// Многонациональная Россия

Бжедуги

Бжедуги
Численность народа: Не установлено

И хотя речь сегодня пойдет конкретно о бжедугах, начнем мы с адыгов, одного из народов юга России. Всего по последней переписи адыгов насчитывается 124 835. Эти тысячи подразделяются на несколько субэтносов, различной численности:

  • Абадзехи;

  • Адамийцы;

  • Бесленевцы;

  • Бжедуги;

  • Гуайе;

  • Егерукаевцы;

  • Жанеевцы;

  • Кабардинцы;

  • Мамхеги;

  • Махошевцы;

  • Натухайцы;

  • Темиргоевцы;

  • Тубинцы;

  • Убыхи:

  • Хатухайцы;

  • Хетуки;

  • Чебсин;

  • Шапсуги

О шапсугах мы уже рассказывали. Бжедуги же с шапсугами когда-то были единым племенем, населявшим горные районы крайнего запада Кавказа. Наиболее распространенная версия гласит, что они занимали территорию между современными городами Туапсе и Сочи. Затем разделились, и бжедуги постепенно начали переселяться на степную равнину у низовий реки Кубань, соседствуя теперь с другими адыгскими племенами. Причинами миграции считаются  возникшая нехватка плодородных земель и стычки с агрессивными соседними народами. Еще одной причиной некоторые исследователи считают влияние крымских ханов, водивших дружбу с бжедугскими князями: «... несколько султанов, побочных родственников крымского хана, спасаясь от его гнева, бежали к бжедугам и просили их покровительства. Бжедугские князья приняли их как своих почетных «вечных» гостей, за безопасность которых отвечали своими головами... Поселившись среди бжедугов, султаны стали убеждать народ переселиться в другие более удобные места, справедливо рассчитывая, что где-нибудь да должны же кончиться горы и уступить место равнинам, удобным для земледелия. Может быть, под этим скрывалась и другая, задняя мысль - уйти как можно подальше от крымского хана. Во всяком случае, доводы их увенчались успехом». Передвинувшись к равнинам они, тем не менее, старались не выходить совсем за пределы гор, своих защитниц. Помимо практического значения у гор была еще некая мистическая нагрузка. Пророчество старцев гласило, что племя погибнет, если уйдет с территории гор.

Переселившись на равнину «одной ногой», бжедуги переняли некоторые элементы быта степных адыгских племен.  В том числе начали строить весьма скученные селения и обносить их укрепленными оградами для защиты от набегов ногайцев и крымских татар. Со временем у них сильно возросла социальная роль профессиональной военной знати. Изменился и основной предмет хозяйствования: степные пастбища, в отличие от горных, редко заносимые глубоким снегом, позволяли разводить большое количество крупного рогатого скота, который составлял главное богатство бжедугов.

По прошествии некоторого времени разделилось и само племя бжедугов.  Поделилось оно на равные части между четырьмя братьями - князьями: Черчаном, Хмишем, Бегорсеко и Бастеко.

Двое последних увели свои части племени: один на восток, другой на запад. Там основались отдельные колена, получившие названия Мехош и Вепсн.  Первые же два сохранили связь с племенем, но образовали свои уделы, которые  назвали Черчанай (удел Черчана) и Хмший (удел Хмиша). Уделы превратились в княжества. Княжества, по сути, были монархиями. Верховная власть принадлежала старшему по возрасту представителю правящей княжеской фамилии. Правда власть эта не была абсолютной, она в определенной степени ограничивалась народными собраниями и сильными дворянскими фамилиями. Более точное название такой монархии «сословно-представительная». Феодальные отношения и княжеское правление у бжедугов сохранялись довольно долго: «В этой связи авторы XIX в. отмечали, что по характеру своего общественно-политического строя адыгские субэтнические группы делились на два больших подразделения - «аристократическое» и «демократическое». К «аристократическому», кроме бжедугов, также относились бесленеевцы, темиргоевцы, хатукаевцы, махошевцы, егерухаевцы, адемиевцы, жанеевцы и кабардинцы. К «демократической» группе относились абадзехи, шапсуги и натухайцы. Различие между этими подразделениями адыгских субэтнических групп в политической сфере заключалось в том, что у «аристократических» субэтносов сохранялось княжеское управление, в то время как у абадзехов, шапсугов и натухайцев власть феодальной аристократии была свергнута в результате демократического переворота конца XVIII в.»

У бжедугских князей были крепостные крестьяне. Кроме того, они могли нанимать на работу вольных крестьян – тфоктлей. Сохранялось в княжестве и рабовладение. Уровень хозяйственного развития в 18 - 19 веках исследователи оценивают как высокий. В первую очередь занимались земледелием. Выращивали пшеницу, овес кукурузу, ячмень, рожь, просо. «Значение земледелия в жизни народа было так велико, что в пантеоне адыгских языческих культов одним из главных являлся бог хлебопашества – Тхагаледж». Бжедуги были умелыми земледельцами. Хватало самим и на продажу. На втором месте по значимости и доходности было скотоводство. Разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот и буйволов. Торговали скотом и зерном довольно бойко. Основными покупателями были черноморские казаки и османы. Помимо зерна и скота вывозили на рынки оружие, изделия кузнецов, ювелирные украшения и пр.

Отношения людей, нормы поведения регулировались, в том числе, и традиционными  институтами. Какое влияние имел институт гостеприимства, мы могли видеть на примере беглых крымских султанов, уговоривших племена на переселение. Институт алатычества до некоторой степени стирал грань между князьями и вассалами. Ребёнок, после своего рождения переходил на некоторое время для воспитания в семью приёмного родителя – алатыка, который мог быть представителем не только княжеской прослойки.  И так далее.

За исключением нюансов - особенностей социальных отношений и внутриполитической организации каждого сообщества - в целом обычаи, нравы, костюм, кухня, основной язык  у всех адыгейских племен были одинаковы. По словам исследователей: «… в конце XVIII - первой половине XIX в. имело место значительное единство адыгского этноса. Не было существенных этнических различий между бжедугами и другими адыгскими субэтническими группами»

Вместе с другими адыгами большая часть бжедугов  была выселена в Турцию после Кавказской войны «Согласно переписи 1883 г., на Северном Кавказе насчитывалось порядка 11 000 бжедугов, в последующие 12 лет 4 000 из них покинули Россию из-за несогласия с новым порядком».

Сегодня большая часть бжедугов проживает в Республике Адыгея в Теучежском и Тахтамукайском районах, а так же в Краснодаре. Точное количество представителей этого субэтноса неизвестно, но считается, что большинство адыгейской народности представляют бжедуги.