// Многонациональная Россия

Казахи

Казахи
Численность народа: 591 970

Историки считают, что истоки казахской государственности «уходят в глубину веков, в общество саков, то есть в VII-III века до нашей эры. … Государство саков сложилось примерно в VI-V веках до нашей эры. Золотой воин, найденный в окрестностях Алматы, как раз и жил в ту эпоху».

Во 2 веке до нашей эры преемники саков образовали свои государства, которые просуществовали по 5 век нашей эры, в 6 веке на территории нынешней Монголии и Казахстана образовалась первая евразийская империя - Тюркский каганат. На развалинах Тюркского каганата в 8 веке, образовались Хазарский каганат, государство булгар, государство кыргызов, Уйгурский каганат. На территории Казахстана появились три государства: огузов - на Сырдарье, карлуков - в Жетысу и кимеков - в бассейне Иртыша, которые постепенно трансформировались в Кипчакское ханство. Кипчакское ханство впоследствии стало частью Золотой Орды, а после ее развала выделилось Казахское ханство.

Долгое время все, что составляло культуру казахов, было обусловлено ведущим видом хозяйственной деятельности - пастбищным скотоводством. Основным их богатством был скот, доставлявший продукты питания, материалы для жилища и одежды, служивший в качестве транспорта и средством торгового обмена на предметы первой необходимости с соседними оседло-земледельческими народами.

Кочевое скотоводство на пастбищном выпасе за много веков было приспособлено его к условиям среды обитания: скот за подножным кормом в течение круглого года перегонялся на более удобные, в том числе менее заснеженные места. Такой способ содержания скота был известен в Центральной Азии с глубокой древности. Он упомянут еще в ранних китайских летописных известиях.

«Для кочевого хозяйства казахов характерно круглогодичное содержание скота, что было связано с неравномерным распределением растительного покрова и его видовым составом, низкой продуктивностью и разреженностью растительного покрова, дефицитом водных ресурсов и т.д.» Разумеется, свои коррективы вносили сезоны года. «Для обеспечения кормом одной овцы в течение года требовалось 1314 кг сухой массы трав и 1,5м3 воды, что обеспечивалось выпасом, как минимум, на 20 га пастбищных угодий и сетью равномерно расположенных и не слишком удаленных друг от друга водных источников - не более 5-10 км». За сотни лет у казахов выработались свои маршруты. Осенью они перебирались в камышовые или тростниковые заросли, которые защищали от ветра, и в которых скапливалось меньше снега. К тому же камыш и тростник служили топливом для самих кочевников. Во время гололеда, буранов и метелей кочевники сначала пускали осваивать пастбища лошадей. Лошади способны доставать корм из-под снега копытами при глубине снега до 40 см. Они легко разбивали глубокий и затвердевший снег, разрывали его, съедали верхушки травы. За лошадьми пускали крупный рогатый скот. Последними шли овцы и козы, которые могли самостоятельно тебеневаться при глубине снега не более 10-12 см, им доставалась последняя часть травы. «Условия среды обитания и хозяйственные потребности определяли видовой состав стада. Основу стада образовывал мелкий рогатый скот, причем на овец приходилось около 60% всего поголовья, коз - 10%, лошадей - 13%, крупного рогатого скота - 12%, верблюдов- 4% соответственно».

Казах считался неотделимым от коня. «Мужчины по большей части ... сильные, когда сидят на лошади, и так крепки, что трудно с оной спихнуть. Пешком не проворны, ибо по большей части употребляются в верховой езде».  В книге «Тарих-и-Рашиди» приводятся слова хана Касыма, сказанные в 16 веке: «Мы, жители степи, у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров, главное наше богатство состоит из лошадей; мясо и кожа их служит нам лучшею пищею и одеждою, а приятнейший напиток для нас - молоко их и то, что из него приготовляется, в земле нашей нет ни садов, ни зданий; место наших развлечений - пастбища скота и табуны лошадей, и мы ходим к табунам любоваться зрелищем коней».

