// Многонациональная Россия

Турки-месхетинцы

Турки-месхетинцы
Численность народа: 115 000

Турки-месхетинцы — выходцы из Месхетии, горного района Грузии, расположенного вдоль границы с Турцией. Южная Грузия активно взаимодействовала с тюрками на протяжении многх веков. Хотя эти контакты были преимущественно военными столкновениями, результатом конфликтов было и бытовое взаимодействие.

Проникновение тюркских племен на Южный Кавказ началось с появлением в этом регионе гуннов во 2 веке нашей эры. В конце 4 века гунны с булгарами опустошили Южный Кавказ, главный удар пришелся на Азербайджан и Грузию. «После распада в 60-х гг. V в. объединения оногуров появился новый военно-политический союз гунно-булгарских племен во главе с сабирами, которые после их разгрома в 558 г. аварами поселились на левом берегу Куры, в районах, прилегающих к границам с Иберией. В результате многочисленных походов к началу VII в. Южный Кавказ оказался под властью хазар, распространивших тюркский язык на регион».

Через 500 лет сюда пришли сельджуки. «В качестве противовеса сельджукской опасности в 1118 г. царь Грузии Давид IV Строитель пригласил половцев (кипчаков), разместив их на юго-востоке и востоке страны, в том числе в Месхети и межгорных долинах». Этот период характеризуется массовым появлением в Грузии огузов, кыпчаков и других тюркских племен. Птом пришла монгольская орда с тюркскими племенами в своем составе, потом туркмены, потом опять монголы. В 13 веке регион, включавший Месхети, организуется в княжество Самцхе. «В середине XV в. после продолжительных войн правителю княжества Южной Грузии Самцхе удалось добиться политической независимости». Но в середине 16 века восточная часть Самцхе с городом Ахалцихе подчинилась Ирану; западная часть Самцхе - Турции. «В 1578 г. князь Самцхе признал над собой верховную власть турецкого султана. Княжество формально упразднили и создали Чилдырский (Ахалцихский) пашалык. Однако реально турки закрепились лишь в 1639 г.»  Этот период, как считают исследователи, и был тем временем, когда завершилась смешение и консолидация разных тюркских племен и небольшой части грузинского населения в единый этнос.

В 1828 году в результате русско-турецкой войны Ахалцихский пашалык перестал существовать, а часть его территории вошла в состав Российской империи.

Периодически возникает дискуссия о давней кровной принадлежности турок – месхитинцев к грузинскому субъэтносу месхи, проживающему в той же исторической области Грузии. Сами грузины - месхи, будучи православными христианами, никак не связывают себя с турками-месхетинцами - мусульманами-суннитами, говорящими на тюркском языке. Большинство турок тоже не признают родства ни с месхами, ни с грузинами в целом, хотя часть из них допускает, что произошли от грузин-месхов, принявших ислам в 17-18 веках и перешедших на турецкий язык.

А еще одна часть склоняется к тому, что они потомки турок и азербайджанцев.

Территория исторической Месхетии соответствует трём нынешним административным районам Грузии: Адигенскому, Ахалцихскому и Аспиндзскому, входящим в край Самцхе-Джавахети, а также сопредельным районам Турции. Административный центр Месхетии город Ахалцихе, поэтому турки-месхетинцы до сих пор предпочитают называть себя ахалцихскими турками. Говорят они на восточно-анатолийском диалекте турецкого языка. Согласно одной из теорий язык месхетинских турок является непосредственным продолжением старотурецкого языка, на котором говорило тюркоязычное население Анатолии в средние века.

Термин «месхетинские турки» получил распространение после депортации народа с территории Грузинской ССР в Среднюю Азию в 1944 году в рамках политики «зачистки» пограничных зон СССР от «неблагонадежных» элементов. В советской публицистике и научной литературе так подчеркивалась привязка к той местности, откуда они были насильственно переселены. Хотя формально ограничения со «спецпоселенцев» сняли в 1956 году, вернуться на родину власти им не позволили. Сейчас большие диаспоры проживают в России, Казахстане, Киргизии, Азербайджане, Турции, США. В Грузии живет около 2 тысяч месхетинцев — это самая маленькая диаспора в мире. На Северном Кавказе больше всего месхетинцев проживает в Кабардино-Балкарии. В России, по некоторым подсчетам, проживает до 115 тысяч человек.


 

Месхетия  испокон века была сельскохозяйственным регионом и население региона занималось преимущественно земледелием. Земледелием турки-месхетинцы занимались и во времена депортации, продолжают заниматься им и сейчас. Соседи  считают их прирожденными земледельцами, к тому же очень трудолюбивыми, благожелательным. Создают семьи месхетинцы обычно рано: девушки в 18−20 лет, парни — до 25 лет. Раньше девушка могла не видеть будущего мужа до свадьбы. Если мужчина женится на девушке другой национальности, к этому относятся спокойно: главное, чтобы жена приняла ислам и соблюдала обычаи. Девушек же выдают замуж не за турок крайне неохотно. Свадебный обряд месхетинцев и похож, и не похож похож на кавказские. Накануне свадьбы для невесты проводят «ночь хны» - своеобразный девичник, когда собираются все родственницы, петь песни, танцуют и украшают друг другу руки природной краской. В день свадьбы невесту в традиционном платье забирают из дома родителей, дарят ей подарки. На второй день новобрачная готовит угощение для новой семьи. «Практичные турки-месхетинцы давно изобрели свой вариант особенной праздничной «шпаргалки» (памятки) - свадебную тетрадь. … В свадебную тетрадь - часто это обычная школьная тетрадка в 12 листов - старательно вписывают, что именно подарил брачующимся каждый гость. Если это не вещественный подарок, а деньги, то зафиксируют точную сумму. Причем, перед тем как сделать запись в свадебную тетрадь, специальный «глашатай» торжественно демонстрирует подарок или во всеуслышание называет сумму. Таким образом, отдают дань уважения гостю: собравшиеся должны знать о том, какую лепту каждый внес в «фонд» новой семьи».

Любимым развлечением незамужних девушек были разнообразные виды гаданий. Наиболее популярным из них считалось гадание «хидралязы»: незадолго до сна девушки принимали сильно подсоленую пищу и ставили в изголовье кружку с водой. Согласно поверью, выдержавшей испытание девушке во сне явится белобородый старец на коне, который укажет ей суженого и предскажет будущее.

Свое сегодняшнее положение людей, лишенных родины, сами турки-месхетинцы характеризуют так: «В том, что мы сохраняемся как народ, заслуга стариков. Они смогли не только подняться на ноги, несмотря на полное разорение, но и сохранили культуру».