// Многонациональная Россия

Кеты

Кеты
Численность народа: 1088

Примерно 1100 человек, живущих на севере Красноярского края, зовутся кетами. У них есть свой язык. Он относится к группе так называемых енисейских языков, которых на данный момент осталось всего 2: язык кетов и язык югов. Языки относятся к вымирающим. По некоторым данным остался всего 1 человек, владеющий языком югов, а самих югов - 8. С кетским языком чуть лучше. Небольшая часть народа еще помнит его и использует в быту.

«Кеты» не является самоназванием народа. Да и названием его не считалось до 1920-х годов. До начала прошлого века окружающие называли их енисейцами, остяками, енисейскими остяками. Внутри общности кеты определяли себя не как народ, а по родовой принадлежности и территории проживания – подкаменотунгусские люди, например. Однако «кету» взято из их родного языка, так у кетов мужчина обращается к мужчине.

Кеты являются остатком большой группы народов. Еще в 17-18 веках к югу от кетов жили котты, или котовцы, аринцы и асаны близкие им по языку. Последних аринцев, еще не забывших свой старый язык, видели в 30 годах 18 века. 5 коттов, помнивших свой язык, встречали в 1840 году. Эти народы исчезли, ассимилировавшись с соседями. «Кеты, хотя и сохранились, но в последние десятилетия перед революцией сильно деградировали, терпя жестокий гнет, нужду и голод».

Антропологически кеты считаются принадлежащими к самостоятельному енисейскому типу, который в свою очередь «является разновидностью переходных европеоидно-монголоидных вариантов, характерных для большинства автохтонов Западной Сибири». Смешивались европеоиды с монглоидами  примерно в эпоху бронзы. Те, которые взаимоассимилировались между Обью и Енисеем, в южной оконечности этого междуречья, стали предками кетов.

По составу монголоидного компонента кеты ближе всего к ненцам, но в целом считается, что для них нетипично сходство к каким-то другим народом. Возможно в этом «виноваты» американские индейцы, чью гаплогруппу нашли у кетов в результате генетических исследований. Подтверждение американской версии находят в мифологии народа. «Таков, например, кетский миф о разорителе орлиных гнезд. Герой мифа, спасаясь от преследования, попадает, качаясь для этого в люльке, в верхний мир — на вершину «небесного дерева», где находится гнездо с птенцами орлицы». Орлица, чтобы избавиться от гостя, обещает ему рассказать, как добывать огонь, но гость должен для этого принести ей коготь. Наш герой отправляется в нижний мир, где и добывает «коготь» - шип мифологической кетской рыбы. Поменяв коготь на мешок с орудием для добычи огня, герой возвращается домой. «Соответствие этого мифа  однотипным мифам, исследованным К. Леви-Стросом, позволяет предположить, что кетский вариант этого мифа представляет собой осколок старого евразийского мифа, который лучше всего сохранился в американском мифе, относимом исследователями ко времени первоначального заселения Америки».

Разоритель орлиных гнезд жил на 6, последнем уровне мифологического мироустройства кетов. На первом уровне жило верховное божество Есь – высшее доброе начало. Небо называли Есевой кожей. «Есь — единственный бог, иногда идентифицируемый с христианским богом. Есь обладает некоторыми чертами громовержца,  поражает громом-молнией, северное сияние называется «огонь неба-Еся», а большая туча — «гора неба-Еся».

Когда-то у Еся была жена Хоседэм, но она изменила ему с месяцем и была изгнана на уровень ниже. Носительница зла, она насылает беды и порчу, непогоду, мор, болезни и смерть. Хоседэм поедает душу человека — ульвей. В соответствии с этим мифом, женщина традиционно считалась «нечистым» существом второго сорта.

Хоседэм - хозяйка севера. Ей противостоит Томэм - «мать жара». Ее связывают с югом, жарой, солнцем, огнем, громом, птицами, прилетающими с юга. Томэм находится на небе под солнцем, где людям слишком жарко, и сама она «горит как огонь».

На третьем уровне расположились герои эпоса Дох и Альбэ. Альбэ считается соучастником сотворения мира и первым человеком, Дох – первым шаманом. На этом же уровне жили-были три брата Бальнэ - «черемуховая палица», Белегэне и Торэте . Первый совершал воинские подвиги, второй был связан с природой и наделен чудодейственными способностями охотника. Однажды братья превратились в каменные хребты, защищавшие народ от вражеских набегов. « … персонажи третьего уровня положительны: они или создают «кетский» мир (космос) и вырабатывают модели поведения, или же борются с врагами, покушающимися на «кетскую» традицию».

На четвертом уровне живут природные и «бытовые» духи. Здесь обитает дух медведя, который по представлениям кетов, является чьим-либо умершим родственником.

На пятом уровне живут шаманы. То есть частично они живут на шестом, а частично на пятом. Нахождение на обоих уровнях обеспечивает успешность их деятельности посредников между людьми и миром духов, врачей, предсказателей, поэтов, сказочников.
 

Сказки кеты любили слушать по праздникам. В будни они охотились и ловили рыбу. Охота сначала была способом добыть себе пропитание и одежду, потом превратилась в промысел. Главный объект пушного промысла — белка, которая приносила 80-90 % стоимости всей добывавшейся пушнины. Пушнина выплачивалась кетами в качестве ясака в русскую казну и продавалась. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. На шкурки затем выменивали соль, чай и табак. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, мясо диких оленей и лосей.

Оленей одомашнивали, но исключительно для «транспортных» нужд. Стада как правило были небольшими. «Стадо до 100 голов были для кетов исключением, владельцами их являлись обычно большие семьи, состоявшие из нескольких брачных пар и их детей. В аргише семьи шло 5—8 упряжек, в каждой упряжке по 2 (редко по 3) оленя. Часто оленей не хватало для всей семьи, в таком случае на оленях переезжали мужчины-охотники, старики, а подростки и женщины перебирались с места на место с ручной нартой, используя в помощь собак». Для передвижения по воде использовались большие дощатые лодки-илимки. Лодки были с мачтой, парусом и с жилой частью. Лодка могла выдержать груз до четырех тонн.

Кстати, делать лодки мальчиков обучали с малолетства.

Жили кеты родо-племенным строем почти до 20 века. В состав Московского государства вошли в 1607 году.