«А тундра помнит все. В этом пришлось убедиться лично. Во время нашей прогулки по тундре нам попалось десятка два скелетов оленей и песцов. В рюкзак я складывал оленьи суставы для долганских шахмат и зубы из найденных оленьих челюстей — из них когда-то делали игрушки. … Вернувшись на точку, мы разложили все находки для очередного мастер-класса. Тут почувствовал, как раскололся мой собственный зуб.
— А чего ты хотел, — сказала нганасанка, — взял что-то в тундре — оставь свое...»
По такому принципу сотни лет живут нганасаны, потомки древнейшего населения Таймыра, самый северный народ Евразии. Некоторые их поселения находятся на той же параллели, где мыс Челюскин.
Древние аборигены-охотники на диких оленей кочевали по Таймыру, где встречались с племенами самоедов. Смешавшись с ними, образовали племена тавгов и тидирисов, а потом объединились в племя Авамских нганасан. Своё имя это племя получило от реки Авам. Еще до недавнего времени нганасаны хорошо знали свою родовую структуру: потомками тавгов являлись роды Чунанчера и Нинонде, потомками тидирисов — род Линанчера, паясидских самоедов — род Нгомде, и самоедов-кураков — род Нгамтусо. Сегодня о своей принадлежности к тому или иному нганасанскому роду знает только часть пожилых людей. Наибольшей численности – 1300 человек - нганасаны достигли в 17 веке. К началу 20-го их количество сократилось вдвое.
Этноним «нганасаны» введен в 30-е годы прошлого века. Он образован от "нганаса" - человек. Сами нганасаны мужчину своей национальности они назовут «ня-нганаса», женщину – «ня-танса». В ходе переписи населения 1939 года нганасаны были включены в число ненцев. Выделять их отдельной строкой в переписных листах стали только в послевоенное время
Еще в 20 веке нганасанские браки заключались только между соплеменниками. Экзогамия соблюдалась строго, за исключением браков с энцами, которых считали братьями по крови. «В сегодняшние дни резко возросло число браков с иными национальностями, чаще всего с долганами и русскими, причем доля смешанных семей уже превысила 50%».
Браки заключались по желанию молодых, однако юноша мог жениться лишь тогда, когда добывал своего первого дикого оленя. При получении согласия матери невесты, договаривались о размере обязательного калыма. Пир устраивался сначала в стойбище невесты, потом — жениха.
При свадебной церемонии применяли особую нарядную упряжь, которую больше не использовали, берегли до похорон хозяина.
К похоронам вообще готовились всю жизнь. Особую погребальную одежду шили заранее. Использовать ее при жизни было можно, но только во время больших праздников. Покойника одевали в ритуальные одежды и со всем его скарбом вывозили на нартах в тундру. В последний путь нганасан отправляли с запасами, которые могли бы ему пригодиться в мире мертвых, — обязательно винтовку, ножи, чайник, котелок, одежду, курительную трубку. Покойного заворачивали в шкуры, укладывали на землю, зимой — закапывали в снег. Встречались захоронения в естественной яме. Иногда хоронили в срубе, поставленном на землю. Забивали оленя, принадлежавшего умершему, тушу с нартами оставляли на могиле. Над нартами устанавливали последний чум — маталир — и уходили. После похорон перешагивали через три костра, совершая обряд очищения. Только через год и через три можно было прийти сюда, больше тревожить усопшего родственникам не разрешалось. Запрет этот нганасаны исполняли неукоснительно. Чум умершего переносили на новое место.
Если погребальную и другую обрядовую одежду шили из цветного сукна, то обычную - традиционно из различных частей шкур оленей. Для каждого типа одежды имели значение возраст животного и сезон его убоя. Шкуры должны были отличаться высотой и крепостью меха. «Верхняя мужская одежда шилась мехом внутрь и мехом наружу. Внутренняя часть, без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном - из короткошерстных шкур темных и светлых тонов». Для самых сильных морозов шили еще «сокуй» - парку из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном.
В одежде были элементы, характерные только для нганасан: белый стоячий меховой султан на капюшоне сокуя и чередование темных и светлых шкурок на верхней одежде, которыми на спине обозначался четкий прямоугольник.
Использовались и традиционные орнаменты. «Женщины вырезали узоры вручную из кожи, без каких-либо шаблонов. Каждый орнамент имел свой особый смысл – по его рисунку можно было определить семейный статус человека, возраст, наличие детей, социальное положение». Обязательным считалось использование красного, белого и черного цветов – как у краснозобой казарки.
«В давние времена жила в тундре молодая пара. Не было у них одежды, носили шкуры. Однажды к юноше во сне пришел Бог и говорит: «Твоя жена такая мастерица, а ты ходишь в шкурах. Пусть она тебе сошьет трехцветную парку, которая бы повторяла разноцветное оперение краснозобой казарки – символа нашего. И жена сшила ему вот такую парку, где белый цвет означает наши снега, черный – нашу полярную ночь, красный – наше солнце и тепло».
А еще носили нганасаны сейми-кунди. Их носили весной для защиты от снега и яркого солнца. Делали из металлических пластинок с узкой прорезью посередине с употреблением кожи, замши, ровдуги, оленьей шерсти. И были сейми-кунди, соответственно, праотцами сегодняшних солнцезащитных очков.
В традиционном быту у нганасан не было разделения на «профессии». Они были умельцами на все руки. Каждый умел изготавливать все необходимое для своего хозяйства: орудия промысла, домашний инвентарь, предметы быта, нарты, оленью упряжь, одежду, украшения, обработать кость и шкуры. Жили они довольно замкнуто, для обмена и продажи вещи не делали.
Как у всех кочевников, жилища нганасан были летними – кочевыми и зимними. Летом это был чум «о двух шестах». На шест, который назывался «самка», крепилось изображение казарки или какая-то иная ритуальная фигурка. Он считался священным. На шестах – «самцах» крепился чум. Между собой «самцы» соединялись через отверстие в одном из них. Таких отверстий было несколько, чтобы можно было регулировать размеры чума. Кочевой чум покрывали оленьими шкурами в два слоя: верхний – шерстью наружу, нижний – шерстью внутрь. Рядом с чумами ставили открытые вешала для сушки сетей и рыбы.
Зимнее стационарное жилище тоже крепили на шестах, но их покрывали жердями и досками, а сверху укрывали дерном. «Имущество нганасаны хранили на нартах рядом с жилищем, заслоны от дождя и ветра сооружали из жердей, зимой – из снежных кирпичей».