// Многонациональная Россия

Даргинцы

Даргинцы
Численность народа: 626 601

«Да будет добрый урожай. Да будет мягкая погода, да не будет града. О, Аллах, ты можешь прокормить нас, дав хороший урожай, а можешь и оставить без хлеба», «Пусть поле уродится, пусть люди наедятся, пусть овец будет много», «Да будет урожай! Да будут дожди мягкими, трава хорошей, да не падут на людей неожиданные несчастья, да увеличится количество людей и да будут они счастливы!» -  такими заклинаниями сопровождал даргинский пахарь первую борозду нового посевного сезона. И нового года.  Эти два праздника совпадали, приходясь на дни весеннего равноденствия. Новый год даргинцы называли «День сжигания зимы огнем», «День огня», «День весны». Праздник первой борозды именовали днем «срезания почвы», «проведения черты (борозды)», «узрением лика пашни», «оплодотворения пашни» и «свадьбы поля».

Ритуальную борозду делал «старший пахарь», одетый в тулуп, вывернутый наизнанку, т.е. мехом наружу. Пока он пахал, его обливали водой и забрасывали комьями земли, кидали «горсть земли внутрь его штанов с целью передачи плодоносящих сил человека пашне». Всем, идущим на праздник раздавали треугольные лепешки с сыром, «обмазанные смесью меда, топленого масла и толокна». Обязательным ритуальным атрибутом были «баранки», которые надевали прямо на рога быков, проводивших эту первую борозду.

«Эти же баранки служили и призами для победителей спортивных соревнований праздника. К ритуальным же хлебам относились и печенья, которым придавали форму сосуда и в таком виде запекали в печи. После выпечки их заполняли халвой». В некоторых селеньях на праздник выпекали хлеб из слоеного теста, пироги с мясом, творогом, яйцами, жиром. С гор катили хлебный калач - мяй, испеченный специально для того, чтобы стать призом победителю спортивных соревнований: скачек, бега, борьбы, метания камней, боя быков, травли собак. Хорошим признаком считалось, если калач разбивался на мелкие кусочки. Они символизировали будущий богатый урожай и их без остатка старались подобрать взрослые и дети.

Прекрасным поводом для свободного знакомства, общения, веселого и полезного времяпрепровождения были молодежные праздники типа «хождения за белой глиной», «сбора травы для веников», «сбора тмина» или «ремонта родников».

За такими знакомствами следовали праздники, имитировавшие элементы сватовства и свадьбы, которые быи связаны с самым древним из культов – культом плодородия. Для таких обрядов, проводившихся весной и летом, «создавали» деревья, плодородия или яичные деревья. Не везде их обвешивали только яйцами, иногда для обрядов такие деревья арашали еще и куклами из хлеба или пирогами.

Поскольку от «аграрных» божеств зависели результат будущего урожая и приплод скота, для них в определенные дни готовили разные блюда: на осенне-зимних посиделках - ритуальное варево шабщи, при наступлении весны - чуду из первой весенней зелени и яиц. Для привлечения богатого урожая богам дарили ритуальный хлеб, начиненный яйцами, орехами, фасолью или курагой.

«Первый весенний гром даргинцами воспринимался как предвестник будущего обильного урожая и потому сопровождался заговором-заклинанием. При первом выгоне скота женщины несли домой большой камень с заклинанием сделать столько же масла летом».

***

Как и все дагестанские народы, даргинцы являются потомками народов Кавказской Албании. Ученые сходятся во мнении, что на территории Албании проживало 26 племен. Какое из племен  произвело нынешних даргинцев, сказать невозможно, но исследователи видят большое сходство даргинского языка с удинским языком, носителем которого являлся один из указанных народов Кавказской Албании. 

До начала арабских завоеваний в Дагестане, в предгорье и на равнине, существовало от 9 до 14 крупных населенных пунктов даргинцев, известных у них в основном как города. Например, о городе Гамри упоминается в письменных источниках, описывающих события конца 5 века. А в сирийской хронике 6 века сказано, что «к западу от Каспийских ворот» проживало 13 племен:

  • сабир,

  • бургар,

  • алан,

  • куртаргар,

  • авар,

  • хасар,

  • дирмар,

  • сириргур,

  • баграсик,

  • кулас,

  • абдел,

  • ефталит,

  • авгар.

Что касается  этих племен, то с преемственностью между ними и даргинцами тоже нет определенности: «…возможно, что под каким-то из указанных названий 13-ти народов (проживавших в вышеупомянутых городах) были и предки нынешних даргинцев, хотя и трудно точно сказать, под каким именно из них можно это предположить. Но, думается, можно предположить, что даргинцы это указанные в источнике племена «дирмары» и «сириргур» (сюргинцы, сиргинцы), перечисленные в источнике друг за другом».

Считается, что несколько нынешних даргинских сел, находящихся в среднем Дагестане, основали именно переселенцами из этих городов, разоренных, разрушенных и сожженных в период арабских завоеваний. «Спасаясь от завоевателей и не желая принимать новую религию, жители населенных пунктов переселялись вглубь Дагестана, где и до них проживали этнически однородные с ними группы дагестанских народов».

Уходя из разрушенных городов и от бесконечной смены тюркоязычных племен в Приморском Дагестане, большинство даргинцев  переселились в  предгорье и Горный Дагестан. Они образовали много небольших тухумных поселений, объединившихся в конце 14 - начале 15 веков в территориально-тухумные села. Тухумы создавали джамааты – общины. Последние  управлялись кадием, старейшинами и исполнителями (баруман) во главе с глашатаем (мангуш), старшинами (халати).

В свою очередь джамааты объединялись в союзы сельских общин.  «Большая часть даргинцев входила в Акушинскую конфедерацию,  объединявшую союзы общин Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Урахи, Муги, временами Сирха и другие».  До нас дошли сведения о таких объединениях как Акуа-Дарго, Каба-Даго, Сирха, Уцми-Дарго, Гуцул- Дарго, Хамур-Дарго, Буркун-Дарго.  Каждое объединение было способно сформировать общий военный отряд для защиты своих интересов и считалось военно-политической единицей.

Однако именно акушинцы представляли собой политически наиболее активную часть даргинцев. Они участвовали  практически во всех политических событиях происходивших в отдельных феодальных владениях, в соседних союзах сельских общин, а также в событиях общедагестанского масштаба. «Не случайно, все остальные даргинцы в источниках XVIII-XIX вв. нередко выступают под собирательным названием «акушинцы». Роль Акуша-Дарго в политической жизни Дагестана стала особенно весомой в конце 18 - первой половине 19 веков,  и тогда, когда Акуша-Дарго в 1812 году приняло подданство России: «в июле 1812 г. к генералу Хатунцеву прибыли от акушинского и всего даргинского народа кадии и почетнейшие старшины с просьбой принять в подданство весь даргинский народ» и они «от имени всего народа учинили присягу на верность е.и.в., и почетнейшие из них утвердили оную своими печатями».

Сегодня даргинцы продолжают жить на своих автохтонных территориях: на юге Буйнакского района, в Левашинском, на северо-востоке Гунибского, юго-западе Карабудахкентского, в Акушинском, Сергокалинском, Дахадаевском, на юге Кайтагского, севере Агульского районов Дагестана. За пределами Дагестана самая большая диаспора проживает в Ставропольском крае.