// Многонациональная Россия

Астраханские татары

Астраханские татары
Численность народа: 60 000

Астраханских татар разные источники называют либо этнической, либо этнографической группой татар.

Этническая группа предполагает древнее родство, а также определённую лингвистическую, религиозную и психологическую общность. Этнографическая же группа образуется в результате ассимиляции этносом иноэтнических групп, либо вследствие обособленности группы от основного этнического массива в течение длительного времени. Судя по всему, астраханские татары занимают промежуточное положение между этими группами. При этом внутри самих астраханских татар различают еще несколько «этнических групп»:

  • алабугатские татары,

  • булгаринские татары,

  • кундровские татары,

  • юртовские татары,

  • карагаши.

«В этническом формировании астраханских татар приняли участие хазары, кипчаки, приазовские болгары, ногайцы, отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки и др.» «Др.» - это поволжско-приуральские татары.

Живут астраханские татары в основном в одноименной области. На месте этой области в 7 – 10 веках процветал древнетюркский Хазарский каганат со столицей в Итиле. В 10 – 13 веках здесь царствовали печенеги и половцы-кипчаки. Потом эти территории заняла Золотая Орда. Здесь возникли города Сарай-Бату, Сарай-Берке, а в начале века был основан Хаджи-Тархан - предшественник современной Астрахани. Хаджи-Тархан располагался в 12 км от центра сегодняшней Астрахани, его остатками является городище Шареный бугор.

«Были установлены тесные контакты со многими странами, включая мамлюкский Египет». Название этого города в устах разных путешественников звучало по-разному и Хаджи-Тархан, Ас-Тархан, Цытрахань, Цитархан, Дастархан, Аштар-хан, Гаджи-Тархань, Гинтрахань, Аджи Дархан, Адяш Тархан, Астороrань— это всё названия одного и того же города.

В середине 16 века  Иван Грозный покорил ханство и взял Астрахань. «Указание «царь Астраханский» было включено в официальную титулатуру российского самодержца».

В 1558 году главная крепость города была перенесена на новое место. Город «стал надежным военно-политическим форпостом на юге России, перевалочной базой ее продвижения на Кавказ и в азиатский Прикаспий, центром активных торговых и межгосударственных связей. Так образовалось астраханское воеводство. В дальнейшем - при Петре I и Екатерине II - оно было преобразовано в гигантскую губернию, включавшую южные российские земли от Северного Кавказа до Самары и Казани».

В 17 веке сюда начали перебираться поволжско-приуральские татары. Первая волна казанских татар поселилась в Казанской и Татарской слободах Земляного города, рядом с аборигенами - юртовскими татарами. В то время как юртовцы продолжали оставаться в своих прежних улусах и находились в подчинении «табунных голов», казанские татары стали «ясашными людьми» и вносили в астраханскую Приказную избу «ясашный сбор». К середине 18 века к казанским татарам добавились татары-мишари из-под Пензы и Нижнего Новгорода. Последней волной в начале 20 века в Астрахань переселилась еще одна группа казанских татар. «В конце XVIII в. их (приезжих) доля в Астраханской губернии составляла 13,2%, в 30-х гг. XIX в. – 17,4%, в начале XX в. превысила 1/3 общей численности татарского населения».

Нашлось одно любопытное исследование относительно разницы в старых именах аборигенных и пришлых татар и историческое обоснование этой разницы. «Если у казанских татар в этот период двухкомпонентные имена имели предлоги, связанные с исламом, например, «Абдул-», «Мухамед-», «Ахмед-», то у астраханских татар их практически нет. Объясняется это тем, что астраханские татары в подавляющем большинстве отошли от кочевого образа жизни лишь к середине XIX в., поэтому влияние ислама среди них было слабее, чем у волго-уральских татар. Местные татары часто называли своих детей именами, в которых присутствует предлог «Хажи-» … Например, у астраханских татар были довольно распространены мужские имена Хажисмагиль, Хажисултан, Хажинияз, Хажимахмуд, Хажиахмад, женские имена Хажибиба, Хажиханым и др. Популярность таких имен обусловлена историческим прошлым, ассоциациями с Хажитарханом – столицей Астраханского ханства».

Занимались астраханские татары в соответствии с условиями ареала их проживания  животноводством, рыболовствоом и бахчеводством. «Земледелие играло заметную роль лишь в северных районах Астраханского края, в основном в хозяйствах татар-переселенцев из Среднего Поволжья и Приуралья».

Арбузы и дыни выращивали в южных уездах края. Там же получило развитие так называемое лиманное земледелие – «глубокое одноразовое весеннее увлажнение почвы водами местного стока». Разводили сады, огороды, растили виноград.

Животноводство было полукочевым. Лошади и овцы круглый год паслись на подножном корму. Помимо этого разводили волов и верблюдов, которых было даже больше, чем лошадей.

Ну и конечно, для людей, живущих в дельте Волги и прикаспийских районах, важное значение имело рыболовство. Ловили  и для себя, и на продажу. Рыбу и икру сдавали перекупщикам в Астрахани или везли в Ставрополь, где обменивали на зерно, муку.

«Небольшая часть татарского населения края была занята в различных местных промыслах по изготовлению лодок, добыче соли, обработке овчины, шерсти и т. п. Обедневшие татарские крестьяне нанимались батраками и подёнщиками, уходили на заработки в прикаспийские рыбные тони».

Жили астраханские татары большими семьями. Браки предпочитали заключать внутри своих этнических групп. У каждой группы были особенности свадебной обрядности. У одних при въезде в дом мужа молодая жена должна была пройти процедуру очищения прыгая через костер; у вторых новобрачная должна была целовать руки родственникам мужа; у третьих первую брачную ночь устраивали «в специально изготовленной отцом невесты свадебной юрте из белого войлока»; четвертые требовали за невесту огромный выкуп и так далее.

Большие семьи старались содержать и как можно больше скота, поэтому размещались все в больших усадьбах. Обходились они без амбаров, но зато очень любили летние кухни, сооружали летние очаги и готовили пищу в котлах. Это не отменяло наличия в домах печей, объединенных с очагом и «вмазанным над ним котлом», которые использовали в холодное время года.

Были у них, безусловно, и юрты для кочевья, были и полуземлянки, и постоянные жилища из камыша, обмазанного глиной. «Состоятельные семьи на пастбищных землях нередко основывали хутора, где занимались обработкой продуктов животноводства, бахчеводством, торговлей с калмыками и т. д.»

Говорят астраханцы  на татарском языке, но диалекты юртовских татар и карагашей испытали в свое время сильное влияние ногайского языка.