// Многонациональная Россия

Рутульцы

Рутульцы
Численность народа: 34 259

«Шинас — городок в стране Лакзан на склоне высокой горы. К нему нет другой дороги, кроме как через вершину горы… Выращивают они сорт злака, называемый с-л-т, и немного горных яблок. Жители его добрые, благожелательные и гостеприимные к бедным и приветливые к чужеземцам. Занимаются они изготовлением вооружения, например панцирей, кольчуг и других видов оружия».

Так в 13 веке описывал одно из самых крупных рутульских поселений арабский историк. Вторым таким поселением был Рутул, который и дал название народу.

Возник высокогорный Рутул, когда в незапамятные времена решили объединиться 7 родовых поселений: Мыград, Сырггад, Мукъӏгид джабыр, Йукьуб цӏуд гъад, Лыхцӏырак, Русу и Малакӏадыды.

Слово «рутул» ни в каком виде не свойственно местному языку. По-рутульски село называется МыхӏаІд, а сами себя его жители называют мыхӏабыр, мыхӏад. Не называют их рутульцами и соседи. Зато арабы называют их рутуль, чеченцы — рутулаш, турки — рутуллар. И в таком виде название селения МыхӏаІд и его жителей  встречается в различных исторических документах с 15 века.

В конце 2 — середине 1 веков до н. э. 26 автохтонных кавказских племен объединились в племенной союз, ставший Кавказской Албанией. В него входили албаны, гаргары, гелы, леги, утии и др. По некоторым предположениям гаргары и были предками сегодняшних рутульцев.

В 7 веке нашей эры рутульцы стали преемниками кавказских албанов, образовав рутульское вольное общество - Рутульский магал.

«Это был союз сельских общин, которым управляли рутульские беки. Их исконное занятие – животноводство и земледелие. У каждого села был свой лидер. Для решения важных вопросов созывались народные собрания и таким образом приходили к решению возникающих проблем. А их хватало. История гордых рутульцев усыпана военными конфликтами, как кактус иголками…».

Некоторые историки считают, что в формировании этноса, так или иначе, участвовали древние греки. В качестве подтверждения своей теории они проводят параллели между социально-политическим устройством греческих и рутульских сообществ: «Гим … – у рутулов древний верховный институт власти, годекан, место, где решались самые важные для народа проблемы. Для гима отводилось большое место, обычно это огромные камни, полированные веками, образующие полукруг, где были места для сидения».

Гим посещали только мужчины и там должны были быть представлены все роды. Женщина могла прийти на гим только по праздникам или если её позовут для обсуждения какого-либо вопроса, касающегося её или её близких.

Управляющие сельскими общинами беки были постоянными военачальниками. Для решения важных вопросов беки были обязаны созывать народное собрание.  Вольное общество считается схожим с демократической республикой, однако его селения должны были  выполнять повинность, называемую пахта. Пахта предполагала  прием по 100—300 человек из Рутула в гости. Гостям нужно было предоставить пропитание и корм для  скота.  «За отказ Рутулу в пахте часто происходили стычки с Шиназом и Хрюгом. В таких случаях все остальные сёла общества должны были помогать Рутулу, однако, Кала и Уна помогали жителям Шиназа, а Лучек и Амсар старались быть нейтральными. Хрюг, вплоть до сожжения, всегда воевал с Рутулом без какой-либо помощи со стороны других сёл». Этакая демократия с элементами феодализма.

Однако на местах все важные вопросы решало собрание джамаата. На таком собрании правом голоса от каждого рода обладал только один человек - самый старший в роду. Младшие старейшины этого же рода могли стоять рядом с ним, слушать. Свои замечания и уточнения они имели право сообщить только собственному старейшине. А тот уже на свое усмотрение передавал или не передавал их собранию.

«У каждого рода были свои пастбища, где члены рода держали свои стада. Между селениями была точная граница, которую до сих пор не нарушают. Спорные вопросы, возникающие в обществе, между магалами и родами, решались на гиме. Таким образом, селение составлял союз родов. Каждый род имел свое название, которое сохраняется веками».

Тут надо уточнить, что джааматы – «объединения групп мусульман с целью совместного изучения ислама, совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регулярного общения между собой и т. д». И, как элемент организации общества, возникли только с принятием народом ислама. Гим же существовал задолго до этого.

Сначала рутульцы, как и все албанцы, были огнепоклонниками, в пантеоне богов главенствовали Солнце и Луна. Потом они стали христианами, причем одними из самых первых. Официально христианство было принято Кавказской Албанией в 313 году нашей эры, а исповедовать его они начали еще раньше. Принятие христианства в Кавказской Албании связывают с апостолом Фаддеем. После того, как Фаддей принял мученическую смерть на кавказской территории, его ученик Елисей возвратился в Иерусалим и рассказал апостолам о его смерти и « …по вдохновению Святого Духа Елисей рукополагается рукой святого Иакова, брата Господня, бывшего первым патриархом Иерусалимским».

Рукоположенный Елисей, получает себе в удел восток: «… направился в город Чога/Чола (Джал – на рутульском) (Дербент), оттуда в Ути (к удинам), а в селении Киш, где проживают рутулы, построил в 70 году нашей эры (по некоторым источникам в 37 году) церковь – первую христианскую церковь. Эта церковь и ныне стоит в Кише и носит имя святого Елисея. В рутульском языке имя Елисей сохранилось до сих пор в варианте Ериш».

Мусульманство рутульцы приняли в 8 веке нашей эры. Однако остатки огнепоклонничества не пропали бесследно и прекрасно совмещались с исламом в качестве народных традиций и верований. Рутульцы «например, были убеждены в том, что у солнца тоже были родители! Когда день сменялся ночью, они говорили: "Солнце к матери ушло". А если светило закрывали тучи, этому тоже было объяснение: "Солнце ушло в гости к отцу и матери". У рутульцев до сих пор живы элементы магических обрядов. В частности, они верят в духов и загробную жизнь».

А еще у рутульцев, единственных из всех народов Дагестана, есть праздник нового года – Эр. Он празднуется 18 марта. С одной стороны все логично – весна, начало нового. Днями праздника считались семь дней после 18 марта. Потом можно было пахать и сеять. С другой стороны, о таком празднике писали и греческие источники: «Эр – это юноша, который осенью спускается под землю, а 18 марта возвращается на землю. Легенду об этом юноше приводит Платон в последнем из своих Диалогов о государстве, посвященном учению о душе, ее странствиях и эволюции. В своем «государстве» Платон рассказывает об Эре Памфилянине, сыне Армения: павший в бою, Эр на двенадцатый день оживает и рассказывает об увиденном им в загробном мире».

Но, независимо от истоков праздника, на Эр полагалось доесть имеющиеся запасы еды с прошлого года, чтобы год наступивший сулил благосостояние,