// Многонациональная Россия

Ахвахцы

Ахвахцы
Численность народа: 5 280 

Ахвахцы - один из малочисленных народов Дагестана, исторически ассоциированный с аварцами. Соседние аварские субэтносы называют их садакьилиду или гIахъвалал. Прочие дагестанские народы считают их аварцами. Сами себя они называют «ашвадо», что означает «чабаны», «пастухи» (ишвада, ишули).

Основная часть ахвахцев проживает на юго-западе Дагестана, занимая восточные отроги Богосского хребта по правым притокам реки Андийское Койсу и по левым притокам реки Аварское Койсу. Часть ахвахцев в 1-ой половине 18 века расселилась в Закатальском районе Азербайджана и проживает там либо смешанно с местным населением, либо отдельно  Третья часть ахвахцев осела на Кумыкской плоскости, между реками Терек и Сулак или мигрировала в города Хасавюрт, Кизилюрт, Махачкала, Кизляр, Буйнакск и Каспийск. 

Численность ахвахцев в Российской Федерации составляет чуть более 5 280 человек. Фактически же число говорящих на ахвахском языке, с учетом всех его носителей - примерно 10 тысяч человек.

Утверждают, что ахвахские поселения были основаны грузинами, которые в 12-13 веках поселились в Ахвахском ущелье. «Свидетельством данного утверждения являются сохранившиеся до наших дней кладбища, погребения, которые не соответствуют ни доисламским, ни мусульманским захоронениям: на надмогильных камнях обозначены кресты, а это христианская атрибутика. Проведенные здесь раскопки также выявили в могилах железные и бронзовые орудия, посуду, украшения, культовые принадлежности, относящиеся к христианской вере, что говорит в пользу версии о грузинском происхождении ахвахских поселений».

Ахварцы ходили в Дидойский союз и в состав крупного княжества Серир. В 12-13 веках Дидо попадает в зависимость от Грузии, в конце 15 века союз стал распадаться. Распад союза приводит к выделению двух типов социальных отношений:

1. феодальные владения

2. территориальные сельские общины, значительное количество которых официально не подвластно феодальной системе.

Сельские общины объединились в союзы “вольных” общин, которые отстояли свою политическую независимость от мелких феодалов. Так в 15–16 веках возникает Ахвахское вольное общество - Цунта-Ахвах. Вольное общество Ахвах имело своих старейшин, своих духовных лиц, традиционное место сбора народного собрания, созывало ополчение со своим предводителем. Несмотря на то, что часть ахвахцев находилась в ленных отношениях с хунзахскими феодалами, адаты Хунзахского ханства не распространялись на ахвахцев. В джамаатах Ахваха собирались свои сельские сходы, у них были свои судьи, свои адаты. Чаще всего феодал мог о чем-то просить «вольное» общество, что-то ему предлагать, но не распоряжаться и приказывать, члены джамаатов Ахваха оставались лично свободными.

Горный массив Анчаро-меэр, разделявший ахвахцев на северных и южных, затруднял общение и совместные действия частей единого «вольного» общества. Северные и южные ахвахцы жили обособленно, самостоятельно решая экономические и оборонные задачи. Это привело к тому, что несколько джамаатов отделились вместе со своими пастбищами, сенокосами и образовали самостоятельный союз - Ратлу-Ахвах.

В 17 веке союз Ратлу-Ахвах, вошел в состав аварского общества Гидатль. Ратлу-Ахвах обрел покровительство и защиту гидатлинцев, получил право пользоваться пастбищами на массиве Ахвах-меэр. Ахвахцы же обязывались в случае военной необходимости выставлять по 30 вооруженных всадников из каждого джамаата, охранять границы владений «вольного» общества и платить Гидатлю овцами за использование пастбищ.

Сами «джамааты Ахваха представляли собой общества с отчетливо выраженной имущественной дифференциацией. Часть населения имела много скота, пахотные и сенокосные участки и даже участки. Другая часть прилагала большие усилия, чтобы обеспечить себе прожиточный минимум и выжить. Общинные традиции, тем не менее, все еще стойко держались и заметно влияли на внутреннюю жизнь общества. Община несла ответственность за поступки каждого своего члена, равно как и каждый член общества обязан был заботиться об общественных интересах».

В состав джамаатов изначально входило несколько (иногда много) тухумных поселений. Тухумы - родственные объединения сохраняются и по сей день. Правда, сейчас поселения организуются не столько по тухумному, сколько по сельско-общинному принципу. Поселения ахвахцев обычно крупные по числу дворов. «На новом месте жительства члены одного тухума и небольшие родственные тухумы селились по патрилокальному типу, образуя кварталы кровных родственников. Однако с конца XVIII — начала XIX века родственные связи начинают ослабевать, усиливаются соседские взаимоотношения».

Традиционным жильем ахвахцев является двухэтажный или реже трехэтажный каменный дом с плоской земляной крышей. Собственно жильем служили помещения на втором и третьем этажах. На первом этаже находились хлев, сеновал, сарай. В помещениях 2-го этажа протекала вся жизнь обитателей дома: их домашняя работа, досуг, приготовление пищи, приём гостей. Часть крыши 1-го этажа оставляли свободной от застройки, что позволяло использовать ее в качестве двора.

Выбор места для поселения ахвахцев всегда был очень важным. В первую очередь рельеф местности должен был способствовать обороне при нападении неприятеля. Во- вторых, в селе или вблизи него должен был быть источник питьевой воды. В-третьих, пахотные земли и пастбища должны были располагаться недалеко от села. Село располагали «лицом» на юг. Поселения были скученными, дома располагались ярусами, террасами.

«Крутизна склона горы не представляла препятствия для того, чтобы строить дом. Пригодные для пахоты, сельскохозяйственного использования участки обычно не застраивались жилыми домами. Для горца земля представляет ценность, которую следует беречь».

Типичное ахвахское село опирается на скалу, которая защищает от неприятеля. Отдельные дома могли так врасти в скалу, что выглядели ее продолжением. «Такая непосредственная близость не всегда была безопасной: бывали случаи обвала скального грунта, разрушения построек и гибели людей. Такая опасность в старой части сел существует и по сей день».

Каждое селение имело место общего сбора, а также места проведения досуга мужчин — годекан. Обычно годекан располагается ближе к мечети.

Исстари ахвахцы жили и работали по лунному календарю, в котором названия месяцев были тесно связаны с хозяйственной деятельностью и климатом. Примерно так выглядел традиционный ахвахский календарь:

Время быка, время вывода быка, время
 вспашки поля, время пахаря

22 марта - 21 апреля;  31 день

Время кукушки, время бабочки, время
потепления

22 апреля - 22 мая; 31 день

Время куропатки, время травы, время
цветов, время роста

23 мая - 21 июня; 31 день

Время коровы, время тепла

22 июня - 22 июля; 31 день

Время козы (козла), время овода, время

жары, время запахов

23 июля - 22 августа; 31 день

Время лошади (коня), время сенокоса,
время ветров, время мыши

23 августа - 22 сентября; 31 день

Время осла, время собаки, время забоя
скота

23 сентября - 22 октября; 30 дней

Время барана, время мельника, время
случки овец

23 октября - 21 ноября; 30 дней

Время лисы, время обмолота

22 ноября - 21 декабря; 30 дней

Время волка, время кабана,

время охотника

22 декабря - 20 января; 30 дней

Время блохи, время вороны

21 января -19 февраля; 30 дней
 

Время кошки (кота), время навоза

20 февраля - 21 марта; 30 дней