// Многонациональная Россия

Коми-зыряне

Коми-зыряне
Численность народа: 228000

Все началось очень-очень давно. Так давно, что только археологи и этнологи могут разобраться. По их мнению, в основе культуры современных коми-зырян выделяются следующие последовательные археологические культуры :

  • Неолит: волосовская культура (III—II тысячелетие до н. э.), расположенная на территории центральной России и Поволжья.

  • бронзовый век: приказанская культура (XVI—IX вв. до н. э.)

  • железный век: ананьинская культура (VIII—III вв. до н. э.), гляденовская культура (III в. до н. э.- IV в.), ванвиздинская культура (VI—XI вв), вымская культура (XI—XII вв).

Первая древнепермская этнолингвистическая общность, бывшая прародителями коми,  обнаружилась исследователями в слоях 2 тысячелетия до нашей эры в районе впадения в Волгу Оки и Камы. Позднее древние пермяне начали свое движение на север, в Прикамье. В 1 тысячелетии до н. э. (железный век) предки зырян проникают на территорию современной Республики Коми. В 4-8 веках уже нашей эры на северо-востоке европейской части России, там, где сегодня расселены коми, оформляется ванвиздинская культура. Ее носители говорили на финно-пермских языках. «В первой половине I тыс. н. э. древнепермская этнолингвистическая общность разделяется на предков общекоми и удмуртов. Центром обитания общности коми было Прикамье. В последней четверти I тыс. н. э. произошёл распад этой общности.

Часть населения мигрировала в бассейн Вычегды, где смешалась с носителями ванвиздинской культуры. На Выми и нижней Вычегде, очевидно, главным элементом стали ванвиздинцы, а на Сысоле и верхней Вычегде доминирующим элементом стали переселенцы из Прикамья. В результате взаимодействия сложилась вымская культура (IX—XIV вв.), соотносимая с летописной Пермью Вычегодской».

При этом термин «Пермь Вычегодская» обозначал не столько территорию, сколько «комиязычное население, проживавшее на территории Европейского северо-востока в средневековье, непосредственных предков коми-зырян» и «отражает процесс окончательного размежевания пракомиязыковой общности и дальнейший процесс формирования коми-зырян с XI в.»

Пермь занимала пространство сегодняшней республики Коми и Архангельской области и до второй половины 15 века входила в состав земель Великого Новгорода. Впервые в русских документах «Перемь» упоминается в «Повести временных лет», а также в грамотах 1263 года, данных новгородцами великому князю Ярославу Ярославичу.

После присоединения Великого Новгорода к Москве земли перми вычегодской вошли в состав Московского государства. В 1481 году была произведена перепись вычегодско-вымских земель «… и назначены "государевы дани" (1485). В XVI-XVII вв. происходило изменение границ расселения коми».

Большинство зырян светлые и голубоглазые. Сами они говорят, что термин «зыряне» заимствован, а правильно называть их  «коми морт», где «морт» – это человек.

Коми морт, как правило, крепкие мужчины и женщины, упорные и выносливые. Типичные представители беломоро-балтийского типа европеоидной расы. По темпераменту коми, как настоящие северяне, немного флегматичные и очень дружелюбные.

«Про коми всегда говорят, что это очень добрые люди. Потому что здесь суровые зимы, надо иметь большую выдержку. Кроме того, в населенных пунктах большие семьи, где по семь–восемь детей, что тоже, повлияло на доброту души народа. Все друг другу помогают».

Зырянские семьи всегда были большие. До середины 19 века они вообще насчитывали по 30-50 человек. Разумеется, тут речь идет о так называемых неразделенных семьях, объединяющих 2-4 поколения.

В такой большой патриархальной семье главой являлся отец, которому должны были подчиняться все члены семьи. Когда он становился слабым и старым, то руководство всей хозяйственной и общественной жизнью принимал старший сын. Младшие дети мужского пола считались сызмальства полноправными членами семьи, чего не скажешь о девочках.

Мальчиков с детства готовили к роли добытчика-промысловика, кормильца. «Во всем зырянскомъ крае не отыщется ни одной деревни, въ которой бы молодые парни не умели обращаться съ ружьем метко и съ тактомъ. По врожденной склонности къ охоте, дети не требуют у отцов ни кафтановъ праздничныхъ, ни рубахъ красныхъ, ни шапокъ городскихъ, а со слезами просятъ купить имъ винтовку, получивъ которую и начинаютъ бродить даже в летнее время по окрестнымъ лесамъ за молодыми рябчиками, тетеревами и куропатками». В шестнадцатилетнем возрасте молодые охотники уже могли самостоятельно отправляться на дальний промысел.

Охота и рыбалка – традиционные промыслы коми. Они всегда считались искусными охотниками. «В зырянском охотничьем хозяйстве выступает, с одной стороны, ружейная охота, с другой — широкое применение всяких ловушек, силков, кляпцев и т. д. В лесу охотники коми всегда пользуются компасом («матка»). Охотничьи собаки — порода зырянской лайки — очень хороши. Зимой мужчины ходили на охоту на лыжах. У каждого oxoтникa-кoми было двe пары лыж: одни – широкие, оббитые c нижней стороны мехом лося или северного оленя, которые надевали только в холода, и гoлицы, или лызи, (лыжи), которые смазывали жиром и на которых передвигались в оттепель».

Коми морт считается изобретателем лыж. Именно на их земле археологи обнаружили обломок лыжи, возрастом около 8 тысяч лет.

Чтобы удобнее было заниматься рыболовством, селились по берегам рек. Ловили окуней, ершей, щук, язей.

Помимо охоты и рыбалки занимались земледелием, собирали в лесу ягоды и грибы, разводили коней, овец, коров, коз. «Скотоводство играло подчиненную роль: держали главным образом рогатый скот или, точнее, безрогий (комолой породы)»

У предков коми существовало два вида письменности. Первый - рунические родовые знаки. Зыряне помечали им свои вещи, охотничьи угодья, составляли календари. Остатки этой письменности дошли до наших дней.

Вторую пермскую письменность  ─ анбур ─ создал в конце 14 века миссионер Стефан Храп (святитель Стефан Пермский). Он проводил христианизацию коми и использовал свой алфавит для переводов богослужебной литературы. Анбур активно использовался около 300 лет.

Современный алфавит коми состоит из 35 букв, а сам язык делится на 10 диалектов. Отличаются они и произношением, и написанием слов.