По преданиям этноним хайдаки (кайтаги) переводится как «гнать (скот)», «погонять (скот)». Однажды башлинцы оставили своего односельчанина караулить ночью скот от воров. Воры ночью пришли и угнали башлинский скот. «На следующий день оставленный караулить скот на вопрос односельчан: «Кто же это были?» ответил: «Я не знаю, кто они такие были и откуда пришли, но они говорили друг другу «гьай дакъа». От этих слов, означающих «гони (скот)», согласно преданию, и произошло «Гьайдакъ» (Хайдакъ) и название этнической группы хайдакъи». Их так называют не только соседи, в частности башлинцы, но и другие народы.
Согласно еще одному преданию жил в пещере один очень богатый барановод. Он был настолько богат, что человеческий глаз не мог охватить всю его отару. Но был он очень жаден, жил один, питался хлебом и водой, сторонился людей. Однажды заглянул к нему путник и попросил разрешения остаться до утра. Путник был, конечно, не простым смертным, а ангелом - малайиком, спустившимся на землю, чтобы узнать правду о скотоводе. «Какой-то внутренний голос подсказал барановоду, что этот человек не совсем обыкновенный. Он принял его, усадил, а сам вышел из пещеры, чтобы приготовить гостю угощение. Хотя у него и была многотысячная отара, для гостя он зарезал кошку и из ее мяса приготовил еду. Гость отказался от еды, сославшись на то, что он не голоден, устал и хотел бы поспать. Малайик понял, что этот скотовод не только жаден, но еще и безбожник и, прежде чем лечь спать, подумал про себя: «Пусть он и его многотысячная отара обратятся в камни». Когда гость утром встал и вышел из пещеры, то увидел, что хозяин и его бараны окаменели». Пещера Дам уй до сих пор существует на своем прежнем месте и подходы к ней усыпаны камнями.
Легенд и преданий у кайтагцев бесчисленное множество. Некоторые из них свидетельствуют о их принадлежности еще к зороастризму. Немудрено. Ведь считается, что Кайтаг (Хайдак) возник в середине 5 века нашей эры, после включения Кавказской Албании в состав Ирана в качестве отдельного наместничества. Кайтаг является одним из наиболее древних государственных образований Дагестана, возникшим наряду с Дербентским владением, «царством гуннов» и пр. У арабских историков, географов и путешественников Кайтаг упоминется как страна под названиями: Хайда, Джанда, Хайзан, Хайзадж. Наиболее ранние сведения о кайтагцах встречаются в арабских источниках с 9 века. (А осенью 2022 года кайтагцы праздновали 1500-летие Кайтагского уцмийства).
На сегодняшний день кайтагцы считаются этнической группой даргинцев, иногда рассматриваются как самостоятельный народ.
Кайтаг располагался непосредственно вблизи Дербента: «Дербени от уцмиевы земли близко, всего в 15 верстах». Вся эта территория, начиная от Дербента, охватывая равнинную, предгорную и горную части, составляла феодальное владение, известное под названием Кайтагское уцмийство. К 19 веку «Кайтагское уцмийство занимало южную и юго-восточную части территории Среднего Дагестана - пространство около 3000 верст». На территории Кайтага жили собственно кайтаги, остатки кочевых народов, в том числе савиры, гунны, тюрки, хазары и татары, евреи, а с присоединением некоторых горных даргинских союзов и даргинцы. Кайтаг - это Нагорный или Верхний Кайтаг - Шибях! Хайдахъ и Нижний Кайтаг - УбяхI Хайдахъ, т. е. равнинная и предгорная части.
Кайтагские правители - уцмии постепенно взяли под контроль предгорья к северу от Кайтага, населённые даргинцами и часть приморской зоны, населённую кумыками. Это позволяло им «эксплуатировать» торговый путь между Дербентом, Закавказьем и северокавказскими городами, итальянскими колониями Причерноморья и Сараем - столицей Золотой Орды. Уцмий жил в городе-крепости Кала-корейш, расположенном на неприступной горе. По преданиям, основали город люди, приплывшие сюда во времена Всемирного потопа, а где-то в горах вмуровано в отвесную скалу железное кольцо, к которому и швартовались корабли. Сегодня на месте столицы остались только кладбище с могилами уцмиев 12 -19 веков и мечеть 11 века. На надгробиях, похожих на саркофаги, вырезано мировое древо, деревянные ворота мечети покрыты кружевной вязью, надмогильные плиты украшены стихами и философскими изречениями: «Разве не подобен этот мир и все, что в нем, тени, что уходит с закатом солнца?»
Кайтаг пережил и первые походы монголов через Дагестан, когда «... татары по местам неприступным перешли Кавказские горы, заваливая пропасти деревом, камнями, бросая туда свой багаж, даже лошадей и военные снаряды». Прошли через внутриполитический кризис, который охватил это горное княжество в конце 13 - начале 14 веков. Важной вехой в истории Кайтагского уцмийства стала феодальная война, разразившаяся между крупнейшими владениями Дагестана в начале 14 века, в результате которой ослабли соседние владения. Кайтаг же «получил возможность укрепить свое положение и занять лидирующее место в системе политических структур Дагестана на протяжении всего XIV в.»
Жили кайтагцы обычно в скученных поселениях «с ярко выраженной вертикальной зональностью».
Дома строили чаще всего каменные с верандой на солнечной стороне. В Верхнем районе встречались боевые и сторожевые башни, стены с воротами вокруг села. Каждое селение представляло собой сельскую общину, в которой сохранялось деление на ряд больших и малых родственных групп — тухумов.
Традиционные занятия кайтагцев в зависимости от места проживания — земледелие, садоводство, виноградарство и скотоводство. Выращивали кукурузу, которую сеяли вместе с фасолью, ячмень, коноплю, лён, пшеницу, просо, овёс, морковь, картофель, рожь. Ситуация изменилась к 19 веку, когда здесь начали выращивать шелковичные деревья: «Кайтагский округ изобилует водами и здесь благоприятны условия для занятия различными отраслями сельского хозяйства и … его жители «даже разводят шелк, а главное произведение их занятий - хлопчатая бумага». Но шелком и хлопчатой бумагой дело не ограничилось. «… жители, живущие на плоскости, имеют «изрядный прибыток» не только от хлебопашества, хлопчатой бумаги и шелководства, но и от марены, «которой так необыкновенно много растет, что никогда не воскапывают, а когда осенью под пшеницу и весною под просо и прочее пашут землю, выворачивают плугом». Дело дошло до того, что здесь перестало хватать своего хлеба, так как пахотные площади сильно сократились из-за мареновых плантаций, которые приносили их владельцам в 5-6 раз больше дохода, чем посевы зерновых культур.
В 1813 по Гюлистанскому мирному договору кайтагцы вошли в состав России. В 60-е годы 19 века был образован Kайтаго-Табасаранский округ Дагестанской области. С 1921 кайтагцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 в Республике Дагестан.