// Многонациональная Россия

Нанайцы

Нанайцы
Численность народа: 12 003

А вы знали, что в России есть озеро Болонь?

Озеро болонь

И назвали его так не итальянцы или французы. Правда, если правильно поставить ударение – Бо́лонь – то ассоциации с Европой исчезнут. Да и вряд ли итальянцы забирались  в Хабаровский край в те времена, когда упростилось первоначальное название озера - Боулен-Оджал.

Во второй половине 19 века у озера учредили православную миссию для окрестных жителей. Но это уже поздняя история народа, следы которого ведут в мезолит. Имя этому народу нанайцы.

«Когда-то ни земли, ни воды, ни дерева не было. Кругом только один ил – карго. А кто в иле может жить? Шаг ступишь – и утонешь.

Был Боа эндурни – небесный бог – мужчина, но по виду – орёл. А кто знает, сколько лет он летал, никто не считал. Летал, летал над илом, сесть нигде не может. Устал, совсем из сил выбился.

Вот и видит Боа эндурни островок, величиной с голову сохатого. На островке старушка сидит, а возле старушки  костёр горит. Только хотел  сесть на островок эндурни – орёл, старушка ему не велит:- Нельзя тебе сюда садиться: я – нижний бог земли – На эндурни, а ты – небесный.

 Взмолился Боа эндурни – орёл: - Сколько миллионов лет летаю, сяду, отдохну возле тебя.

 Старушка говорит: - Сколько сможешь захватить земли с моего острова, столько и захвати.  Где захочешь отдохнуть – брось комочек. Там земля будет.

 Так и сделал эндур-орёл. Бросил из когтей комок побольше – там гора получилась. Где поменьше комочек бросил – там холмик.

 Так возникла земля, возвысилась над илом, и сразу вода вокруг неё выступила»

Из нанайских преданий.

С нанайцам все неоднозначно. Это один из малочисленных народов Севера, но самый многочисленный из них. Он очень древний и пестрый, но сегодняшнее название получил только 100 лет назад. Сотни лет в бассейне Нижнего Амура происходило смешение различных этнических групп. Маньчжуры, тунгусы, монголы, тюрки, айны, уличи, оргочи, удэгейцы создавали местные этнические общности и говорили на разных наречиях нанайского языка. Ко второй половине XVII века, когда на Амур пришли русские, нанайцы и остальные еще не были консолидированы в единый народ. Нижний Амур, Приморье и Уссурийский край, где проживали нани (прим.самоназвание), отошли к России по Пекинскому договору 1860 года. В нем были определены границы стран по рекам Амур и Уссури. Поселения, которые считались китайскими, занимали правый берег реки Амур в провинции Хэйлунцзян, левый берег Уссури. Деревушки расположились по обоим берегам Амура и его притокам, а также распространились на восточный берег реки Уссури. Китай и Россия поделили нанайцев между собой. На данный момент в России живет около 12 тысяч, а в Китае около 5 тысяч. Там их называют хэджэ - 赫哲族. Красивые иероглифы, напоминающий лес, трон и охотника с копьем, догоняющего оленя.

И тут «всякое лыко в строку». Охота и рыболовство были традиционными занятиями. Охотились все сезоны: весной и летом охотились на оленя и лося. Весной на лыжах гнали животных по насту, летом устраивали засады на солонцах и у воды. К концу лета начинали охотиться на изюбря. Его ловили во время гона с помощью манка. Зимой ходили на пушной промысел и коллективно на медведя. Был даже специальный медвежий праздник, знаменующий конец охоты - пурэси.  Передвигались на лыжах, которых было 2 вида. Одни подшитые – соксилта, вторые не подшитые – кунгилтэ.

Главным рыболовным промыслом долгое время считалась добыча лососевых в конце лета - начале осени. 



По рекам ходили на лодках трех «марок»: долбленые, берестяные, дощатые. Модели тоже были разные. И остроконечные, и с загнутыми кверху передними и задними концами. Были с носом лопатой. А были с тупой кормой и острым носом. Днище у таких лодок выступало вперед в виде полоза. На большие лодки и неводы была коллективная собственность. На добычу - уравнительное распределение. Складывались соседские общины.

Согласно одной легенде, нанайцы - потомки русалок. Вся речная добыча шла в ход. Женщины обрабатывали рыбью кожу и шили из нее обувь и одежду. Даже женский свадебный халат - сикэ шился из кожи сазана и в верхней части был украшен орнаментом в виде чешуи. Сначала кожу снимали с рыбы. Затем высушивали. После этого с помощью особого деревянного пресса разминали, чтобы сделать мягче. На полное облачение из такой кожи требуется около 50 рыб и два месяца кропотливой работы.

Умение шить из рыбьей кожи актуально и сейчас: ««Нельзя ничего узнать о коже рыбы, если просто её есть. Но если её высушить, тогда увидишь, что внутри кожи есть волокна, которые между собой переплетаются. Эта текстура не даёт коже изнашиваться»




В начале 20 века нанайцы были причислены к крестьянскому сословию и частично перешли к животноводству и земледелию. Им стали выделать земельные участки. В 1927 в Дальневосточном крае были образованы Торгонский и Болонский гольдские туземные районы (гольды – одно из устаревших названий нанайцев). В 1931 эти районы объединили в Нанайский национальный район. В 1963 году район упразднили. Сейчас большая часть живет в Нанайском районе Хабаровского края.

Как оседлый народ, нани строили каркасные жилища. Рыли землянки и полуземлянки. Имели зимнее и летнее жилье. Поселения начинались от 5 «дворов» и носили разные названия: несколько десятков человек – ихон, несколько сотен – гасян, несколько тысяч – бируэн. Обносились поселения глинобитными стенами. В каркасных жилищах для поддержания конька крыши использовали столбы, которые считались священными и покрывались резным орнаментом с изображениями животных. 

Ели сырую или мороженую рыбу с солью, черемшой и диким луком. Из рыбы же готовили  суп - чолон, паштет - таксан, холодец - бэлдин. Заготавливали сушёную икру, ели ее с березовым соком. Сушили на солнце лепёшки из черёмухи. Из багульника и веток чёрной берёзы варили снадобья с галлюциногенным эффектом.

Большие семьи сохранялись до конца 19 века. В брачной практике были полигиния, брачный выкуп, колыбельный сговор,  выплата приданого, отработка за невесту, обменный брак, брак на вдове младшего брата отца.