Речь идет о народе сету. Как и у многих древних народов у них есть несколько названий и самоназваний. Сету называли еще сетукезы, полуверцы, сето, ну и псковской чудью. И, конечно же, интереснее всего, откуда взялась чудь?
Оказывается, чудью русские в древности называли ряд прибалтийских, финских племен. В названиях русские были лаконичны, к чуди относили племена водь, весь, сумь, емь, эсты и пр. Вероятно, имелось в виду, что люди эти говорили на чудном языке. Это одна из версий происхождения названия. Впервые чудь упоминается в старорусской берестяной грамоте, датированной концом 13 века: «у цюдина поло бѣ».
Вторая версия предполагает, что пошло оно от симпатичного мифологического персонажа, упоминаемого в некоторых финно-угорских языках. «Чудь белоглазая» - некий аналог эльфов и гномов в европейской мифологии.
Среди мифологических персонажей, есть еще синкретичный бог плодородия Пеко, немного похожий на снеговика. Родители Пеко – сету. Крестными у него были Богородица и Христос. Пеко ничего не делал самовольно, всегда советовался с крестными. А потом умер. И захоронили его в подземельях Печорского монастыря. Такое смешение религий мы можем видеть у всех народов, перешедших от политеизма к монотеизму. Так и Пеко из самостоятельного бога превратился в помощника Христа: ««Сам герой был похож на русских былинных богатырей типа Ильи Муромца, но в отличие от них не боролся ни с высшими силами, ни с царями, а каждый свой подвиг согласовывал с Христом, девой Марией или с апостолами. И творил добрые дела, обеспечивая достаток и благополучие в семье»
Христианскую веру сету приняли в XV-XVI веках, хотя до это спокойно жили язычниками между православной Русью и католической Ливонией. Крестить народ решил Иван Грозный.
Так кто же такие сету?
Один из справочников назвал их православными эстонцами. Но это не так. Сету – малочисленный, но самостоятельный народ, проживающий сейчас частично в Эстонии, частично в России. Эстония не признает сету отдельным народом. В России в 2010 году им присвоен статус малочисленного народа.
Считается, что в Эстонии их примерно 13 тысяч, в России 214 человек. Из последних подавляющее большинство живет в Псковской области и 4 человека в Сибири. Тут сами статистические источники говорят, что есть серьезные расхождения между де-юре и де-факто. При переписи населения многие сету записывались эстонцами или русскими. И не потому, что стесняются своего происхождения, а потому что так проще.
В Сибирь сету попали больше ста лет назад, отчаявшись от малоземелья на родине. Ведь в основном люди занимались земледелием и скотоводством. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, держали домашнюю птицу. Выращивали зерновые и лен. Их лен очень ценился в Европе. Из этого же льна шилась очень красивая национальная одежда с преобладанием черного, белого и красного цветов. Техника создания изысканного текстиля была сложная. Для праздничного костюма создавали много металлических украшений. Серебряные цепочки, монисты, а так же большой металлический круг с изображением яйца мира и солнца в центре - сыльг. Говорят, что у сибирских сету национальный костюм, язык, обычаи, нравы сохранились лучше, чем у остальных.
Во время сталинской депортации народов Прибалтики численность сибирских сету значительно возросла. Деревню Хайдак в Партизанском районе Красноярского края они считают своей второй родиной.
И псковская, и сибирская чудь традиционную культуру и самобытность хранят очень бережно. Своей письменности у сету не было, а вот сетоская песенная традиция leelo была внесена в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Песни вообще обязательная составляющая быта этого народа. У женщин сету своя песня есть на все случаи жизни. С песнями они готовят еду, кормят домашних животных, ходят за водой и работают в поле. Девушка на выданье должна была знать не менее ста песен, иначе будущий муж мог посчитать ее плохой хозяйкой.
Свадьбы, как и похороны, ярче всего представляют обрядовую часть культуры. Есть любопытное описание сетоской свадьбы:
«Самобытные свадьбы сету, с участием всей родни, длились три дня. В день венчания проводился ритуал расставания невесты с семьей и перехода в семью мужа. Смерть девичества была схожа с похоронной церемонией. Молодую сажали под образами и символически переносили в «потусторонний мир». К девушке подходили гости и родственники. Пили за здоровье и клали деньги на стоящее поблизости блюдо. Вскоре приезжала свита жениха во главе с дружкой. Дружка, с кнутом или посохом в руках, выводил из дома невесту, укрытую простыней. Свадебный кортеж отправлялся в церковь на санях или телегах. Невеста ехала вместе со своими родителями отдельно от жениха. После венчания молодожены возвращались уже вместе.
В большинстве случаев у сету было принято венчаться в пятницу, а играть свадьбу — в воскресенье. На «мирской свадьбе» гости дарили подарки новобрачной. Она, в свою очередь, одаривала родственников жениха, подтверждая вступление в новый род. Затем молодоженов провожали на брачное ложе в клеть. После утреннего ритуала побудки молодых (в понедельник???) девушке укладывали волосы, как подобает замужней женщине. Надевали специальный головной убор и вручали атрибуты, соответствующие ее новому статусу — жены. Молодых отводили в баню. С этого момента начинались праздничные гулянья с шутками и розыгрышами. Все обряды сету сопровождались песнями, рассказывающими о происходящем на празднике».
Радостными песнями провожали в поле землепашцев. А вот когда муж уходил в море, вслед ему пелось о грустном: не только мужчины ловят рыбу, но и рыба мужчин. Уходящий на промысел рыбак должен был взять с собой погребальное одеяние.