Казахский народ всегда дорожил родственными связями. У них есть отдельное понятие для родословной, генеалогии – шежире. «Шежире - совокупность историко-генеалогических материалов дает возможность изучения обычного права, родового быта и этнического состава населения степи. … Духовная ценность устных исторических знаний, заложенных в шежире, заключалась в том, что оно позволяло каждому человеку осознать себя действительной частью социальной организации, что является фундаментальным принципом существования этноса». Шежире считается исторической памятью казахского народа: «В кочевом обществе казахов основное практическое значение казахского шежире и содержащихся в нем историко-генеалогических сведений заключалось в регулировании жизнедеятельности кочевого общества. Именно в генеалогических знаниях следует искать механизм самоуправления государственности кочевников, которое не характерно другим типам политической организации».
В отсутствии централизованного государства и в условиях разделения на племенные общины, жеты ата — знание семи предков, семи поколений, помогало казахам чувствовать свое единство, было гарантией жизни, когда они кочевали по степи. Начиная с XVII века, источники отмечают существование трех крупных казахских объединений – жузов (орд): старшего – Улы жуз, среднего – Орта жуз, младшего – Киши жуз, состоящих в свою очередь из племен, отделов и родов. Историю рода писали на протяжении веков. Каждое новое поколение «дописывало» ее, дополняя шежире своего предшественника. В нем упоминали рождение каждого ребёнка, выводя на бумаге новые имена, располагая их рядом с именами отцов, прародителей, основателей династии, сохраняя память поколений.
Наличие многочисленной родни присуще всем казахам. «И ни один из них не удивится, когда погостить вдруг приезжает тетя внучатой племянницы четвероюродного брата. И если эта тетя внучатой племянницы приносит в дом хорошую весть, например, появление на свет нового члена семьи, то от вас она получает "сүйінші" (ценный подарок)».
К появлению нового члена семьи относились с особой торжественностью. С момента рождения ребенка на протяжении 40 дней длился шілдехана. В это период в помещение, где находился новорожденный, допускались только дед и бабушка, чтобы защитить младенца от сглаза и несчастий. О появлении нового члена семьи нужно было всех родственников. Гонец разносил новость и завуалированно сообщал пол малыша: конь или конюх - если родился мальчик, швея, доярка – если была девочка. На третий день ребенка переносили в люльку. При этом бабушка обязательно окуривала кроватку дымом лекарственных трав, ребенка красиво пеленали; накрывали в колыбели: мальчика — шубой, девочку — платком, клали в колыбель уздечку или зеркальце.
На 41 день младенца показывают всем, проводя обряд обрезания волос и ногтей. 41 серебряную монету и 41 фасолину, которые обеспечат ребенку сытую жизнь, кидают в ванночку. Все присутствующие на обряде женщины наливают туда по очереди теплую воду, приговаривая добрые пожелания. Купают малыша, и подрезают ему волосы и ногти. « Эту миссию поручают женщинам с хорошей судьбой — успешным, богатым, у которых красивые и здоровые дети. Ногти закапывают в глухом месте, а волосы заворачивают в белое полотно и держат у люльки как талисман».
Основной принцип взаимоотношений в казахской семье – уважение к старшим. Старших принято называть на вы, даже внутри малой семьи. Семьи, где дети обращаются на «ты» к родителям или бабушкам и дедушкам, встречаются крайне редко. Старшим – в данном случае родителям мужа, предоставляется право дать имя первому ребенку в семье, младшие не начинают трапезу раньше старших, детей с приходом гостей отправляют за отдельный стол, а для самых старших готовят отдельное угощение – бел кетерер.
Трапеза обязательно включает в себя мясные блюда. Жемчужиной казахской кухни называют бешбармак. В состав блюда входит любое мясо, это может быть конина, верблюжатина, говядина или баранина. Следующими ингредиентами будут крупная тонкая лапша, зелень, репчатый лук, специи. Мясо варят, а бульон используют для варки лапши. Лапшу выкладывают на тарелку, а сверху слоями кладут кусочки нарезанного мяса, лук, зелень. Квадратики лапши подхватывают руками вместе с начинкой и едят.
Другим популярным мясным блюдом считается куырдак — горячее жирное жаркое из бараньей печени, почек, сердца, легких и курдючного жира. Казы – специальная большая колбаса, в процессе изготовления которой конскую кишку наполняют жиром, смешанным с кусочками конского же мяса с ребер. Мясо солят, добавляют чеснок, черный молотый перец. Иногда в колбасу добавляют целые куски ребра. Для бараньей колбасы асып кроме бараньего мяса, берут и курдючный жир, разбухший рис, измельченный лук. Из приправ используют только соль и перец. Колбасу варят на медленном огне и подают к столу в горячем или холодном виде. И так далее.
«Ну, а вообще, все ваши съедобные и несъедобные запасы хранятся для гостей. Вы считаете, что гостям должно доставаться все самое лучшее. В этом проявляется всем известное казахское гостеприимство. Когда в доме ждут гостей, то хозяйка весь день проводит на кухне, чтобы порадовать пришедших изобилием кулинарных изысков».
Когда сытые и довольные гости, наконец, расходятся, им вслед произносится «бата беру» – благословление, особенно если гость потом собирается в дальнюю дорогу. Его произносят старшие по возрасту люди. После чего «от хозяйки дома можно услышать привычное: "Ал енді өзіміз шәй ішейік" (а теперь сами попьем чай). Тогда к старшим присоединяются все остальные, и начинается чаепитие в кругу своих».
***
В 1730 – 1740-е годы большая часть казахов Младшего и Среднего жузов приняли российское подданство. В 40-60-х гг. 19 века в состав Российской империи вошёл Старший жуз, тем самым завершив присоединение казахских земель к России. В царской России и в советское время до 1925 года нынешних казахов называли киргиз-кайсаками или киргизами. Сегодня казахи являются четвёртым по численности тюркским этносом России после татар, башкир и чувашей и десятым среди всех этносов страны. Большая часть российских казахов проживает вдоль казахстанско-российской границы. Крупнейшие общины проживают в Астраханской, Оренбургской, Омской и Саратовской областях.