// Многонациональная Россия

Таты

Численность народа: 575

«Внешне таты мало чем отличаются от других народов Дагестана. У них миндалевидный разрез глаз, тонкие носы с горбинкой, говорят без акцента. Как большинство горцев, они во многом романтики. Среди них есть поэты и сказочники, ученые и композиторы, они трепетно относятся к своей родине»

«Ираноязычная группа под названием «таты» веками живет на территории Дагестана, разделяя их исторические судьбы, восприняв большинство признаков его духовной и материальной культуры и традиций. При советском строе таты получили право считаться одной из народностей Дагестана, что нашло свое законодательное закрепление в новой Конституции ДАССР (1997 г.)»

Таты – древний этнос, некомпактно живущий на Кавказе небольшими этническими группами, говорившими на татском, языке, относящемся к иранской группе языков. Эти группы имеют различные религиозные традиции: ислам, армяно-григорианство и иудаизм. Большая часть мусульманской татской группы живет сейчас на территории Азербайджана, но считается, что именно она дала название всему сообществу, так как «термин «тат» универсален на всем тюркоязычном пространстве и обозначает земледельца, исповедующего ислам, но говорящего на фарси».

Основное количество татов сейчас проживает в городах в Дагестане, главным образом – в Дербенте, Махачкале, Буйнакске, Хасавюрте, Каспийске, Кизляре. Но со средних веков до начала 19 века почти все татское население Дагестана жило в аулах и селениях, занималось главным образом земледелием, садоводством, виноградарством, виноделием и торговлей

История происхождения татов – иудеев, мусульман и григорианцев, по мнению специалистов, была разной.

Армяно-татов всегда было относительно немного. Появились они в регионе, скорее всего, в 7–8 веках, в процессе активизации торговли между персами и хазарами. «Это были в первую очередь переселенцы из персидских городов, где религиозные общины армяно-григориацев существовали давным-давно и процветали благодаря успешным занятиям торговлей». После того как торговый путь пришел в упадок, контроль над ним перехватила другая религиозная группа и григорианская община стала терять свое влияние. После русско-персидской войны 1796 года армяно-григорианцы ушли в пределы Российской империи и основали такие существующие и сегодня населенные пункты Кизляр, Сурб Хач (Буденновск) и Эдиссию. Руины последней находятся в Ставропольском крае на самой границе с Чечней.

«Это в настоящее время единственный населенный пункт, который сохранил свое этническое своеобразие в том регионе, хотя татским языком уже никто из местных жителей давно не пользуется».

К концу 19 века на малой родине осталось всего три армяно-татских поселения, одно из которых, Хачмас, было полностью разорено и потеряло свой этнический облик еще в 1918 году, а Кильвар и Матраса - после развала СССР.

Предки татов-иудеев, по утверждению историков, были переселены на Кавказ, в частности в Дагестан, в IV – VI веках иранскими шахами из могучей военной династии Сасанидов для защиты сооружений Дербента. Уточненная версия звучит так: «таты появились в этом уголке Прикаспия в III веке, переселившись из Персии. Шах Шахпур II, в III веке захватив территорию нынешней Нахичевани, обнаружил там мощную иудейскую общину, а затем переселил в окрестности Дербента 16 тыс. иудейских семей. Вполне возможно, что нахичеванские иудеи были прямыми потомками тех «колен Израилевых», которых за несколько сотен лет до Шахпура увели с собой завоевавшие Палестину ассирийцы».

В связи с татами-иудеями есть еще один бесконечно дискутируемый вопрос: горские евреи и таты-иудеи один и тот же народ?

Ученые считают, что «по диалекту и антропологическим признакам горские евреи и таты практически не имеют ничего общего. … это абсолютно два разных народа, имеющих разные религию, самосознание, быт и культуру. Горские евреи стали сами называть себя татами, на что наглядно указывает перепись населения в 30-х годах. В дальнейшем это породило путаницу. В советской литературе татов и горских евреев не различали, причем такое положение касалось даже исследовательских трудов».

Долгое время основным занятием татов была торговля. К тому моменту, когда этот источник благополучия закрылся, иудеи уже прижились на плодородных землях и обратили в иудаизм многих аборигенов – как татов, так и лезгин. Тем не менее, «до присоединения к Российской империи таты-иудаисты были в мусульманском окружении дискриминируемой группой и именно поэтому в целом поддержали Российскую армию в ее долгой войне за Кавказ». После войны таты-иудеи получили разрешение не платить подати и свободно расселяться по всему Северному Кавказу. С тех пор создали большие этнические сообщества не только в самом Дербенте, но и в Петровск-порте (Махачкале), Грозном и Нальчике.

Уклад жизни татов-иудеев до революции был полупатриархальным, с родовыми семейно-брачными отношениями и полунатуральным хозяйством. Браки заключались в основном между двоюродными, троюродными братьями и сестрами. Старший по возрасту мужчина в роду решал все спорные и выступал от имени рода при решении межродовых вопросов. Религия в течение долгих веков представляла собой сочетание иудаизма с языческими верованиями.

Например, больного исцеляли, заклиная духов и изгоняя их из тела с помощью огня – «терсбина». На железе разжигали небольшой костер и крутили его над головой больного со словами: «Испугался ли ты леса, испугался ли ты воды, испугался ли ты тени, испугался ли ты змеи, шакала, волка, медведя, джинна, шайтана, Нумнегира (одно из татских божеств), пусть все твои хвори, болезни, будут извлечены из твоего тела этим огнем и улетучатся, как дым…». Обряды с огнем, кострами, прыжками через них, песнопениями, заклинаниями-молитвами использовались вообще часто, для изгнания злых духов, защиты от порчи и сглаза.

А еще считалось, что душа убитого будет вечно скитаться по миру, не находя себе покоя, пока кто-нибудь из его близких родственников не убьет убийцу. Поэтому обычай кровной мести был непреложным законом - не только делом чести родственников, но и их священным долгом. «В основе морально-этического поведения татов, как и других горцев, лежали адаты (исламские неписаные законы): беспрекословное подчинение слову старших, оказание при необходимости помощи селянину, не говоря уже о ближних, строгое соблюдение правил гостеприимства, многоженство».