По типу застройки чамалальские аулы бывают горные и горно-долинные, то есть, преимущественно с вертикальным ступенчатым расположением домов, либо с горизонтальным, на пологих окраинах поселений. И в тех и других поселениях люди живут довольно скученно: «В этих поселениях наблюдается почти стопроцентная занятость площади».
Типовым было одноэтажное, однокомнатное каменное или глиняное жилище, которое объединяло весь бытовой функционал от кухни до спальни. Однако по мере увеличения семей, к домам пристраивали верхний этаж или даже два. В таком доме на первом этаже размещали животных, делали хлев, а на последнем – сарай.
«Внутри чамалальского общества происходило имущественное расслоение. Были состоятельные горцы - свободные уздени, в частной собственности которых имелись основные массивы пахотных земель, сенокосов, большая часть садов, поголовье скота. Были и лично свободные горцы, но с маленькими участками пахотных земель, им своего хлеба не хватало, и они работали на состоятельных горцев. Земельные угодья, движимость и недвижимость находились также в вакуфном владении. В обществе были и бесправные неимущие горцы, бывшие рабы (нисуди, хъазахъ), которые служили у состоятельных крестьян».
Тут надо пояснить, что такое «вакуфное владение». Эта форма феодальной земельной собственности, свойственная только Дагестану. Она появилась с распространением ислама и строительством мечетей, медресе и прочих религиозных учреждений. К вакуфам (вакфам) относились сами земли, каналы, арыки, мельницы, мастерские, лавки, караван-сараи и прочее. Эту недвижимость и движимость религиозным учреждениям могли завещать любые люди, от правителя до простого смертного. Помимо религиозных учреждений такая собственность могла быть завещана и благотворительным «организациям»: госпиталям, странноприимным домам, приютам – для стариков, вдов и сирот и т.д.
Сельский сход, который упоминался раньше, был высшим органом власти. Право голоса на сходе имели все мужчины, достигшие 16-летнего возраста.
Судопроизводство было уделом духовных лиц. «Главной задачей суда было примирение тяжущихся сторон, поэтому он назывался третейским, маслагатным. Вопросы семейно-бытового характера решали на базе шариата, а все остальные – адата».
Не подлежащим суду был обычай кровной мести. Кровная месть настигала преступника при преднамеренном убийстве, вредительстве, нанесении оскорбления и распространялась на всех мужчин в возрасте от 16 до 60 лет.
«Важным звеном в сфере общественных отношений было гостеприимство. Каждый горец рад гостю в любое время года и суток, откуда бы он ни явился. Существовал свод нравственных и этикетных норм по приему и проводам гостей, призванный удовлетворить потребности пришедшего, помочь ему решить задачу, ради которой он прибыл в данный населенный пункт».
Обычай взаимопомощи был не менее важным. Помощь приходила при всех трудоемких работах: если кто-то строил дом, если справляли свадьбу, если убирали большой урожай. Даже просто одиночная хозяйка могла пригласить к себе сельчан, помочь ей в работе. Такие «сборища» помимо основной функции играли еще и сводническую роль. Там юноши и девушки могли присмотреться друг к другу, поближе познакомиться, пообщаться. «Требования сведения общения с противоположным полом к минимуму и подчеркнутой отчужденности во взаимоотношениях полов здесь уже заметно ослаблялись. Парни проявляли свои симпатии в открытую, а девушки, хоть и в завуалированной форме, отвечали на их знаки внимания»
Еще одним местом смотрин был родник или любой другой источник. Если молодой человек перегородил тебе ногой тропинку, ведущую на родник, значит, он хочет с тобой познакомиться. Если ты готова к его ухаживаниям, переступи через ногу. Если не готова, обойди препятствие, и он все поймет.
«Молодежь чаще всего догадывалась, с кем из девушек желал бы поговорить юноша. Юноше, пришедшему на встречу со своей возлюбленной, девушки создавали возможность для общения. Набирая воду, они одна за другой отходили от родника, последней оставляя набирать воду ту, с которой юноша ждал встречи. Чтобы найти повод поговорить с девушкой, юноша мог остановить ее и попросить напиться. Для тех, кто глубоко скрывал свои чувства друг к другу, достаточно было во время такой встречи обменяться взглядами, которые были выразительнее всяких слов. … У тех же чамалалов парень, которому нравилась девушка, поджидал ее выхода в поле на работу и следовал один или с друзьями за ней. Увидев идущего позади парня и понимая его намерения, девушка либо продолжала путь, либо сворачивала с дороги в другую сторону; в первом случае парень понимал, что девушка не против встреч с ним в поле, во втором – напротив, что не желает этого».