// Многонациональная Россия

Кабардинцы

Кабардинцы
Численность народа: 523 400

«Кабардинцы, одно из черкесских или адыгейских племен, обитают в этих местах приблизительно с 14 века. Кабардинский историк Шора-Бекмурзин-Ногмов видит в них потомков древних антов, обитавших в устье Кубани. Отсюда они постепенно расселились до Терека и за него. Тип кабардинцев – не чистый. В своем прошлом они переиспытали самые разные влияния, начиная от египетского (по мнению Ногмова, кабардинские князья – потомки египетских, вернее сирийских выходцев) и кончая хазарским (прозвища некоторых «уорков» и их семейные предания указывают на их происхождение от последних). Но несмотря на эти примеси, к которым должны быть причислены и более позднейшие примеси горских татар и осетин, кабардинцы все же остаются самостоятельной народностью. Гельвальд причисляет их к западной ветви кавказских народов, каковую группу Фр. Миллер считает «остатками некогда более значительной  народной семьи, пострадавшей от наплыва семитического, индо-европейского и уральских племен и удержавшейся в целостности до настоящего времени, только благодаря гористой почве своей родины».

«К антропологии кабардинцев» 1907 г.

На языке сегодняшнего дня это звучит следующим образом:

Кабардинцы считаются субэтносом адыгов и имеют с ними общий этногенез. Они были аборигенным населением Северного и Северо-Западного Кавказа. Древнейшие памятники культуры на территории исторической Кабарды, относятся к майкопской культуре, существовавшей еще в 4 тысячелетии до нашей эры. В 1-6 веках адыги были известны как зихи, в 13-19 веках как черкесы, а кабардинцы как «пятигорские черкесы». В середине 1-го тысячелетия часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В 13-15 веках наблюдалось обратное движение в Центральное Предкавказье.  Формирование кабардинского народа как отдельного субэтноса было связано с этим продвижением на восток. Часть адыгских племен с Северо-Западного Кавказа продвинулась в бассейн Терека, на опустевшие после ухода алан земли. Здесь они создали крупнейшее политическое образование адыгов — Кабарда. Как политическое образование Кабарда некоторое время состояла из множества княжеских владений. В начале 15 века князь Инал сумел создать единый политический союз, но уже к концу века оно вновь раздробилось на независимые владения.

В середине 16 века верховный князь Кабарды Темрюк предложил Ивану IV принять Кабарду под свою руку и взять в жены его дочь Гуащэней, ставшую второй женой  Грозного под именем Мария Темрюковна: «Господине Теврюге! Аще сицевая доброта дщери твоея, а нашия великия государыни Марии Теврюговны, то государю нашему царю и великому князю Ивану Васильевичу любима будетъ, а нас онъ, государь, за сие великое дѣло жаловать станетъ, а сия дщерь твоя с нимъ, государемь, царствовать въ велицѣй славе станетъ».

Единственный ребенок монаршей пары умер в двухмесячном возрасте, да и сама кабардинская княжна прожила недолго. После 8 лет брака она умерла. Царь «… подозревал бояр в том, что они «извели» Марию, утверждая, что она «злокозньством отравлена бысть». Обвиненных в отравлении царицы … Иван Грозный приказал сварить».

Почти 300 лет Россия и Кабарда находились в неоднозначных отношениях, сопровождавшихся, в том числе, и военными конфликтами. Только в 1825 году Кабарда вошла в состав Российской империи.

До 19 века в укладе кабардинского народа преобладала большая патриархальная семья, состоявшая из трех-четырех поколений. Семьей управлял старший мужчина, его жена вела домашнее хозяйство, руководила воспитанием мальчиков до 7-8 лет и девочек до их выхода замуж.

Существовали строгие запреты на браки внутри одного рода. Они распространялись на членов отцовского и материнского родов и на все виды искусственного родства: молочное, усыновление, побратимство. Был широко распространен институт «аталычества» - прием в семью на воспитание ребенка, чаще всего мальчика. Аталык заботился о своем питомце как о родном сыне, давал ему мусульманское образование, обучал искусству верховой езды и владению оружием, воспитывал в духе адыгского этикета. На воспитание отдавались и девочки, которых обучали различным женским рукоделиям и ведению хозяйства. По достижении воспитанником совершеннолетия аталык возвращал ребенка в родительский дом. Мальчиков снаряжали при этом конем, оружием и богатой одеждой. Приезд воспитанника в родной дом проходил в торжественной обстановке, а аталык в подарок получал скот, оружие и т. д.

Рождение «своего» мальчика кабардинцы отмечали торжественно, устраивали праздник для всех. Сердцем праздника было «подвязывание копченого сыра». Для этого во дворе к перекладине двух высоких столбов привязывали копченый сыр и промасленную кожаную веревку. «Соревнующиеся парни должны были добраться по веревке до сыра, откусить кусочек и получить за это приз – кисет, чехол, уздечку и др.»

Жили по неписаному кодексу Адыгэ хабзэ. Кодекс жестко регламентировал традиционные нормы обычного права, нравственные предписания и правила поведения. Кабардинцы, как и все адыги, строго придерживались обычаев гостеприимства, куначества, вышеупомянутого аталычества, кровной мести. «Гость, кем бы он ни был, пользовался защитой и покровительством хозяина. Тот, кто оскорблял гостя, уплачивал хозяину дома штраф в размере нескольких десятков голов крупного рогатого скота, а в случае убийства гостя штраф возрастал в пять раз, не считая расплаты за само преступление.  Куначеством называют искусственное родство между представителями разных родов, племен, народностей. Кунаком считался близкий друг. «Основные принципы адыгского этикета – уважение к старшим, к женщинам, нормы социального взаимодействия – и сегодня определяют поведение многих кабардинцев».

Основой их хозяйствования до конца 19 века были отгонно-пастбищное животноводство, пашенное земледелие, полеводство и пчеловодство. Особое значение для кабардинцев имело коневодство. Ещё в 16 веке кабардинцы вывели свою породу лошадей, скрещивая степных лошадей и жеребцов восточных кровей. Эти знаменитые во многих странах скакуны отличались очень крепкими копытами, благодаря которым они легко взбирались по узким горным тропам и преодолевали занесенные снегом перевалы.