// Многонациональная Россия

Каратинцы

Каратинцы
Численность народа: 7343

Все мы знаем, что на том конце радуги зарыт  горшок с золотыми монетами. Все, да не все! Каратинцы считают, что там лежат золотые ножницы. Если же один конец радуги находился в реке, значит она пила воду. Если в цветах радуги было больше оттенков зеленой палитры, то считали, что это к хорошему урожаю, а если красной - к засухе. Если радуга появлялась в момент смерти какого-либо человека, значит он отправился в рай.

Несмотря на многовековое исповедание христианства и ислама, который каратинцы приняли в 16 веке, в их быту и духовной культуре сохранились реликты язычества. Большое место в их представлениях занимали астральный культ и верования, связанные с природными процессами. Солнце считалось девушкой, а луна - юношей. На закате говорили: «Солнце к матери домой пошло, чтобы завтра взойти с радостью», а в дни равноденствий и солнцестояний считали, что «солнце три дня у матери гостит». Когда раздавались раскаты грома, говорили, что это «Всевышний бьет золотыми топорами и играет в свой барабан». В отношении убитых молнией считали, что таким образом Всевышний карает грешников. У ветра были «Мать ветра» и «Отец ветра». Даже сильный ветер никогда не ругали, а только просили, чтобы он был к добру. «Наряду с «Матерью ветров», у каратинцев бытовала вера в «Мать воды» (Лъадал эбел), которую они персонифицировали в облике водяного червя. Его ни при каких обстоятельствах не убивали. Не убивали и особый вид жука - оц-х1ут1 (бык-жук), если тот случайно залетал в жилище. Его ловили и бережно выбрасывали за порог со словами: «Иди, занимайся своими делами!» или «С вязанкой дров завтра приходи!»

Дождь вызывали при помощи «дождевого осла». Для этого взрослую женщину закутывали в траву и ветки и водили к «дождевому камню». За ней шли женщины и дети. Камень поворачивали лицевой стороной к северу и проводили мусульманский обряд «зикр». Затем тут же резали черного барашка, а мясо раздавали участникам ритуала, как жертвоприношение Всевышнему. Заканчивался обряд обходом всех дворов, где «дождевого осла» обливали водой из ведер.

«Чтобы прекратить нежелательные осадки, каратинцы выбрасывали во двор золу, топор, очажный треножник (маххи) ножками вверх. Для того чтобы приостановить разгул стихии, из домов, где в семьях не было представителей мужского пола, во двор под град и дождь выходили обнаженные женщины с заклинаниями о прекращении града и дождя, обращенными к верховным божествам - Ц1обу и Бечеду»

На вершинах гор и в пещерах обитали горные духи Будали. Простые люди не могли их видеть, только праведники. Будали очень любят туров. Охотников, убивающих дичь сверх меры, Будали жестоко наказывают, а вот людям, попавшим в беду при разыгравшейся стихии, помогают. Когда чабаны пасут овец в опасных местах, они призывают Будали в помощь. Сами по себе горные духи – это дети, украденные у особо благонравных женщин. Их могли украсть как во время беременности, так и сразу после рождения. «Похитив плод, они оставляют в качестве следов своего пребывания капельки крови на подоконнике или пороге жилища. … Говорят, что в местах, где обитают Будали, видели на камнях следы детских босых ног».

Конечно же, горные духи есть в мифологиях всех горских народов. Вот так и у карантинцев - одного из малочисленных народов Дагестана, причисляемого к аварцам. Сами себя они называют «мирди», аварцы называют их «к!аралал», другие дагестанцы каратинцев от аварцев обычно не отличают.

Каралалцы живут в центральной части Западного Дагестана, в ущельях, образованных правыми притоками реки Андийского Койсу, по отрогам северозападной оконечности Богосского хребта, на высотах до 1800 м над уровнем моря и расселены компактно в нынешнем Ахвахском и Ботлихском районах. «В пределах этнической территории на севере и северо-западе каралалцы граничат с аварцами и ботлихцами, на западе - с хваршинами и аварцами, на юге - с ахвахцами».

Горные склоны в местах проживания каралалцев в основном пологие, известняковые, покрытые лесами. А выше и ниже линии лесных массивов склоны гор изобилуют субальпийскими и альпийскими лугами с множеством родников, ручьёв и рек. Лето здесь жаркое и сухое, зима холодная и снежная. Переходы от одного сезона к другому плавные.

По мнению археологов, на своей территории каралалцы проживают примерно с 9-8 веков до нашей эры. Предки каралалцев вместе с другими народами во второй половине 1 тысячелетия до нашей эры переместились сюда из южных регионов Закавказья. В эпоху бронзы здесь появилось пашенное земледелие, каменное строительство, функционировало скотоводческое хозяйство. «В Каратинском могильнике 1 тыс. до н.э. «Макаргьай» были обнаружены бронзовые статуэтки коз и барана андийской курдючной породы».

К этому времени относят и начало этногенеза каратинцев.

С первых веков нашей эры каратинцы входили в состав объединения народов Западного Дагестана – Дидо. «Социальные отношения характеризовались существованием патриархально-родовых отношений. В эту же эпоху сложились этнические общности - основы формирования большинства народностей Дагестана, процесс консолидации для одних из которых завершился к середине первого тысячелетия нашей эры, а для других в раннем средневековье и позже». Каратинцы как отдельная этнополитическая единица выделяются примерно в 12-14 веках.  В средневековых источниках Дагестана в таком качестве они упоминаются с 16 века.

В исторической литературе есть такая заметка о каратинцах: «На протяжении, по крайней мере, семи последовательно сменяющих друг друга тысячелетий коренное (каратинское) население края вело оседлый образ жизни, основу которого составляли земледелие и скотоводство».

«О высоком уровне развития земледелия, садоводства у каратинцев свидетельствует техника террасной системы, которая достигла такого уровня, что академик Н.И.Вавилов назвал «агрокультурное террасирование изумительным», а возраст и общие размеры (тысячи га) позволяют считать его одним из крупных и древних в Дагестане очагов террасного земледелия».