Часть 2
«Коряки, как уже выше показано, на оленных и сидячих разделяются. Оленные кочевой народ, а сидячие живут в земляных юртах, как камчадалы, с которыми и больше житием и обрядами сходствуют, нежели с кочевыми коряками; чего ради все, что о коряках объявлено будет, об оленных разуметь должно, разве где точно сидячие коряки будут упомянуты».
Тут надо заметить, что разделение на тундровых и береговых было действительно серьезное. Родной язык тундровых – корякский, береговых – алюторский. Да еще и внутри этих языковых групп есть несколько диалектов.
Жилищем кочевых коряков была каркасная переносная яранга из шестов, соединенных перекладинами. Остов затягивали оленьими шкурами мехом наружу. Высота яранги достигала 10 метров. В ней жили 3-4 семьи. Самое теплое место яранги — полог или спальня - небольшая квадратная каморка в центре, со всех сторон укрытая оленьими шкурами мехом внутрь. Туда забиралась вся семья и, зажигая светильник на основе тюленьего жира, укладывались на ночлег. В самые морозные ночи под этим пологом можно было спать без одежды.
Оседлые коряки чаще жили в полуземлянках: в круглую яму глубиной до полутора метров вкапывали столбы (3-4 метра), между которыми вбивали расколотые вдоль бревна. К стене, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю крытый коридор. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор засыпали землей. В период промыслового сезона входили через коридор, зимой – через верхнее отверстие, по центральному бревну с зарубками.
По описаниям путешественников, внешне коряки мало отличались от остальных монголоидных северных народностей. Были они невысокие, крепкого, но стройного телосложения. «Имеют небольшое приплюснутое лицо и слегка раскосые глаза, выражение которых часто кажется очень оживлённым». Рот большой, обычно с пухлыми губами. Волосы, как правило, темные и очень густые.
Корякские девушки у наших путешественников считались очень красивыми, но всех отпугивало отсутствие гигиены. Проблема была в том, что мытье и распутство у коряков были синонимичными понятиями и считались позором. При этом коряки, еще «на заре своей туманной юности» изобрели свой вариант подгузников. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали специальным карманом на пуговицах, который было удобно расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман закладывали особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкости.
Красивую, непорочную хоть и немытую девушку мужчина должен был заслужить. Сначала некоторое время он работал в хозяйстве будущего тестя. Он исполнял по поручению её старших родственников различные мужские работы: пас оленей, охотился. Срок отработки колебался от шести месяцев до трёх лет. К нему присматривались, проверяли умения. Если испытательный срок завершался успешно, необходимо было провести обряд хватания: догнать убегающую невесту и дотронуться до ее тела. Обряд хватания считался формальным и имитировал процесс охоты. Но в принципе, девушка могла воспользоваться случаем, чтобы избежать нежеланного жениха.
Создание семьи регламентировалось и другими правилами. Были категории родственников, с которыми можно было вступать в брак и с которыми нельзя.
После вступления в брак девушка переезжала в дом мужа, становилась частью его большой семьи (коряки объединялись в большие родственные общины), главой который являлся старший мужчина. В семье было от 20 до 100 человек, которые жили в одном или нескольких домах. Однако, проживая в семье мужа, женщина продолжала пользоваться вниманием и защитой своих кровных родственников. Если в отношениях с мужем что-то не ладилось, она возвращалась в родительскую семью. Многоженство у коряков не запрещалось, но в основном браки были моногамными. Долго сохранялись обычаи левирата, когда после смерти старшего брата его младший брат женился на вдове и брал опеку над семьей, и сорората, при котором вдовец женился на младшей сестре жены.
Рождение ребенка в семье отмечалось «женским праздником», на который приглашались гостьи – родственницы и соседки. С 10-12 лет детей приобщали к традиционным хозяйственным занятиям. Мальчики помогали отцу в мужских работах, связанных с рыбной ловлей, девочки приобщались к женским занятиям: выделке кож, шитье одежды, собирательстве.
Коряки, живущие на берегу, индивидуально владели собственностью, а у обитателей тундры было общественное владение
Северная любовь к татуировкам не обошла и коряков. Так люди подчёркивали свой социальный статус или рассказывали историю своего рода. Иногда рисунки на теле могли выполнять лечебную функцию. Коряки верили, что продольные полосы, проколотые вдоль носа женщины, способны исцелить её от бесплодия.
Отдельное внимание некоторые источники уделяют любви коряков к мухоморам. Они считали гриб живым, сверхъестественным существом, которое способно уносить в другой мир. В первую очередь это качество мухомора использовали, конечно, шаманы. Но и остальные не гнушались. Сушеные мухоморы мужчины брали с собой на промысел кита, например. Для прибавления сил, чтобы донести побольше мяса до своих чумов.
«Охотник Оттой заговорил со мной:
— Ты глаза кита видел?
— Нет, не рассмотрел. Мы так близко не подходили. А вы видели?
— Да.
— Что в них?
— Страдание, одно страдание. Но такой уж на Севере промысел»
По возвращении домой коряки падали и спали по двенадцать и больше часов кряду. Любили "помухоморить" и без особой цели. Считалось, что предложить мухомор гостю – значит оказать ему особое внимание и почесть. Была только одна особенность при употреблении мухоморов. Сначала их пережевывали женщины, разрушая часть ядов, а после этого грибную кашицу доедал мужчина.
Не только в одушевленность мухомора верили коряки. Они считали, что душа есть у всего: у животных, небесных светил, моря, леса, животных, гор и лесов. В каждой общине выбиралось свое священное место — аппапель, которому поклонялись и приносили в жертву животных. Зачастую это были олени, реже собаки и морские обитатели. Самые пышные празднования устраивались в честь основных промыслов — охоты и рыбалки. Коряки торжественно «встречали» и «проводили» добычу (оленей, касаток, китов), выполняли обряды со шкурой, носами и некоторыми другими частями туш, которые после ритуала обязательно выставляли на почетное место, чаще всего рядом с семейными тотемами
С большим почетом народ относился к смерти и связанными с ней обрядами.