцы, бывшие рабы (нисуди, хъазахъ), которые служили у состоятельных крестьян».

Тут надо пояснить, что такое «вакуфное владение». Эта форма феодальной земельной собственности, свойственная только Дагестану. Она появилась с распространением  ислама и строительством мечетей, медресе и прочих религиозных учреждений. К вакуфам (вакфам) относились сами земли, каналы, арыки, мельницы, мастерские, лавки, караван-сараи и прочее. Эту  недвижимость и движимость религиозным учреждениям могли завещать любые люди, от правителя до простого смертного. Помимо  религиозных учреждений такая собственность могла быть завещана и благотворительным «организациям»: госпиталям, странноприимным домам, приютам – для стариков, вдов и сирот и т.д.

Сельский сход, который упоминался раньше, был высшим органом власти. Право голоса на сходе имели все мужчины, достигшие 16-летнего возраста.

Судопроизводство было уделом духовных лиц. «Главной задачей суда было примирение тяжущихся сторон, поэтому он назывался третейским, маслагатным. Вопросы семейно-бытового характера решали на базе шариата, а все остальные – адата».

Не подлежащим суду был обычай кровной мести. Кровная месть настигала преступника при преднамеренном убийстве, вредительстве, нанесении оскорбления и распространялась на всех мужчин в возрасте от 16 до 60 лет.

«Важным звеном в сфере общественных отношений было гостеприимство. Каждый горец рад гостю в любое время года и суток, откуда бы он ни явился. Существовал свод нравственных и этикетных норм по приему и проводам гостей, призванный удовлетворить потребности пришедшего, помочь ему решить задачу, ради которой он прибыл в данный населенный пункт».

Обычай взаимопомощи был не менее важным. Помощь приходила при всех трудоемких работах: если кто-то строил дом, если справляли свадьбу, если убирали большой урожай. Даже просто одиночная хозяйка могла пригласить к себе сельчан, помочь ей в работе. Такие «сборища» помимо основной функции играли еще и сводническую роль. Там юноши и девушки могли присмотреться друг к другу, поближе познакомиться, пообщаться. «Требования сведения общения с противоположным полом к минимуму и подчеркнутой отчужденности во взаимоотношениях полов здесь уже заметно ослаблялись. Парни проявляли свои симпатии в открытую, а девушки, хоть и в завуалированной форме, отвечали на их знаки внимания»

Еще одним местом смотрин был родник или любой другой источник. Если молодой человек перегородил тебе ногой тропинку, ведущую на родник, значит, он хочет с тобой познакомиться. Если ты готова к его ухаживаниям, переступи через ногу. Если не готова, обойди препятствие, и он все поймет.

«Молодежь чаще всего догадывалась, с кем из девушек желал бы поговорить юноша. Юноше, пришедшему на встречу со своей возлюбленной, девушки создавали возможность для общения. Набирая воду, они одна за другой отходили от родника, последней оставляя набирать воду ту, с которой юноша ждал встречи. Чтобы найти повод поговорить с девушкой, юноша мог остановить ее и попросить напиться. Для тех, кто глубоко скрывал свои чувства друг к другу, достаточно было во время такой встречи обменяться взглядами, которые были выразительнее всяких слов. … У тех же чамалалов парень, которому нравилась девушка, поджидал ее выхода в поле на работу и следовал один или с друзьями за ней. Увидев идущего позади парня и понимая его намерения, девушка либо продолжала путь, либо сворачивала с дороги в другую сторону; в первом случае парень понимал, что девушка не против встреч с ним в поле, во втором – напротив, что не желает этого».