// Многонациональная Россия

Эскимосы

Эскимосы
Численность народа: 1738

Здесь никто не говорил о себе: «Я родился в 1930 или в 1942 году»  Здесь говорили: «Я родился в год Большого наводнения» или «в год, когда было много комаров».

Эти люди всегда были связаны с окружающим миром незримыми, но крепкими нитями. Они – «жующие сырое мясо» - эскимосы.

Мы точно не знаем, какая цивилизация жила по берегам Берингова моря в первом тысячелетии до нашей эры, но антропологи утверждают, что именно она стала прародительницей нынешних эскимосов. Были времена, когда праэтнос занимал территорию от Гренландии до Чукотки. Эскимосы и сейчас рассеяны по всему северу, живут в Канаде, Дании, США , Гренландии, России. Больше всего их на Аляске.  В России - около 2 тысяч человек, живут в Чукотском автономном округе.

Если спросить, какая первая  ассоциация возникает у нас  со словом «эскимос», то многие ответят «иглу». Эти снежные хижины были до 4-х метров в диметре и 2 метра в высоту. Могли быть с окошками, затянутыми тюленьими кишками, а могли освещаться прямо через стены. Российские эскимосы за сооружением иглу замечены не были. Большей частью жили в полуземлянках. Пол был ниже уровня земли. Его выстилали китовыми костями.

На мысе Дежнева сохранился эскимосский поселок 14 века. Долгое время считался самой восточной населенной точкой Евразии. Сейчас Наукан (вошёл в российский предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО) заброшен, но в середине 20 века там еще проживало более 400 человек из 13 родов. Там можно увидеть каменные стены более поздних жилищ – яранг – и китовые кости. На них зимой эскимосы подвешивали байдары из моржовой кожи, чтобы они не достались собакам.

Киты – это один из трех китов (такой вот плеоназм) на которых держится мир эскимосов. Останки китов были обнаружены на стоянках аляскинских эскимосов возрастом 3500 лет. В ките, как утверждают морские зверобои, «съедобно все — кишки, язык, сердце, мозг и, конечно же, мясо, которое на вкус — нежнейшая телятина… с привкусом креветок». Традиционное «китовое» блюдо – мактак – замороженная шкура с салом, подается сырым. Как утверждают специалисты, в китовом эпидермисе чуть меньше 40 мг аскорбиновой кислоты на 100 граммов продукта. А как утверждают просто любопытные, кожа кита на вкус напоминает лесные орехи.

Гренландский кит может кормить большую семью или род в течение всего года. В связи с катастрофическим уменьшением поголовья китов сейчас на них разрешена только аборигенная охота американским эскимосам и российским береговым чукчам и эскимосам. Запрещено любое промышленное использование добытых туш и применение современных технических средств, которые не оставляют киту ни малейшего шанса спастись от зверобоев. Российская квота составляет 135 серых китов в год.

Второй "кит" - тюлени и моржи.

«1. Кивиак — праздничное блюдо: в шкуру тюленя помещают около 400 чистиков, выпускают из шкуры воздух, запечатывают её салом и помещают в землю под пресс (камень) на 3—18 месяцев. Ферментированную птицу достают, снимают перья (иногда с кожей) и употребляют мясо в пищу.

2. Игунак — моржовая туша, оставленная в болоте или земле для ферментирования и частичного разложения. Как и кивиак, из-за содержания трупного яда смертельно опасно для людей, в чьих культурах подобные блюда отсутствуют.

Мясо моржей и тюленей долгое время составляло большую часть меню. На некоторые виды этих животных охотились круглый год. На льду расставляли специальные ловушки с оповещением. Когда животное показывалось из воды, его забивали гарпунами. Перед смертью животному давали попить воды, чтобы задобрить водного духа, хозяйку морских зверей Седну. На моржей охотились группами, так как это очень большие животные. Байдары для такой охоты могли вместить 25 человек и до 4 тонн веса. Помимо экстремальных деликатесов,  из мяса и жира животных делали простые блюда, вернее не делали, а просто резали на куски и ели сразу, преимущественно сырыми. Ели все, вместе с мозгами и внутренностями. Очень полезным считалось запивать еду кровью.
 

Были и свои десерты:

Акутак - «эскимосское мороженое», — взбитый жир с ягодами и сахаром. Разные варианты этого блюда могут состоять из ягод, мяса, листья, корней, смешанных с жиром. Из ягод обычно чаще всего присутствуют клюква, водяника, малина, морошка.

Третий "кит" на выбор.

Олени, которые обеспечивали человека буквально всем. Из шкур строились  жилища, шилась одежда, обувь, одеяла. Высушенные сухожилия были нитками для шитья и рыболовных снастей. Рога оказались отличным материалом для изготовления ножей, наконечников копий, украшений, ложек и игл. Панты, неокостеневшие рога, превратились в лекарство от всех болезней. А оленьи упряжки стали незаменимым средством передвижения по просторам Арктики, так же как и собачьи.

Охота на сухопутного зверя на мясо и пушнину. Охотники умели делать специальные защитные костюмы для охоты на диких зверей. Тонкие пластинки из моржовых бивней они соединяли друг с другом кожаными шнурками. Броня распределялась на теле таким образом, чтобы защищать жизненно важные органы. Она была легкой и не стесняла движений.

Рыбалка для пополнения рациона.

Образ жизни эскимосов предполагал тесное сотрудничество. Они вместе охотились, пользовались общими «орудиями производства». Если люди давно не ели, то к столу приглашалось все поселение. Понятия «обед» или «ужин» не существовало, ели тогда, когда были голодны. Женщины и дети ели после мужчин, так как охотникам требуется много сил, чтобы заниматься промыслом. Каждый поселенец брал себе определенную небольшую часть добычи. При этом, в первую очередь мясо и рыбу получали члены семьи удачливого охотника. Когда никому из охотников долго не везло, самые богатые семьи приглашали других пообедать с ними. Охотники не были жестко привязаны к своей общине, могли жить и охотиться вне ее. При этом община не очень охотно пускала посторонних на территорию своего поселения.

Все проблемы обсуждались внутри общества и сразу же решались без скандалов и ссор, которые попросту были запрещены. Более того,в языке эскимосов даже не было ругательных слов.

Эскимосы долго сохраняли традиционные представления о личном имени, связанные с верой в реинкарнацию и во взаимодействие мира живых с миром мертвых. Традиционно бабушки и мамы давали ребенку имя, увидев сон, в котором умерший родственник сообщает о своем желании «вернуться». В период перед рождением ребенка и после его появления на свет ближайшие родственники особенно внимательно относятся к снам, пытаются прочитать символику сновидений, чтобы не упустить знак и не ошибиться в имени. Ребенка могут назвать не только именем покойного родственника, но и в честь животного: «У дедушки моего был брат Кавра, который утонул с двумя передовыми собаками на охоте. Моя мама родилась и вернулась Каврой, я родилась и вернулась одной из собак, а дочка моя вернулась второй собакой — Кикмиик’ыхтак’ — „маленькая собака“».