Численность народа: 20 000
«Лишь кое-где ещё
Зеленеет этнос- Трава.
Пробивающая асфальт»
«Издревле земли по берегам Финского залива, Невы, Ладоги заселяли финно-угорские племена – ижора, водь, весь (вепсы), корела. Они первыми стали отвоевывать эти места у дикой природы, распахивая землю и очищая ее от огромных валунов, принесенных ледником. Их основными занятиями стали земледелие, охота, скотоводство, рыбная ловля. Не позже чем в VI веке сюда пришли славяне – кривичи и ильменские словене. Коренное население встретило пришельцев доброжелательно, – земля эта была велика и пустынна, места на ней хватало всем».
Считается, что первые следы обитания здесь человека относятся к 8-7 тысячелетиям до нашей эры. Идентифицируемые племена появились здесь в 1 тысячелетии до нашей эры. Это были прибалтийско-финские племена. Относительно ильменских словен исследователи расходятся во мнениях. Некоторые считают, что пришли они сюда не в 6, а в 8 веке.
Мирное сосуществование на этих землях закончилось в 12 веке, когда они стали предметом территориальных интересов Великого Новгорода и Швеции. К этому же веку относятся и первые упоминания о стране Ингрия и ее жителях «в письменных источниках конца XII века, в буллах римского папы Александра III. В 1221 году земля под названием «Ингардия» упоминается Генрихом Латвийским в «Хронике Ливонии».
Колонизация новгородцами бассейна реки Невы и Приладожья происходила постепенно, но в 12 веке Водская (территория племен води) и Ижорская (территория племен ижор) земли уже входили в состав Новгородской республики в качестве автономных единиц. Владения Великого Новгорода в те времена были огромными, простираясь до Белого моря и северного Зауралья. Итогом почти 100-летнего противостояния новгородцев и шведов стал договор, по которому Новгороду отходили также земли корел и веси. Коренные племена приняли православие.
Однако воинственные шведы не долго довольствовались миром. Вооруженные столкновения продолжались вплоть до начала 17 века. Ингрия переходила из рук в руки. Очередной договор - Столбовский мир - на целых 100 лет запустил шведов в западную часть нынешней Ленинградской области и на Карельский перешеек. «Православные коренные племена, спасаясь от притеснений шведов, бежали в Россию». Это было непросто, потому что шведские законы не допускали свободного массового переселения. Право переселения из Швеции имели только монахи, дворяне и ремесленники, но не крестьяне. «Согласно условиям договора дворянам, детям боярским, посадским людям и черному духовенству было разрешено в двух недельный срок после объявления мира перейти в Россию. Прочие жители, в том числе и белое духовенство, которое было обязано окормлять оставшихся православных, должны были оставаться в пределах мест расселения. Договор указывал, что «русским уездным попам и пашенным людям… оттоле не выходить, и со своими женами и с детьми, и с домочадцами остатись тут, и жить под Свейской короной…»
На опустевшие земли пришли савакоты и эурямёйсеты - финноговорящие крестьяне-лютеране из восточной Финляндии и западных областей Карельского перешейка. Коренным жителям разрешалось заниматься торговлей только при условии перехода в лютеранство, и среди православных ижор и вожан велась активная лютеранская пропаганда. В 1611 году в Ингерманландии был основан первый лютеранский приход.
«Со времени формирования общины и лютеранской церкви берёт своё начало идентификация ингерманландских крестьян». К финнам-лютеранам, называемым ингерманландцами, постепенно «присоединили» и принявших лютеранство финно-язычных ижор и вожан. К концу XVII века они составляли уже три четверти всего населения.
В 1280 году великим князем Дмитрием Александровичем заложена первая каменная крепость Копорье. В западной Ингрии была основана крепость Ям, позднее называвшаяся Ямбургом и Кингисеппом. В конце 15 века по приказу великого князя Ивана III была построена крепость Ивангород.
Ингерманландия, Ингрия, а на финском Инкери — территория между Финским заливом и Ладожским озером по обоим берегам Невы. В переводе с финно-угорских языков «инкери» означает «прекрасная земля». Инкери йоки называли они реку Ижора. «Инкери» – так стали называть и самих финнов, переселившихся на эту землю после Столбовского мира и сохранивших лютеранскую веру.
А может, все было не так и «прекрасная земля» тут ни при чем, и все дело в прекрасной Ингигерд, дочери шведского короля Олафа, которая вышла замуж за Ярослава Мудрого. Подарком к свадьбе стали крепость Ладога и Ладожская волость – удел, который назвали ее именем. «Святой покровительницей княгини и, позднее, всей Ингерманландии, стала великомученица Ирина, в день памяти которой, 4 октября, празднуется и День Ингрии».
Когда Петр I отобрал эту территорию обратно, именно на ингерманландских землях он заложил Санкт-Петербург в 1703 году, а финны-переселенцы обрели российское гражданство.
Право на евангелическо-лютеранское вероисповедание за ними сохранилось. В том же году ближайший сподвижник Петра I Меншиков стал губернатором Ингерманландии; он же был единственным, кто с 1707 года носил титул герцога Ижорского. «На территории Ингерманландии образовались сотни деревень с финскими названиями, многие из которых сохранились и по сей день. К концу XVIII века в Ингерманландии начала складываться система школьного обучения на финском языке».
Ко времени революции в Санкт-Петербурге и его окрестностях насчитывалось более 30 ингерманландских общины, 300 начальных школ, до 800 финских деревень. Революционные настроения не обошли ингерманландцев стороной и в середине 1919 года северная часть Ингерманландии провозгласила собственную республику Северная Ингрия со столицей в деревне Кирьясало. Республика просуществовала полтора года, а в декабре 1920 года по условиям Тартуского договора между РСФСР и Эстонией часть западной Ингрии, так называемая Эстонская Ингерманландия, включая Ивангород, была включена в состав Эстонской республики.
К концу 20-х годов картина была следующая: 125 тысяч ингерманландцев проживало в Ленинградской области, около 20 тысяч жили в самом Ленинграде и примерно столько же – на остальной территории СССР. А к концу 30-х большинство ингерманландцев было «подвергнуто высылке и репрессиям по этническому и социальному признаку. C 1928 по 1936 годы около 70 тысяч ингерманландских финнов были выселены в Среднюю Азию, Сибирь, на Кольский полуостров, в Вологодскую область. Резко сократилась их численность во время «зимней» войны 1939-1940 годов и в Великую Отечественную войну. В 1943 году, в результате соглашения между Германией и Финляндией, ингерманландцы, включая ижору и водь, были выселены в Финляндию». В 1944 году Финляндия прекратила военные действия против СССР и обязалась вернуть военнопленных и интернированное население. Ингерманландцам, как и остальным, было обещано возвращение в родные места, но « 81 эшелон проехал мимо Ленинградской области. Указ Сталина запрещал ингерманландцам вернуться в родные деревни». Возвратившихся расселили в пяти регионах России с ограничением прав и свобод.
Официально реабилитированы российские финны были в 1993 году. Но местным властям предстояло «мероприятия по расселению и обустройству российских финнов, возвратившихся в места традиционного проживания,… проводить без ущемления прав и законных интересов граждан, проживающих на соответствующих территориях». Это уточнение делало возвращение ингерманландцев на родную землю практически невозможным.
В настоящее время во всем мире насчитывается около 80 тысяч ингерманландских финнов, чуть больше 20 тысяч из них живут в России, разбросанные по всей стране:
В гораздо меньшем количестве они живут в Тюменской, Новосибирской и Омской областях, Югре, Красноярском крае, Якутии, Новгородской и Мурманской областях и пр.