// Многонациональная Россия

Урумы

Урумы
Численность народа: ок. 250000

Урумы или греко-татары — один из народов Крыма и северного Приазовья. Тюркоязычные греки –христиане.

Термин «урум» происходит от арабского слова «рум», означающего «римлянин, римский», а впоследствии — «византийский» (восточно-римский) и «греческий».

Все исследователи отмечают уникальность урумов по сравнению со всеми другими группами греков. Имеется несколько традиционных подходов к объяснению появления этой субэтнической группы:

  • Предположение о «разовом акте» перехода в тюркоязычие. Такое представление получило распространение среди самих урумов. Утверждается, что, оказавшись под турецким гнетом, перед греками был поставлен жесткий выбор: либо принять ислам, что механически превращало их в турок, либо перейти на турецкий язык, но сохранить христианскую веру, а, следовательно, сохранить свою принадлежность к греческому народу. Урумы сделали выбор в пользу второго варианта

  • Второе предположение «согласно» c первым, но переход к тюркоязычию предполагает более естественным и в течение длительного исторического периода.

  • В рамках третьего предполагается, что урумы образовались в результате «смешения» греков «с другими православными группами турецкого населения».

«Данная позиция не выдерживает критики. В истории не было прецедента, чтобы группы турецкого населения (частные случаи не принимаются во внимание) становились христианами. Абсурдность этой формулировки преодолевается, если слова «турецкое население» поменять на «население Турции».

  • Четвертая точка зрения рассматривает формирование субэтнической группы урумов на основе нескольких христианских этносов, для которых тюркский язык стал языком «межнационального общения», но конфессиональная принадлежность смешанного населения к Греческой церкви предопределила исход этнического процесса в пользу греческого самосознания.
     

Истоки этногенеза всего греческого народа восходят к крито-микенской эпохе 3 - 2 тысячелетие до нашей эры. К 11 – 10 векам до нашей эры на территории Южных Балкан, островах Эгейского моря и прибрежных районах Малой Азии языковая близость и примерно одинаковый пантеон богов создали благоприятные условия для консолидации разных этнических групп в единую народность - греков. Во внутренних районах Малой Азии эллинизация многочисленных этносов растянулась на многие века. Тем не менее, наиболее благоприятно складываются предпосылки для «консолидации на основе эллинизма» в последние века до нашей эры. «Этому процессу благоприятствовали использование представителями местных элит греческого языка как официального и религиозный синкретизм – отождествление греческих богов с восточными культами. Однако эллинизация автохтонного населения Малой Азии носила еще «поверхностный» характер, «эллинами» в данном регионе обозначали не этническую общность, а привилегированные слои населения».


 Этноконсолидация народов Малой Азии продолжилась в «римский период» (с 1 века до н.э. по 5 век н.э.). После смерти Юстиниана в 565 году империя утрачивает огромные территории, в связи с чем, греческий элемент становится преобладающим не только в столице, но и во всей империи, а греческий язык постепенно вытесняет латинский и становится языком власти.

В 11 – 12 веках азиатские орды турок-сельджуков ворвались в Малую Азию. Покорив Каппадокию и Малую Армению, где проживало смешанное армянское и греческое население, турки начинают проводить их тюркизацию. Одни малоазиатские греки приняли ислам, постепенно усвоили тюркский язык огузов и ассимилировались с ними, другие  остались христианами, хотя и освоили тюркский язык, третьи сохранили и христианскую веру, и свой язык. Но разговорный тюркский язык, подкрепленный силой нового государства, рано или поздно должен был превратиться в язык межнационального общения в этнически смешанном сообществе. В этом сообществе урумы долгое время держались особняком и воспринимали себя как особый этнос, имеющий общую судьбу со всеми христианами восточных областей Османской империи – греками и армянами.

Очередная русско-турецкая война, завершившаяся Адрианопольским миром (1828), позволила урумам перекочевать в единоверную Россию, основав десятки селений.

Местом наиболее активного заселения стала Ставропольская губерния. Специально для распределения земель в губернии создали межевую комиссию, которая и выделяла наделы новым жителям Российской империи. «Поначалу греческим делегатам выделенные земли не понравились, и они вернулись на родину ни с чем, оставив губернских чиновников без ответа. Но два года спустя на Ставрополье прибыло больше трех сотен греческих семей из Трапезундского пашалыка Турции … По дороге к ним присоединились греки из Цалкского района Грузии, образовав целую колонию из 2700 человек»

Переселенцам выделили пособие в виде ежемесячного провианта (из расчета на 1 душу, начиная с шестилетнего возраста), материала для посевов и леса для постройки домов. Осенью того же года прибыла новая колонна урумов из другого санджака Турции. Если первые поселенцы обосновались в Пятигорске, то вторую волну, численностью около 1000 человек, направили в Султан, выделив им такие же пособия.  Затем из Турции пришло еще 200 греческих семей. В общей сложности за 19 столетие в Россию перебралось около ста тысяч греческих переселенцев, немалую часть которых составляли греки-урумы.

Сложившиеся к тому времени турецкий язык, традиции и обряды были в целом законсервированы, но своеобразные религиозные обряды стали определять их образ жизни и менталитет. В целом, обряды соответствовали общеправославным, но были и особенности. «В прошлом, исследователи отмечали, что у урумов храмовые дни (св. Георгия, св. Ильи и др.) почитаются с большей помпезностью, чем Рождество и Пасха. Самый любимый праздник для всех урумов Успение Богородицы (Меримана). Каждый месяц у урумов имеет свое название. Так в связи с особой популярностью Успения Богородицы, август, когда его празднуют, получил название «Меримана». Сентябрь урумы назвали «хач-айи» – «месяц креста».  Они в один день отмечали и Рождество, и Крещение  - через шесть дней после Нового года. В дни главных праздников урумы совершают обряд жертвоприношения (курбан) около церкви. Шею или рога жертвенному животному (бык или баран) обвязывали красной лентой. Священник освящал животное, которое (с участием прихожан) трижды обводили вокруг церкви и закалывали. Животному на ухе делали надрез в виде креста, а выступившей кровью рисовали крест на темени детей. В прежние времена кресты кровью также рисовали на пороге и дверях церкви.

Сегодня российские урумы живут на Северном Кавказе, в частности на Кавказских Минеральных Водах; в Северной Осетии; в городах Краснодарского края -  Краснодар, Абинск, Сочи, Геленджик; в Приазовье и др.