В целом скот являлся частно-семейной собственностью, хотя право общинного пользования пастбищами принадлежало всем членам кочевого общества. Помещений для защиты скота от непогоды кочевники не устраивали, зато умело регулировали появление молодняка в периоды, приходящиеся на теплые, сытые месяцы: «В Центральном Казахстане все стельные матки должны были окотиться с 1 по 15 апреля, не раньше и не позже. Начало кочевки должно быть позже 10 мая, а стрижка овец в начале августа».

Пока не было календарей, казахи ориентировались по небесным светилам и приметам. Накануне суровой зимы были непогожие осень и лето: в засуху лошади «общипывали верхушки карагана» и не вынашивали приплод. Приход бурана и мороза предсказывали верблюды – они начинали «сморкаться», а коровы раньше возвращались с пастбища. Козы и коровы в морозный день крутили головами. Осеннее похолодание можно было угадать по поведению сайгаков, оно приходилось на день их случки, и так далее.

Учитывая, что специальных утепленных помещений для молодняка у кочевников не было, в случае ранней холодной весной укрытием для ягнят, жеребят, телят, верблюжат служила хозяйственная часть юрты. Юрта была легкая и прочная, ее можно было быстро разобрать, навьючить на верблюдов или лошадей и за один час установить на новом месте.

Каждая зимовка в течение сезона периодически перебиралась на новые пастбища. За четыре холодных месяца кочевник менял свое место поселения 8-12 раз.

Размеры юрты были небольшими, поэтому в ней все должно было располагаться на строго определенных местах. Легкое, защищающее от непогоды жилье, придавало оперативности и мобильности кочевой жизни. «Изготовление большинства необходимых частей этого жилища было доступно рядовому среднему хозяйству в пределах его собственных сил». Собственно, кочевой образ жизни и определил направление ведущих ремесел казахов – изготовление предметов, которые помогали выжить в дороге и создать уют: обработка дерева, создание экипировки для езды на лошадях и войлока для обивки юрт, пошив теплых шуб и шапок из кожи, меха и шерсти животных, кузнечное и ювелирное мастерство.

 



Казахский народ всегда дорожил родственными связями. У них есть отдельное понятие для родословной, генеалогии – шежире. «Шежире - совокупность историко-генеалогических материалов дает возможность изучения обычного права, родового быта и этнического состава населения степи. … Духовная ценность устных исторических знаний, заложенных в шежире, заключалась в том, что оно позволяло каждому человеку осознать себя действительной частью социальной организации, что является фундаментальным принципом существования этноса». Шежире считается исторической памятью казахского народа: «В кочевом обществе казахов основное практическое значение казахского шежире и содержащихся в нем историко-генеалогических сведений заключалось в регулировании жизнедеятельности кочевого общества. Именно в генеалогических знаниях следует искать механизм самоуправления государственности кочевников, которое не характерно другим типам политической организации».

В отсутствии централизованного государства и в условиях разделения на племенные общины, жеты ата — знание семи предков, семи поколений, помогало казахам чувствовать свое единство, было гарантией жизни, когда они кочевали по степи. Начиная с XVII века, источники отмечают существование трех крупных казахских объединений – жузов (орд): старшего – Улы жуз, среднего – Орта жуз, младшего – Киши жуз, состоящих в свою очередь из племен, отделов и родов. Историю рода писали на протяжении веков. Каждое новое поколение «дописывало» ее, дополняя шежире своего предшественника. В нем упоминали рождение каждого ребёнка, выводя на бумаге новые имена, располагая их рядом с именами отцов, прародителей, основателей династии, сохраняя память поколений.

Наличие многочисленной родни присуще всем казахам. «И ни один из них не удивится, когда погостить вдруг приезжает тетя внучатой племянницы четвероюродного брата. И если эта тетя внучатой племянницы приносит в дом хорошую весть, например, появление на свет нового члена семьи, то от вас она получает "сүйінші" (ценный подарок)».

