// Многонациональная Россия

Агулы

Агулы
Численность народа: 34200

«Агулы - это удивительно добрые, гостеприимные и приветливые люди. … Если ты их гость, они не только распахнут двери своего дома, они распахнут перед тобой свою душу. Все самое лучшее, даже если это последнее - для тебя. … даже провожая , они не отпустят тебя с пустыми руками: мед, сушеное мясо, сыр, орехи  - битком забьют пакеты и только тогда отпустят. Я полюбил этот народ ещё в детстве, и чем старше становился, тем глубже становилась любовь к этим прекрасным жителям гор».

.

Агулы (агъулар) — одна из малочисленных коренных народностей Дагестана, проживают в 21 селении у верхнего течения рек Чирахчай, Курахчай и их притоков. На севере они граничат с даргинцами и лакцами. На юге их соседи – лезгины, на западе – рутулы, на востоке – табасараны, на северо-востоке – кайтагцы.

Самоназвание агулов означает, что они  - жители Агула. Самые ранние сведения об агулах были в 7 веке в книге по армянской географии, где наряду с другими народами упоминаются «агута-кани». Конкретно о кушандаринцах, чье название связано с одним из основных ущелий Кушандере, упоминается в арабских источниках. В 4 веке до н.э. агулы входили в состав государства Кавказская Албания. В раннем средневековье агулы вошли в состав политического объединения Лакз.

Агулы объединялись по ущельям в союзы сельских общин. Сельская община была традиционной социальной организацией, самостоятельной хозяйственно-территориальной единицей. Сохранялись патриархальные кровно-родственные союзы — тухумы. В общественной жизни превалировали обычаи взаимопомощи, почитания старших, гостеприимства. Жили малыми и большими семьями, в которых было до 20 человек.

Юноши и девушки вступали в брак только с согласия родителей. О потенциальной невестке юноша не мог сам сказать своим родителям, только через «гонца». На следующий день родители жениха отправлялись в дом невесты. Получив согласие, сваты тут же дарили невесте кольцо и отрез на платье. Дальше обговаривали калым. Кроме собственно калыма, жених был обязан одеть с головы до ног не только свою невесту, но и почти всю ее родню. Многие агулы после сватовства уходили на заработки и работали годами, чтобы накопить деньги и заплатить калым. Девушка начинала готовить приданое: ковры, подушки, разноцветные вязаные носки. Родственники дарили ей отрезы на платье. Между сватовством и свадьбой иногда проходило два-три года. Однако жених не мог появиться в доме невесты без приглашения ее родителей.

Свадьба проходила раздельно – в доме жениха и в доме невесты – и продолжалась четыре-пять дней. Полноценным членом семьи новой невеста становилась после «выхода за водой», когда на третий день свадьбы ее с кувшином на плече в сопровождении подруг уводили к речке.

В каждой семье главой считался отец или старший брат, власть которого была почти неограниченной. При разделе имущества часть получали не только сыновья, но и дочери, даже те, которые давно вышли замуж. После раздела обычно все братья жили по соседству друг с другом. У каждого тухума были свои наделы, сенокосы, пастбища и даже отдельные кладбища.

В традиционных агульских поселениях строились крепостные стены, боевые башни, на дорогах — сторожевые башни. Башни внутри селений соединялись подземными ходами. Селения располагались ступенчато, дома примыкали друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие, извилистые, часто в виде лестницы.

Территория агулов не раз подвергалась опустошительным набегам. «Предания гласят, что ко времени прихода монголов Рича был крупным населенным пунктом, там имелась мощная крепость, расположенная на высокой горе. Недалеко от этой крепости существовали «ворота» Рича. Здесь по обеим сторонам реки Чирах-чай располагались две мощные сторожевые башни, связанные между собой цепями. Без разрешения владетеля Рича ни один человек не мог ни войти, ни выйти из этих «ворот». Оборонительные башни имели связь с основной крепостью в селении Рича».

В планировке мирных агульских селений главное место занимали мечеть с площадью. Эта площадь - «гим» - служила местом для собраний общины и празднеств. В крупных селениях помимо центральной площади и большой мечети имелись и квартальные площади и мечети. Они почти во всех случаях по количеству совпадали с числом тухумов, а иногда носили и тухумные названия. На примечетских площадях мужчины отдыхали, сидя на специально устроенных больших камнях, бревнах, выполняли мелкие работы, обменивались новостями, договаривались о сроках сельскохозяйственных работ.

Основные сельхозработы - земледелие и скотоводство. Земледелие было трудным и малоэффективнным. Народ обрабатывал небольшие клочки земли в горах, постоянно следил, чтобы почва не размывалась, но часто посевы погибали от мороза, града. Хлеба агулам не хватало, завозить его в горы могли только обеспеченные. Зато в агульских ущельях разводили фруктовые сады, а на равнинах высаживали виноград.

Таким образом, самым главным занятием было все-таки скотоводство. Все занятия агулов строго делились на мужские и женские: уход за овцами был чисто мужским занятием, а за крупным рогатым скотом – женским. Мужчины обрабатывали землю, ухаживали за овцами, доили их, кормили, пасли, занимались стрижкой шерсти, переработкой молока, ухаживали за лошадьми, занимались торговлей мясом, шерстью, сыром, маслом. Основные обязанности женщины: уход за детьми, домом, заготовка топлива, уход за коровами и переработка молока. В поле женщины пололи, перевозили урожай, занимались скирдованием, жатвой. Молотьба и сенокос были коллективными занятиями.

Важную роль в крестьянском хозяйстве агулов играли также обработка шерсти, кожи, камня, дерева, металла. Основными изделиями агульских кузнецов были косы, серпы, топоры, мотыги, ножи — все то, что нужно в хозяйстве. Сыромятная кожа из шкур крупного рогатого скота шла на изготовление обуви – чарыков, сапог, ремней, поясов. Из шерсти производили сукно, которое шло на изготовление черкесок, бешметов, шаровар, рубашек. Агульские женщины занимались также ковроткачеством. Агульские ковры, наряду с табасаранскими и лезгинскими, находили большой сбыт в Дербенте, Кубе и других городах Дагестана.

Все агулы были  свободного узденского происхождения. Однако многие из их поселений начиная с 14 века периодически попадали в зависимость от феодалов Казикумухского и Кюринского ханств. Некоторые селения находились под сильным феодальным гнетом, тогда как другие ощущали это в меньшей степени. Рабства у агулов не было.