// Многонациональная Россия

Удины

Удины
Численность народа: 4267

Вы не поверите!

«… интерес норвежцев к Азербайджану и азербайджанцев к норвежцам начался с трудов великого норвежского путешественника, этнографа и археолога-ученого Тура Хейердала. Он неоднократно посещал Азербайджан, где поверг всех сенсационными результатами своих  исследований, а именно научными интерпретациями наскальных рисунков  в Гобустане.  Изучив имеющиеся там наскальные рисунки, он пришел к выводу, что норвежцы и азербайджанцы имеют близкие и родственные связи и назвал Гобустан музеем под открытым небом. Сказанное подтверждается легендой о том, что первый скандинавский  король Один привел свой народ из земли, называемый Азер. Он также утверждал, что удины, аборигенный этнос в Азербайджане были прямые родственники скандинавов. … В истории Скандинавской мифологии, собирателем которой был исландский историк XIII в. Снорри Стурлусон, главной фигурой всех преданий и легенд является Один («Удин») – культовая личность, соединившая в себе признаки божества, царя-жреца и героя вождя, покровителя воинских почестей.  «Один» на самом деле – реальный исторический персонаж, впоследствии обожествленный своими потомками. Не местного происхождения, вождь племени пришел в Скандинавию из далекой страны, приведя с собой свой народ в весьма ограниченном составе».

Даже если допустить, что Один действительно был удин и увел часть племени, другая часть осталась в месте своего традиционного проживания – на территории Азербайджана. На данный момент удин насчитывается примерно 10 тысяч человек, из них в России живет немногим более 4 тысяч. Самая северная точка, до которой они добрались, это Санкт-Петербург, основная же масса проживает в Ростовской области. Но сюда они начали переселяться только в 19 веке. «Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Кубанской области проживало 18 человек, указавших в качестве родного языка удинский (9 мужчин и 9 женщин)».

А вообще, история удин насчитывает более 2,5 тысяч лет. Они были одним из 26 племен, образовавших государство Кавказская Албания. Сейчас удины считаются чуть ли не последним автохтонным племенем на своей земле.

Когда говорят о первых упоминаниях многих кавказских народов, традиционно ссылаются на Геродота, Страбона, позднее на Плиния Старшего. Так произошло и с удинами. Геродот первым упомянул племя в описании Марафонского сражения.

В целом удины вели оседлый образ жизни. Занимались земледелием, выращивали рис, табак, фрукты и овощи, культивировали орехи, разводили шелкопряда. Один хозяин мог одновременно заниматься и шелководством, и садоводством, и хлебопашеством, и огородничеством. Фрукты активно использовали в течение всего года, заготавливали с осени, для чего в домах особым образом обустраивался чердак, где фрукты сушились, а потом хранились. Там же на чердаке обычно хранилась и большая часть провизии. Часто чердаки были оборудованы  специальным камином.

С земледелием были связаны многие церемонии и традиционный календарь. «В удинской лексике до сего дня сохранились названия некоторых месяцев, бытовавшие в далеком прошлом и связанные с хозяйственной деятельностью: тулэ/туэн — виноградный, намоц/камоц — сырой, цилэ/шили — семенной, бокавон — палящий, йехнийа/ йехна — жатвенный…»

Растительность занимала большое место в кухне удин. До нашего времени дошло много блюд из тыквы, капусты, баклажан, помидоров. Употребляли дикорастущую зелень, особенно крапиву и щавель, из которых готовили суп, начинку для хинкала. Очень любили плов, делали его из риса, фасоли, изюма, хурмы, каштанов, грецких орехов. Ели рис и просто с кислым молоком. Лакомились жареными и варёными каштанами. Каштаны даже были предметом торговли, их удины продавали скупщикам из Баку и Тифлиса. Из грецких орехов приготовлялось ореховое масло.

Одно из самых старых типичных блюд – хариса: разваренная до кашицеобразного состояния пшеница, густо заправленная сливочным маслом и кусочками мяса или птицы. Из пшеничной муки пекли хлеб. Разнообразны были молочная кухня и рыбный стол.

Из фруктов делали множество напитков: настои из ягод, трав, водку из алычи, винограда, сливы, груши, яблок, кизила, тута. Употребляли вино и пунч – напиток из виноградной водки - джеджа, смешанной  с сахаром.

Традиционной для удин являлась большая семья, объединявшая несколько поколений, с совместным хозяйством. Семьи могли объединять до 30 - 40 человек. Жили «семейными» кварталам. В каждом таком квартале имелся глава, обычно самый старший в семье. Он руководил полевыми и садовыми работами, он - глава и повелитель дома, которому повинуются беспрекословно все члены семьи.

У удинов традиционно были приняты три формы родства: кровное (по отцу и по матери), свойственное (результат брака) и искусственное: побратимы, молочные родственники, крестные. «Искусственное родство возникало и в результате «купли-продажи» ребенка с целью его «сохранения». Оно практиковалось в том случае если дети в семье не выживали, тогда новорожденного «продавали», и «покупатель», уплачивая родителям деньги говорил: «этого ребенка вырастите на мое имя». Участники ритуала становились родственниками, их потомству запрещалось вступать в брак». Браки были предпочтительнее в своем окружении, но только не с родственниками. Запрет распространялся на родню до 7 колена. В брак вступали рано, юноши в 16 лет, девушки в 13 лет.

Женщины вели замкнутый образ жизни: лицо закрывали, ели отдельно от мужчин, с посторонними в разговор вступать не смели, без разрешения мужа жена не имела права выйти из дома. Лишь родив сына, невестка получала право обращаться к свекру и то шепотом. Невестка, родившая дочь, этого права не получала.

Христианство удины приняли очень давно, одними из первых - в 314 году царь Урнайр принял его в качестве государственной религии.  Как и в случае с рутульцами, христианизацию удин связывают с апостолом Фаддеем и его учеником – апостолом Елисеем, построившем в Кавказской Албании первую церковь. В отличие от рутульцев, удины сохранили христианскую веру до сего дня. Но, как и все остальные, не забыли прежних обычаев. «Например, в доме, в очаге, по-прежнему днем и ночью горел негасимый огонь, что говорит о пережитках огнепоклонства. Удины поклонялись Луне, бывшей у албан главным божеством. И сейчас удины-христиане нередко обращают свои молитвы к Луне. Не случайно удинское название этого светила - Хаш - связывается с символом и названием креста - в удинском языке до сих пор сохраняется термин «хашдесун» в значении «креститься». Среди других объектов поклонения были Солнце, огонь, священные камни, деревья, ручьи, родники».