К появлению нового члена семьи относились с особой торжественностью. С момента рождения ребенка на протяжении 40 дней длился шілдехана. В это период в помещение, где находился новорожденный, допускались только дед и бабушка, чтобы защитить младенца от сглаза и несчастий. О появлении нового члена семьи нужно было всех родственников. Гонец разносил новость и завуалированно сообщал пол малыша:  конь или конюх - если родился мальчик, швея, доярка – если была девочка. На третий день ребенка переносили в люльку. При этом бабушка обязательно окуривала кроватку дымом лекарственных трав, ребенка красиво пеленали; накрывали в колыбели: мальчика — шубой, девочку — платком, клали в колыбель уздечку или зеркальце.

На 41 день младенца показывают всем, проводя обряд обрезания волос и ногтей. 41 серебряную монету и 41 фасолину, которые обеспечат ребенку сытую жизнь, кидают в ванночку. Все присутствующие на обряде женщины наливают туда по очереди теплую воду, приговаривая добрые пожелания. Купают малыша, и подрезают ему волосы и ногти. « Эту миссию поручают женщинам с хорошей судьбой — успешным, богатым, у которых красивые и здоровые дети. Ногти закапывают в глухом месте, а волосы заворачивают в белое полотно и держат у люльки как талисман».

Основной принцип взаимоотношений в казахской семье – уважение к старшим. Старших принято называть на вы, даже внутри малой семьи. Семьи, где дети обращаются на «ты» к родителям или бабушкам и дедушкам, встречаются крайне редко. Старшим – в данном случае родителям мужа, предоставляется право дать имя первому ребенку в семье, младшие не начинают трапезу раньше старших, детей с приходом гостей отправляют за отдельный стол, а для самых старших готовят отдельное угощение – бел кетерер.

Трапеза обязательно включает в себя мясные блюда. Жемчужиной казахской кухни называют бешбармак. В состав блюда входит любое мясо, это может быть конина, верблюжатина, говядина или баранина. Следующими ингредиентами будут крупная тонкая лапша, зелень, репчатый лук, специи. Мясо варят, а бульон используют для варки лапши. Лапшу выкладывают на тарелку, а сверху слоями кладут кусочки нарезанного мяса, лук, зелень. Квадратики лапши подхватывают руками вместе с начинкой и едят.

Другим популярным мясным блюдом считается куырдак — горячее жирное жаркое из бараньей печени, почек, сердца, легких и курдючного жира. Казы – специальная большая колбаса, в процессе изготовления которой конскую кишку наполняют жиром, смешанным с кусочками конского же мяса с ребер. Мясо солят, добавляют чеснок, черный молотый перец. Иногда в колбасу добавляют целые куски ребра. Для бараньей колбасы асып кроме бараньего мяса, берут и курдючный жир, разбухший рис, измельченный лук. Из приправ используют только соль и перец. Колбасу варят на медленном огне и подают к столу в горячем или холодном виде. И так далее.

«Ну, а вообще, все ваши съедобные и несъедобные запасы хранятся для гостей. Вы считаете, что гостям должно доставаться все самое лучшее. В этом проявляется всем известное казахское гостеприимство. Когда в доме ждут гостей, то хозяйка весь день проводит на кухне, чтобы порадовать пришедших изобилием кулинарных изысков».

Когда сытые и довольные гости, наконец, расходятся, им вслед произносится «бата беру» – благословление, особенно если гость потом собирается в дальнюю дорогу. Его произносят старшие по возрасту люди. После чего «от хозяйки дома можно услышать привычное: "Ал енді өзіміз шәй ішейік" (а теперь сами попьем чай). Тогда к старшим присоединяются все остальные, и начинается чаепитие в кругу своих».

***

В 1730 – 1740-е годы большая часть казахов Младшего и Среднего жузов приняли российское подданство. В 40-60-х гг. 19 века в состав Российской империи вошёл Старший жуз, тем самым завершив присоединение казахских земель к России. В царской России и в советское время до 1925 года нынешних казахов называли киргиз-кайсаками или киргизами. Сегодня казахи являются четвёртым по численности тюркским этносом России после татар, башкир и чувашей и десятым среди всех этносов страны. Большая часть российских казахов проживает вдоль казахстанско-российской границы. Крупнейшие общины проживают в Астраханской, Оренбургской, Омской и Саратовской областях.